Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 36(290)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
СУБЪЕКТНЫЙ СОСТАВ КОРПОРАТИВНОГО ДОГОВОРА
THE SUBJECT MATTER OF THE CORPORATE AGREEMENT
Haroutyun Arakelyan
student, Department of Civil Law, Moscow State University named after A.S. Griboyedov,
Russia, Moscow.
Lyubov Sitdikova
scientific supervisor, Doctor of Law, Professor, Moscow State University named after A.S. Griboyedov,
Russia, Moscow.
АННОТАЦИЯ
В статье сопоставляются существующие в науке узкий и широкий подходы к пониманию возможных сторон (субъектов) корпоративного договора. Проанализировав нормы законодательства и работы отечественных правоведов, автор приходит к выводу о том, что верным является узкий подход, в рамках которого сторонами корпоративного договора могут быть исключительно действующие участники хозяйственного общества, вместе с тем, допустимо заключение предварительного корпоративного договора с будущими участниками такого общества. Кроме того, в статье рассмотрены вопросы действия корпоративного договора в случае изменения субъектного состава участников хозяйственного общества, т.е. выхода участников из такого общества и включения новых субъектов.
ABSTRACT
The article compares the narrow and broad approaches existing in science to understanding the possible parties (subjects) of a corporate agreement. Having analyzed the norms of legislation and the work of domestic jurists, the author comes to the conclusion that a narrow approach is correct, in which the parties to a corporate agreement can only be active participants in a business company, at the same time, it is permissible to conclude a preliminary corporate agreement with future participants of such a company. In addition, the article discusses the issues of the corporate agreement in the event of a change in the subject composition of the participants of a business company, i.e. the withdrawal of participants from such a company and the inclusion of new entities.
Ключевые слова: корпоративный договор, предварительный корпоративный договор, участник хозяйственного общества, стороны корпоративного договора.
Keywords: corporate agreement, preliminary corporate agreement, participant of a business company, parties to a corporate agreement.
В соответствии с п. 1 ст. 67.2 ГК РФ, корпоративный договор могут заключать «участники хозяйственного общества или некоторые из них» [1, с. 238-239]. Иными словами, законодатель понимает возможных участников корпоративного договора узко, включая в них исключительно действующих (т.е. не будущих и не бывших) участников хозяйственного общества.
В частности, как отмечает Д.В. Ломакин, будущие участники корпоративного договора (например, лица, только намеренные учредить хозяйственное общество или планирующие приобрести в существующем обществе долю или акции) еще не обладают корпоративными правами, соответственно, не могут заключить договор, который будет определять вопросы осуществления таких прав [2, с. 188].
При этом в науке существует иной подход, в рамках которого стороны корпоративного договора рассматриваются более широко. Здесь сразу следует отметить, что п. 9 ст. 67.2 ГК РФ действительно предусматривает возможность заключения договора о порядке осуществления корпоративных прав между участниками хозяйственного общества и третьими лицами, однако, исходя из приведенной в законе формулировки («…к этому договору соответственно применяются правила о корпоративном договоре»), речь идет все-же не о корпоративном договоре, а о схожей конструкции.
Возвращаясь к широкому подходу к пониманию сторон корпоративного договора следует отметить, что сторонники такого подхода исходят из принципа свободы договора и указывают на отсутствие в законодательстве запрета на включение в субъектный состав корпоративного договора иных лиц, помимо участников хозяйственного общества [3, с. 37].
Такой подход представляется все-же необоснованным, поскольку в ст. 67.2 ГК РФ сформирована четкая конструкция, согласно которой корпоративный договор заключают именно участники хозяйственного общества, если же субъектами данного договора ставятся третьи лица, то договор фактически регулируется теми же правилами, что и корпоративный, однако формально им не является.
Кроме того, следует обратить внимание на возможность заключения предварительного корпоративного договора, субъектами которого как раз и могли бы выступать лица, намеренные учредить хозяйственное общество или присоединиться к существующему.
С одной стороны, согласно ст. 429 ГК РФ, предварительный договор заключается в случае, если субъекты намерены заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг, иными словами, о возможности заключения предварительного договора организационного характера (к таковым как раз относится и корпоративный договор) не упоминается, вместе с тем, здесь необходимо учитывать важнейший принцип гражданского законодательства - принцип свободы договора, соответственно, отсутствие в ст. 429 ГК РФ «Предварительный договор» указания на возможность заключения предварительного договора организационного характера не значит, что такой договор не может быть заключен.
Представляется, что предварительный корпоративный договор являет собой вполне возможную гражданско-правовую конструкцию, вместе с тем, ошибочным представляется суждение некоторых авторов о том, что, например, если лица, намеренные учредить хозяйственное общество, заключают между собой предварительный корпоративный договор, он вступает в силу после создания такого общества [4, с. 52].
Очевидно, что в любом случае наличие «предварительного» договора предусматривает и в дальнейшем заключение «основного» договора, соответственно, в таких ситуациях после создания хозяйственного общества на основании предварительного корпоративного договора должен быть заключен и основной.
Интересно обратить внимание на часть 8 ст. 67.2: прекращение права одной из сторон корпоративного договора на долю в уставном капитале (акции) хозяйственного общества не влечет прекращения действия корпоративного договора в отношении остальных его сторон, если иное не предусмотрено этим договором.
Из этого следует, что прекращение участия лица в хозяйственном обществе влечет и прекращение обязательств этого лица по корпоративному договору (хотя бы потому, что исполнение таких обязательств становится попросту невозможным, поскольку лицо утрачивает корпоративные права с момента прекращения участия).
При этом для остальных субъектов корпоративного договора действие данного договора сохраняется.
Например, если корпоративный договор заключен между тремя участниками хозяйственного общества, после чего один из них прекращает участие в данном обществе, для двух оставшихся договор сохраняет силу, вместе с тем, ряд норм договора, который прямо связан с «вышедшим» из общества участником, фактически становится неисполнимым [5, с. 79].
В случае, если корпоративный договор заключен между двумя участниками хозяйственного общества, после чего один из них продает свою долю другому, формально договор сохраняет силу для оставшегося участника, однако фактически он утрачивает корпоративно-правовой смысл в силу того, что уже отсутствует субъект, который вправе требовать его исполнения (поскольку в хозяйственном обществе остался один участник) «Цитата» [6, с. 227].
При этом если участником хозяйственного общества изначально было одно лицо (такие ситуации встречаются, например, в отношение ООО), корпоративный договор заключаться не может, поскольку из п. 1 ст. 67.2 ясно следует его многосторонний характер, если же единственный участник намерен заключить договор об осуществлении корпоративных прав с кредиторами (например, по их требованию в качестве условия предоставления кредита), то такой договор будет подпадать под п. 9 ст. 67.2 ГК РФ, а не под п. 1 этой статьи.
Приобретение доли (акций), дающих право на участие в хозяйственном обществе, не влечет перехода обязательств по корпоративному договору на покупателя (нового участника), иными словами, если гражданин являлся участником общества с ограниченной ответственностью и стороной корпоративного договора, заключенного в этом ООО, при продаже им доли другому гражданину принятые по договору обязательства к новому участнику не переходят, также эти обязательства не приобретают силы в отношение нового участника при его умолчании (например, гражданин приобрел долю в ООО и не высказал возражений в отношение корпоративного договора), здесь в любом случае требуется, чтобы новый участник активно выразил свое согласие с корпоративным договором посредством его подписания.
В целом вышеизложенное позволяет заключить, что сторонами корпоративного договора могут быть исключительно участники хозяйственного общества, являющиеся таковыми на момент заключения данного договора.
Будущие участники хозяйственного общества вправе выступать субъектами предварительного корпоративного договора, при этом такой договор не приобретает юридическую силу автоматически после, например, создания общества, в любом случае требуется заключение основного договора.
Выход субъекта из числа участников общества автоматически прекращает как его собственные обязательства по договору, так и обязательства иных лиц в отношение вышедшего участника. [7, с. 27-28].
Для «нового» участника хозяйственного общества обязательства по корпоративному договору силы не имеют, поскольку, например, при приобретении доли в ООО вместе с этой долей обязательства по данному договору к покупателю не переходят.
Список литературы:
- Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Российская газета. – 1994. - № 238-239.
- Афанасьева Е.Г. Корпоративное право. – М.: Юрайт, 2023. – 290 с.
- Гребенюк М.А. К вопросу о субъектном составе корпоративного договора // Известия Байкальского государственного университета. – 2021. - № 6. – С. 227-233.
- Ломакин Д.В. Договор об осуществлении прав участников хозяйственных обществ как новелла корпоративного законодательства // Вестник экономической безопасности. – 2022. - № 4. – С. 188-194.
- Мазяров А.В. Корпоративный договор как инструмент регулирования отношений между участниками хозяйственных обществ // Вестник науки и образования. – 2020. - № 2. – С. 79-83.
- Федоров С. И. Правовое регулирование корпоративных договоров и модернизация гражданского права России // Вестник гражданского права. — 2020. — № 1. — С. 52-56
- Ситдикова Л.Б., Стародумова С.Ю. О месте корпоративного договора в системе гражданско-правовых договоров // Конкурентное право. –2022. – № 2. – С. 27-32.
Оставить комментарий