Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 37(291)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Библиографическое описание:
Расулов С.Х. РАЗВИТИЕ ТУРКМЕНСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 37(291). URL: https://sibac.info/journal/student/291/348277 (дата обращения: 22.11.2024).

РАЗВИТИЕ ТУРКМЕНСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ

Расулов Селим Ходжамкулиевич

студент, кафедра искусствоведения, Государственная академия художеств Туркменистана,

Туркменистан, г. Ашхабад

АННОТАЦИЯ

В статье разбирается процесс развития туркменской скульптуры. На примере творчества гениального мастера скульптуры Виталия Чарыева раскрываются новые тенденции в искусстве.

ABSTRACT

The article examines the process of development of turkmen sculpture. Based on the example of the work of the brilliant master of sculptor Vitaly Charyev, new trends in art are revealed.

 

Ключевые слова: скульптура, скульптор, искусство.

Keywords: sculpture, sculptor, art.

 

За последние годы в туркменской национальной школе скульптуры выросло не один десяток умелых мастеров своего дела. Здесь найдутся ваятели разных творческих направлений и стилей. Каждый любитель искусства или тот, который только начинает постигать прекрасное заметит обширность и значительный размах в творческих взысканиях туркменских скульпторов. Среди них объяснимо творчество Виталия Чарыева, который положил новый этап в развитии туркменской скульптуры.

Талантливый туркменский скульптор Чарыев Виталий Язмаммедович родился 7-го июля в 1952 году в городе Сакар, Сакарского района, Лебапской области Туркменистана. Уже с малых лет он проявлял особый интерес к искусству. Во время учебы в средней школе № 1, его первым учителем был народный учитель СССР Хаит Борджаков. В 1969 году, Виталий Чарыев переезжает в Ашхабад, где сразу же поступает в Туркменское государственное художественное училище имени Шота Руставели. Там он учился в отделении «керамики». Среди преподавательского состава будущего мастера были Клычмурад Ярмамедов и Единазар Мадатов. Благодаря ним В. Чарыев проявил особый интерес к скульптурному искусству. И уже в 1973 году получил заслуженный красный диплом. После, в том же году поступает в Туркменский политехнический институт в отделение «архитектуры». Здесь его наставниками стали Айхан Хаджев и Виталий Глинка. В 1978 году с отличием окончил училище. 1979 году поступает в Московский архитектурный институт, в аспирантуру, проучась там два года. Получив достойное образование он стал работать главным архитектором.

В 1982 году Виталий Чарыев впервые участвует в международном конкурсе в Италии, в городе Фаэнца. Там он получил широкую известность как молодой туркменский скульптор. В данном выставочном конкурсе начинающий творец проявив себя, доказал, что туркменская скульптура не теряет своего промысла. За свои большие достижения и упорный труд искусный мастер искусства в том же году был причислен к Союзу художников Туркменистана.

Свое главное творческое вдохновение мастер берет от разных источников, его вдохновляет и питает абсолютно всё, поэтому он никогда не останавливается на достигнутом. Его искусство не разделяется на какой-то один жанр, ведь В. Чарыев занимается и музыкой, он своего рода и поэт, кроме всего прочего он и живописец, график, керамик, архитектор, дизайнер, и самое главное скульптор. К скульптурному искусству он подходит очень умело, в пластике он желает выразить истинные человеческие чувства.

Основным техническим материалам для создания скульптур мастер использует чаще всего белоснежный гипс, прочную бронзу, эластичный пластилин, огнеупорный шамот и смеси керамической глины. Используя различные по свойству материалы мастер на высоком уровне овладел их особенностью. К каждому материалу он подходит с разной точки зрения, благодаря которому выходят весьма небывалые в туркменском искусстве произведения скульптуры.

Главным художественным отличием туркменского мастера от других является своеобразность к подходу изображаемого. Он не останавливается и не зацикливается на одном. Он постоянно стремится познать что-то новое, желая удивить любопытного зрителя новым изваянием, отличающегося от прежних. Поэтому в его творчестве найдутся разные стили и течения, который он либо меняет, с течением обстоятельств либо синкретирует создавая что-то иное и непостижимое. В работах В. Чарыева чувствуется стиль реализма, импрессионизма и модернизма. Работая как свободный творческий мастер он смело подходит к созданию своих оригинальных скульптур.

В творчестве Виталия Чарыева имеются немалое количество скульптур малых форм, а также станковых, монументальных и монументально-декоративных работ. Художественный характер этих скульптур в зависимости от времени и эпохи отличались. Это говорит о долгом творческом опыте который накоплялся всё это время.

 

Рисунок 1. В. Чарыев. Махтумкули. 2001

 

Скульптуры малых форм, а также станковые работы отличаются утончённостью и выразительной формой. Здесь найдутся портреты известных исторических личностей как «Махтумкули» (2001) (рис. 1). В данной работе скульптор сосредоточил внимание на выявлении внутреннего мира классика туркменской литературы. Портрет навеян патриотическим духом. Его фигура, расположенная на небольшом возвышении, кажется, вырастает из каменной глыбы. Скульптору удалось отразить масштаб личности Махтумкули, его высокое человеческое достоинство, душевный подъем, глубокую сосредоточенность и поэтическую возвышенность [2, c. 99].

 

Рисунок 2. В. Чарыев. Рыбак. 1991–1992

 

Монументальные изваяния мастера имеют более точную проработку движения и характера изображаемого. Произведения таких форм украшают центральные парки городов Туркменистана. Наиболее известным монументальным изваянием В. Чарыева является «Рыбак» (1991–1992) (рис. 2), которое располагается в городе Туркменбаши. Величественный образ рыбака наполнен силой и мужеством. Композиционное решение монумента строится в диагональной постановке, здесь движение идёт слева напрво. Скультор используя античный канон контрапоста смог уловить нужный ритм наполненный стремлениями и надеждами.

 

Рисунок 3. В. Чарыев. Ритон. 2001

 

Ряд монументально-декоративных произведений мастера можно увидеть в парках столицы туркменского государства. Монументально-декоративные работы в свою очередь отличаются особой декоративностью. В 2001 году мастер участвует в обустройстве Национального парка Независимости. Здесь он создал целый ряд удивительных ритонов (рис. 3), исполняющих функцию фонтанов [1, c. 97]. Каждый из этих прекрасных ритонов обладают своими отличительными особенностями в целом. Главное отличие ритонов строится в их карнизе, располагающая наличием сюжета, а также и в протоме, которая изображает индивидуальные головки животных. Скульптор весьма очень живо смог облагородить используемый материал, чтобы создать более точное изображение достояния античного искусства в современном прототипе.

На сегодняшний день искусный мастер своего дела участвует во всевозможных открытых международных конкурсах, выставках и симпозиумах. Так Виталий Чарыев в своей творческой жизни успел побывать во многих странах мира, таких как: Российская Федерация, Украина, Молдавия, Узбекистан, Азербайджан, Объединенные Арабские Эмираты, Испания, Венгрия, Румыния, Австрия, Италия, Турция, Франция. Многие работы В. Чарыева можно увидеть в коллекции Государственной Третьяковской галереи, Российской академии художеств и в музее изобразительных искусств Туркменистана.

 

Список литературы:

  1. Прогулка по городу любви и надежд // Под редакцией В.М. Храмова. – A.: Туркменская государственная издательская служба, 2012.
  2. Сососкин И. Из истории эстетической мысли в Туркменистане (Махтумкули, Кемине, Молланепес). – A.: Ылым, 1969.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.