Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 38(292)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Белоновский А.В. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИДЕЙ И ИХ СВЯЗЬ С ЧЕЛОВЕКОМ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 38(292). URL: https://sibac.info/journal/student/292/349267 (дата обращения: 26.12.2024).

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИДЕЙ И ИХ СВЯЗЬ С ЧЕЛОВЕКОМ

Белоновский Арсений Васильевич

студент, лечебный факультет, Оренбургский государственный медицинский университет,

РФ, г. Оренбург

Хаджаров Магомед Хандулаевич

научный руководитель,

д-р филос. наук, проф. кафедры общественных науки молодежной политики, Оренбургский государственный медицинский университет,

РФ, г. Оренбург

ORIGIN OF THE IDEAS AND THEIR RELATION TO HUMAN

 

Arseniy Belonowskiy

student, Faculty of Medicine, Orenburg State Medical University,

Russia, Orenburg

Magomed Khajarov

scientific supervisor, Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Social Science and Youth Policy, Orenburg State Medical University,

Russia, Orenburg

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье будет рассмотрен генезис идей и их отношение к человеку, то, как человек способен раскрывать идеи. Будут разобраны взгляды разных философских школ на данную тему.

ABSTRACT

This article will examine the genesis of ideas and their relationship to a person, how a person learned to reveal ideas. The views of different philosophical schools on this topic will be considered.

 

Ключевые слова: идея, идеализм, материализм, познание, сознание, продукт, Бог, творящее начало.

Keywords: idea, idealism, materialism, cognition, conscious, product, God, creative principle.

 

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, каждому из нас присущ процесс мышления. Более того, люди могут выражать множественные идеи, к которым они приходят в результате вышеупомянутого мышления. Но вопрос заключается в другом: являются ли идеи продуктом нашего сознания? Или же создателем идей выступило Нечто, а человеку лишь отведена роль их раскрытия?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Рассмотрим данную проблему с двух точек зрения - идеалистов и материалистов. Сначала обратимся к творчеству яркого последователя идеализма Фридриха Шеллинга.

Шеллинг утверждает, что именно Природа обладает творящим началом, а человек является творением Природы, которая и вложила в него то самое начало [3]. Человек, в свою очередь, посредством творчества, познает Природу. Поскольку непосредственно сама Природа a priori обладает созидающим началом, то, следовательно, все идеи, выраженные когда-либо человеком, являются непрямым продуктом Природы, так как человек сам по себе – детище Природы [4].

Можно утверждать, что все идеи вложены в человека изначально; он же, в свою очередь, лишь постигает и реализует их.

Так, например, объясняется факт того, что ученым, не имеющим какие-либо контакты друг с другом или даже не знающим о существовании друг друга, в голову может прийти идентичная идея; в английском языке, например, есть такое выражение: «Great minds think alike» - великие умы мыслят одинаково.

Таким образом, все идеи первоначально существуют вне зависимости от человека и лишь вкладываются в него впоследствии.

Похожий концепт прослеживается в размышлениях Георга Гегеля. Исходя из его философии, движущей силой мира является Мировой дух, принимающий разные формы во время перевоплощения [1, с. 5]. Являясь Абсолютной идеей, Мировой дух содержит в себе все идеи, в точности, как и Природа по Шеллингу. Соответственно, все замыслы закладываются в человека Мировым духом в момент его перевоплощения [2]. Здесь вновь наблюдается, что все идеи, достигаемые человеком, представляют из себя результат процесса не человеческой умственной деятельности, а другого, Нечто.

Итак, в философии Гегеля человек также не является творцом идей, а лишь их носителем.

Резюмируя, с позиции идеалистов можно утверждать, что генезис идей произошел без участия человека и никак не зависит от него.

Подобным образом следует рассматривать и религиозный взгляд на этот вопрос. В случае Христианства, например, в роли источника всех идей выступает Бог (Творец). Во время сотворения человека Бог вкладывает в него все необходимое: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. [Бытие 2:7]; Всё соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца [Книга Екклезиаста, или Проповедника 3:11]; Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь. [Иов.33,4]; Ибо Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознаёт это [Пс.138,13–14]; Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти [Ис.48,17]».

Учение Схоластики говорит о том, что сущность Бога (любые идеи и знания) может открываться человеку лишь в виде озарения, которое снисходит на него по волею Божьей.

Хоть в последующем, в рамках развития концепции единства Бога и мира или же Пантеизма, мы и видим, что Бога можно понять через окружающий мир, однако же источником всех идей, которые человек может черпать из природы, все равно является Бог.

Выдающийся представитель Пантеизма Бенедикт Спиноза говорил о том, что Бог — «natura naturans», то есть внутренняя причина всего сущего; мир, в свою очередь, — самопознание Божества («natura naturata») [5]. Следовательно, в природу вкладывается божественный замысел и небесные образы, которые человеку необходимо расшифровывать для осмысления сути Творца.

Можно заключить, что с религиозной точки зрения человек тоже не создает идеи, а лишь принимает их от Бога в виде озарений или посредством изучения мира, созданного Творцом и включающем в себя эти идеи.

Рассмотрим этот вопрос с другой стороны - материализма. Мы принимаем, что, по мнению материалистов, не существует никакого «идеального мира», тем более такого, от которого зависел бы реальный мир; принимаем, что существует лишь материальный мир, и он является главенствующим.

Тогда появляется вопрос: откуда человек брал вдохновение, образы для своих открытий и изобретений? Ответ – из природы.

Наблюдая за окружающим миром, человек имитировал образы животных для того, чтобы добиться чего-то нового (одежда, музыкальные инструменты, транспортные средства). Основываясь на знаниях, полученных из природы, человек продвигался и совершенствовался; Аристотель говорил, что «Ars imitatur naturam» (Искусство подражает природе).

Мы приходим к такому же выводу, к какому пришел и Шеллинг – все идеи, которые раскрывает человек, исходят из Природы.

Можно было бы возразить, что человек самостоятельно выводит законы и концепты, вне зависимости от Природы. Однако любые закономерности и формулировки человека являются лишь описанием процессов, происходящих в природе.

Например, музыку, как было упомянуто ранее, человечество постигло, наблюдая за птицами и за свойствами древесины; имитацию голоса птиц можно услышать в цикле «Времена года» Вивальди, а во время исполнения произведения «Пение птиц» Эдисона Денисова в зале включается запись пения пернатых в лесу.

Разумеется, многие люди, разделяющие материалистическую точку зрения, могут возразить, что человек способен мыслить вне рамок реального мира, создавая произведения искусства. Но это не так, ибо человек создает любое произведение искусство, опираясь на знания и образы, которые он получил из окружающего мира, путем абстрактного мышления или комбинаторики.

Так, известный французский инженер Огюст Шуази в своём сочинении «Всеобщая история архитектуры» пишет: «человек ледникового периода, едва знакомый с устройством хотя бы и первобытных жилищ, уже посвящает досуги своей беспокойной охотничьей жизни на украшение оружия и вырезает на нём изображения животных, с поразительной правдивостью передавая и движения, и жизнь» [6, с. 12].

Принимая во внимание сказанное выше, можно сделать любопытное заключение, что философы-материалисты также рассматривают человека, как носителя и интерпретатора идей, полученных им из природы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог по поставленному вопросу, а также по всем рассмотренным направлениям, можно заключить, что вне зависимости от точки зрения, которую принимает человек, неизменным остается факт того, что любые идеи, раскрываемые человеком, были созданы и существуют вне зависимости от самого человека.

 

Список литературы:

  1. Гегель, Г. В. Ф. (1970). Наука логики. Москва: Мысль.
  2. Гегель, Г. В. Ф. (1995). Феноменология духа. Санкт-Петербург: Наука.
  3. Шеллинг, Ф. В. (1996). Философские исследования. Москва: Республика.
  4. Шеллинг, Ф. В. (1984). Система трансцендентального идеализма. Москва: Мысль.
  5. Спиноза // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб., 1907—1909.
  6. Шуази Огюст. «Всеобщая история архитектуры. От доисторической эпохи до Ренессанса» 2022 АСТ.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий