Поздравляем с Днем студента!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 37(291)

Рубрика журнала: Культурология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Никольский Т.М. ДРЕВНЕРУССКИЙ СТИЛЬ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА К СОЗДАНИЮ ПЕЧАТНОГО ПОСОБИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 37(291). URL: https://sibac.info/journal/student/291/348432 (дата обращения: 26.01.2025).

ДРЕВНЕРУССКИЙ СТИЛЬ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА К СОЗДАНИЮ ПЕЧАТНОГО ПОСОБИЯ

Никольский Тимофей Михайлович

студент, отделение дополнительного образования, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина,

РФ, г. Тамбов

Никольская Татьяна Михайловна

научный руководитель,

канд. филол. наук, доц., доц. кафедры дополнительного образования, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина,

РФ, г. Тамбов

OLD RUSSIAN STYLE AS THE BASIS OF A MODERN CREATIVE APPROACH TO CREATING A PRINTED MANUAL

 

Timofey Nikolskii

student, Departments of Continuing Education, FSBEI HE «G.R. DERZHAVIN TAMBOV STATE UNIVERSITY»

Russia, Tambov

Tatiana Nikolskaya

scientific supervisor, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Department of Continuing Education, Tambov State University named after G. R. Derzhavin,

Russia, Tambov

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается древнерусский стиль как возможность оформления книгопечатной продукции. Данный стиль оказал огромное влияние на развитие книгопечатания как особый, творческий подход в разработке современного дизайна, в том числе и книжного. Рассмотрение истории формирования и особенностей его лишний раз подчеркивает необходимость и возможность обращения к нему в современных реалиях, когда существует несомненный интерес к древнерусской культуре.

ABSTRACT

This article examines the Old Russian style as a possibility for the design of printed products. This style had a huge influence on the development of book printing as a special, creative approach to the development of modern design, including book design. Consideration of the history of its formation and features once again emphasizes the need and possibility of turning to it in modern realities, when there is an undoubted interest in Old Russian culture.

 

Ключевые слова: древнерусский стиль, книгопечатание, творческий подход, творческий подход, дизайн.

Keywords: Old Russian style, book printing, creative approach, creative approach, design

 

Сегодня хорошо известен интерес к истории России, древнерусской культуре и особенностям ее существования и развития. «Общество, находящееся в духовном кризисе, пытается искать свои собственные пути разрешения данной ситуации. Одним из выходов является обращение к духовному искусству …» [4, с. 808]. Особого внимания в связи с этим заслуживают элементы древнерусского стиля, широко используемые в оформлении интерьеров как жилых, так и промышленных объектов. Огромное влияние древнерусский стиль оказал на развитие книгопечатания как особый, творческий подход в разработке современного дизайна, в том числе и книжного.

По официальным сведениям, книга появилась на Руси с приходом христианства. В связи с этим, важную роль стало играть художественное оформление книги, где ведущим звеном было церковное содержание: книги могли украшать различными растительным орнаментами, иконописным наполнением и стилизованными архитектурными элементами, что привело к образованию самобытного древнерусского стиля.

Древнерусский стиль формировался, начиная с Крещения Руси вплоть до реформистских времен Петра I. Поначалу он был похож на стиль в Византии (потому как именно Русь стала наследницей Православной христианской веры), затем со временем русский стиль стал самобытным и резко отличим от любого другого. Мы знаем, что данный стиль в архитектуре обуславливался тем, что появлялись новые формы, элементы и особая философия разработки строительной конструкции. В первую очередь это дерево, однако, известно, что такой материал был не самым эффективный для длительного использования в виду многочисленных пожаров. И все же этот материал послужил основой использования в дизайн-проектировании печатного пособия в древнерусском стиле. Итак, в книге древнерусский стиль означал, в первую очередь, использование буквиц; натуральных материалов, декоративных растительных орнаментах, языке, самобытных миниатюрах, убранстве книг и немного иной технологии, исходя из территориальных особенностей их добывания, нежели в Византии.

В русской же средневековой книге были мотивы богослужебных песнопений, поучения старцев и жития святых. Зачастую книги были летописными или содержали библейские сюжеты. Большинство текстов, даже научных, так или иначе основывались на теологической теории. Книга всегда была некой духовной драгоценностью. Такой же она остается и по сей день, однако находится в большей доступности и ассортименте, что не мешает быть ей ценной как в воспитательном, так и эстетическом отношении. Древнерусский стиль оказал значительное влияние на развитие современных основ создания печатного пособия.

Нередко, когда мы слышим о древнерусском стиле в дизайне, то, как правило, мы представляем себе особый интерьер, который выражается, например, в огромном количестве отделки из дерева (например, мебель из натуральных материалов – дуб, ясень, сосна), различные стилизованные орнаменты, отображающие растительность или животный мир, также присутствует достаточно часто камин, который стилизуют под древнерусскую печь, натуральный текстиль или же состаренную искусственно мебель.

Говорить о начале использования древнерусского стиля в книжной продукции можно после 1812 года, с исторически сложившегося момента возвращения к русским традициям. Многие художники начали оформлять книги в данном направлении. Например, одной из них была «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси. Исторический очерк», написанная и оформленная Н. И. Кутеповым в 1896 году. В. М. Васнецов, И. Е. Репин и В. И. Суриков также работали над этой книгой. Они начали использовать иллюстративное и графическое оформление книг за счет старого русского стиля. Необычные иллюстрации представляют собой настоящее произведение русского искусства. Орнаменты и цвета отсылают нас к началу рукописных книг, использованию буквиц и начал страниц с миниатюрами. Соблюдение пропорций и композиции, тонкая работа над линиями – важная часть составления всей книги. Использования славянского шрифта (кириллицы) отводит нас к данному стилю в книжном деле. Немало важно отметить и тот факт, что многие иллюстрации были написаны гризайлью с применением доминанты композиции с одного угла, что говорит о стилизации под современную манеру. Можно увидеть недосказанность, реалистичность и основной текст использован современный, что также имеет место для стилизации.

В дальнейшем многие художники (особенно в начале XX века) обращались к русскому стилю. Одним из таких художников-оформителей был Иван Яковлевич Билибин. Он иллюстрировал русские былины, сказки, открытки, делал плакаты и оформлял театральные постановки, например, для «Мира искусства». Билибин впервые за долгое время использовал цвета, орнаменты и композицию, ориентируясь на древние русские рукописные книги. Некоторые его работы имеют сходство с некоторыми миниатюрами упрощенностью реалистичных пропорций и детализированностью орнаментов.

В дальнейшем некоторые дизайнеры использовали древнерусский стиль в своих работах: одежде, интерьере и т.д. В наше время многие вещи, особенно в России исходят из данного стиля как творческого источника, в особенности орнаменты. И сегодня убранство храмов, композиции книг, экспозиции выставок, применение плакатов, использование стилизованных буквиц или же, вероятно, верстки книг используют русский стиль.  В связи с этим, можно говорить о возможности использования его в качестве творческого подхода к созданию печатного пособия – книги.

Д.С. Лихачев так говорил о творчестве: «Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра... Вот это и есть творчество. Творчество – оно беспрерывно. Так что жизнь – это и есть вечное созидание.» [3, с.10].

Говоря о Русском стиле в отношении книгопечатания и верстки, следует в первую очередь обратить внимание на устав и полуустав. На момент их создания и использования их основной целью было не только сохранение и передача информации, но и оформление ее с точки зрения красоты и удобства воспроизведения. Принимая во внимание то, что абсолютное большинство ранней литературы, написанное уставом и полууставом являлось литературой сакральной и чаше всего читалось в церкви, то становится понятным, то писцы того времени понимали, что чтение при свечах практически неизбежным условием использования их труда.

Что касается внутреннего оформления книги, рукописные книги выглядели богато и дорого украшены.

Также крайне важным является и тот факт, что чем меньше ошибок допущено при чтении – тем лучше. В таких условиях формируется шрифт, интервалы которого равны друг другу, а буквы вписаны в единую форму - квадрат, а впоследствии в прямоугольник. Данное оформление роднит текст с картиной, когда страница воспринимается как цельное произведение и на человека неграмотного производит крайне благоговейное впечатление. Так же с целью сохранения данного эффекта, страницы обрамлялись в рамку из цветочного и прочих орнаментов. Абзац начинала буквица – увеличенная в размерах, богато украшенная сложными каллиграфическими приемами - первая буква начального слова.

Иногда оформление буквицы было связано с сюжетом слова, страницы или книги в целом. Как правило, это были миниатюры или орнаментальные композиции. Буквицы могли иметь разнообразные формы, со вставками животных, растительности или целых рисунков внутри буквы.

И все же миниатюра считалась наиболее сложной для иллюстрирования книги. В технологии это выглядело таким образом, что в первую очередь ее делали отдельно от всего текста. Очень многие сюжеты по своей выразительности схожи с иконописными изображениями по иконописным канонам. Многие из иконописцев как раз занимались иллюстрациями для книг, например, такие как Андрей Рублев и Феофан Грек.

В дизайн-проекте книги, можно говорить об использовании буквицы по той же технологии: взяв за основу обычную букву, простилизовав ее на бумаге, добавить растительный орнамент и отрисовав с помощью компьютера получим необходимый результат.

В технологии изготовления древних русских книг все же были свои недостатки. Например, явным недостатком было и то, что при столь непредсказуемом источнике света как пламя – буквы сливались, чтец терял строку и прочее. Данные запросы подражают движение от квадрата к прямоугольнику. Время исполнения списка, с нарастающим на него спросом, стремится к укорочению – так возникает полуустав. Он хранит в себе наследие устава, но при этом буквы начинают отличаться друг от друга по ширине и высоте, пробелы между символами и словами теряют единообразие и вместе с этим падает уровень торжественности и таинственности.

Но сегодня, мы обладаем достаточным количеством компьютерных технологий, которые позволяют обеспечить более быстрые и комфортные условия для создания книги. Итак, мы можем говорить о том, что после готовности текста и миниатюр для книги готовится книжный переплет.

«В Древней Руси переплётом для книг служили деревянные доски – крышки. Доски обтягивались кожей, на которой горячими металлическими клеймами оттискивались орнаментальные рисунки. Порой на тиснёные рисунки наносили позолоту. Чтобы изображение не стиралось, в крышки вставляли медные выпуклые кружки – «жуковины»» [2]. Кроме того, переплёт иногда украшали «наугольниками и «средником» - металлическими пластинами в центре и на углах досок... Каждая книга имела медные, реже – серебряные застёжки, или шпеньки, на которые накидывались ремённые петли. Дорогие переплёты отличались от «простых» тем, что вместо кожи крышки обтягивались бархатом или другой красивой тканью.

Драгоценный переплёт представлял собой отделанный самоцветами массивный серебряный «оклад», закреплённый на крышках переплёта, с многочисленными фигурками святых, пророков. В этом случае книга, если её поставить на торец, напоминала небольшой иконостас, а если положить - шкатулку, созданную искусным ювелиром. Подобные переплёты изготовлялись по заказу государей, крупнейших деятелей Церкви и представителей высшей аристократии, поскольку стоили они неимоверно дорого. Стоимость некоторых из них была равна заработку ремесленника или купца средней руки за несколько лет, а то и десятилетий» [1].

Вместо переплета возможно использование деревянной коробки, в которую помещается книга. Такой прием тоже использовался перед изготовлением самого переплета. Возможно изготовление и индивидуальной подарочной коробки, которая будет соответствовать названию и содержанию книги.

В наше время мы можем говорить еще и том, какие способы печати используются для создания печатного пособия.

«Многие издательства выпускают большое количество печатной продукции, печать книг может осуществляться лишь несколькими способами, активно используемыми в книгоиздании. Практически для всех изданий офсетная, рулонная или цифровая печать книг является едва ли не единственным возможным способом.

Как правило, когда осуществляется печать книг малыми тиражами, есть возможность использования электростатической печати. Тогда используются ксерографические машины или лазерные принтеры, чтобы снять много копий. Гораздо реже используются такие способы печати, как трафаретная и глубокая. Хотя последняя хороша для альбомов с репродукциями, а первая оптимальная для цветней печати на крышках переплетов» [5].

Таким образом, мы можем говорить о том, что книжное дело развивалось в России с древних времен, начиная с официального принятия христианства на Руси (988 г.). Русский народ смогли перенять у Византии грамотность и культуру, с чего и пошло начала появления рукописных книг. С течением времени книги стали настоящим произведением искусства. Их украшали различными способами написаниями, иллюстративным материалом (миниатюрами, буквицами) и внешним убранством из драгоценностей.

Технология изготовления книги также развивалась вплоть до появления печатного станка, изобретенного Иваном Федоровым. Затем мы прослеживаем быстрое развитие различных направлений и подходов к изготовлению печатных пособий, формирующихся и по сей день.

Также, можно говорить об использовании исторического материала в качестве современного творческого подхода к разработке печатного издания, который ведет графический дизайн данного направления к развитию.

 

Список литературы:

  1. Бусева-Давыдова И.Л. Русский иконостас XVII века: генезис типа и история эволюции // Иконостас. Происхождение - развитие - символика. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 621- 650
  2. Древнерусская книга. URL:  https://www.freepapers.ru/4/drevnerusskaya-kniga/254722.1693785.list1.html (Дата обращения 08.11.2024)
  3. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М: Азбука-Аттикус», 2018. 191 с.
  4. Никольская, Т. М. Тамбовское иконописное направление как способ сохранения и приумножения традиций уставного иконописания / Т. М. Никольская // Неофилология. – 2020. – Т. 6, № 24. – С. 807-818.
  5. Печать учебников. Способ печати. URL:  https://molotokrus.ru/pechat-uchebnikov-sposob-pechati/ (Дата обращения 07.11.2024).

Оставить комментарий