Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 35(289)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Литвинович С.А. КРЕОЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ БЕЛОРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 35(289). URL: https://sibac.info/journal/student/289/346449 (дата обращения: 03.01.2025).

КРЕОЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ БЕЛОРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Литвинович Светлана Александровна

магистрант, Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина,

Беларусь, Брест

Садко Людмила Михайловна

научный руководитель,

канд. филол. наук, доц., Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина,

Беларусь, Брест

CREOLIZATION IN MODERN BELARUSIAN LITERATURE

 

Svetlana Litvinovich

masters student, Brest State A.S. Pushkin University,

Belarus, Brest

Lyudmila Sadko

scientific supervisor, candidate of philology, associate professor, Brest State A.S. Pushkin University,

Belarus, Brest

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются структура и система креализованной нарации (визуального языка и вербального языка) на примере художественных и публицистических произведений в белорусской литературе, проведен анализ эстетической составляющей различных типов визуальных романов (графический роман Я. Жвирбли по рассказу «Родственники» В. Быкова, а также путеводителя М. Черновой и М. Черяковой «Heta Belarus Dzietka»).

ABSTRACT

The article examines the structure and system of crealized narration (visual language and verbal language) on the example of artistic and journalistic works in Belarusian literature, analyzes the aesthetic component of various types of visual novels (graphic novel by Ya. Zhvirbli based on the story «Relatives» by V. Bykov, as well as the guide by M. Chernova and M. Cheryakova «Heta Belarus Dzietka»).

 

Ключевые слова: креолизация, графический роман, вербальное, визуальное.

Keywords: crealization, graphic novel, verbal, visual.

 

Креолизованный текст представляет собой особый вид коммуникативного феномена, который состоит из смешения символов различных семиотических систем (языковых и неязыковых, вербальных и невербальных, акустических и визуальных) и активно используется в различных сферах общественной жизни, в литературе и искусстве, СМИ, образовании. Возникновение креализованной нарации произошло еще в глубокой древности (наскальные рисунки, средневековые иллюстрированные рукописи, многочисленные фрески, витражи и т. п.). На сегодняшний день тексты рекламы, афиши, плакаты, мемы, эмодзи, логотипы, карты, диаграммы, баннеры, а также комиксы и графические романы – примеры креализованных текстов с значительным коммуникативным потенциалом, поскольку они могут передавать больше информации за меньшее время и в меньшем пространстве, а также использовать различные каналы передачи информации. Креолизованный текст может выполнять информативную, познавательную, рекламную, художественную, развлекательную и другие функции. Лингвист Е. Анисимова отмечает, что в таких текстах «наряду с вербальными применяются иконические средства, а также средства других семиотических кодов (цвет, шрифт и др.)» [1, с. 3].

Графический роман, как яркий пример креолизации, отражает тенденции развития современного общества и культуры, характеризующиеся глобализацией, медиатизацией, интерактивностью и мультимодальностью.

Структурно графический роман состоит из связанных между собой панелей-кадров и их компонентов (рамка кадра, изображение внутри (изобразительный образ), баллон, или баббл). Соединение кадров обеспечивается в результате процесса «достраивания» – работы воображения читателя, взгляд которого перемещается через специальные «канавки» (пространство между панелями, графические прорисованные черты, границы) от кадра к кадру. Кроме того, графический роман сохраняет такие черты традиционного романа, как наличие повествовательной структуры, сюжета, развитие главного персонажа, хронотоп, актуальность и др.

Адаптация классики в формат комиксов или графических романов –всегда сложное явление и может вызвать серьезную критику со стороны защитников «академических» текстов, поскольку в таких произведениях нередко происходит жанровая и идейная трансформация произведения, теряются некоторые сюжетные линии и герои. Но графический роман Я. Жвирбли по рассказу «Родственники» В. Быкова достойный образец адаптации классического произведения с помощью понятных и близких нашему современнику визуальными образами, которые не противоречат оригиналу, а дополняют его, наращивая смыслы. Визуальные панели в этом тексте являются не просто рисунками, а образно иллюстрируют целые эпизоды, дают глубокое представление о характере героя или ситуации, в которую попали персонажи. Специфика языка графического романа заключается в том, что каждый его кадр относительно изолирован, локализован, целостен (рисунки Я. Жвирбли можно рассматривать как самостоятельные произведения), но при этом сюжетно, повествовательно каждый графический элемент связан с предыдущими и последующими (речь может вестись и о сюжетных цепочках смысла, и о художественных средствах – цветовой гамме, авторском стиле и др.). Таким образом, графический роман Я. Жвирбли основывается на соединении повествовательного элемента и визуальных составляющих, является серьезной и актуальной жанровой модификацией повествования «Родственники» В. Быкова, рассчитана на старших школьников и взрослую аудиторию, отражает актуальные проблемы. Произведение В. Быкова наполнено жестокой жизненной правдой о судьбе матери, надеявшейся на родство с односельчанином-полицаем и попросившей его попугать двух сыновей, решивших идти в партизаны. Как всегда, белорусский классик талантливо рассказывает полную трагических характеров и ситуаций историю-притчу, рисует уничтожающую силу бесчеловечных обстоятельств. Читатель с сочувствием и ужасом узнает, что полицаи на глазах у матери убивают сыновей, учится осмысливать анатомию такого явления, как предательство.

В публицистически-художественном путеводителе М. Черновой и М. Черяковой «Heta Belarus Dzietka» решаются задачи и утилитарные, помогая советом тем, кто отправился в путешествие по Беларуси, и просветительские, рассказывая об интересных местах, в которых стоит побывать. Текстовая информация о брендах Беларуси – картофель и гостеприимство, спокойствие и чистота, белорусский язык и белорусские суперженщины – подкрепляется наглядными рисунками, что обеспечивает формирование визуальных символов региона. Традиционно современный путеводитель оформляется фотографиями, на которых отражены основные достопримечательности региона, но авторы помещают в своем произведении рисунки в стилистике комикса. Иллюстрации авторов характеризуются изобразительной точностью, правдоподобностью, кропотливостью деталей, а также легкой карикатурностью, шутливостью. Карикатурная эстетика проявляется особенно, когда речь заходит о злободневных, проблемных явлениях: очередь в поликлинике, плохие туалеты, лестницы и лифты, местное предрассудки. Вербальный компонент этого графического романа-гида приводится двумя способами: в начале раздела в виде текстового блока (авторский текст) справочно-аналитического характера, а также помещается на рисунках в баллоны.

 

Список литературы:

  1. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). – М.: Академия, 2003. – 128 с.

Оставить комментарий