Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 35(289)
Рубрика журнала: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
ЖАНРОВЫЕ ПРИЗНАКИ ПРОТРЕПТИКА В ТВОРЧЕСТВЕ А. ПУШКИНА И ТИМУРА КИБИРОВА
GENRE SIGNS OF PROTREPTICS IN THE WORKS OF A. PUSHKIN AND TIMUR KIBIROV
Tatyana Skripnik
master’s student, Brest State A.S. Pushkin University,
Belarus, Brest
Lyudmila Sadko
scientific supervisor, candidate of philology, associate professor, Brest State A.S. Pushkin University,
Belarus, Brest
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются особенностей реализации протрептических черт и мотивов в творчестве А. Пушкина, одного из самых значительных русских писателей ХIХ века, и Тимура Кибирова – выдающегося поэта современности. Произведения этих авторов представляют собой синтез философии, психологии и художественных форм познания действительности, переходят на качественно новый уровень понимания мира и человека, поднимают важные для своего времени проблемы, создают особые концепции героев, обращаются к разработке новых жанровых образований, что позволяет глубже выразить бытие человека, отразить наиболее острые вопросы современного общества.
ABSTRACT
The article examines the peculiarities of the realization of protreptic features and motifs in the works of A. Pushkin, one of the most significant Russian writers of the nineteenth century, and Timur Kibirov, an outstanding poet of our time. The works of these authors represent a synthesis of philosophy, psychology and artistic forms of cognition of reality, move to a qualitatively new level of understanding of the world and man, raise important problems for their time, create special concepts of heroes, turn to the development of new genre formations, which allows deeper expression of human existence, reflect the most pressing issues of modern society.
Ключевые слова: протрептик, поучение, назидание, увещевание, А. Пушкин, Тимур Кибиров.
Keywords: protreptic, teaching, edification, exhortation, A. Pushkin, Timur Kibirov.
Жанр протрептика, возникнув еще в эпоху античности, не утрачивает своей востребованности до наших дней. Данная жанровая форма характеризуются рядом атрибутивных признаков. Протрептик обладает ярко выраженной этико-аксиологической проблематикой, философизмом и риторизмом повествования. Несомненным является обращение в протрептике к дидактическому и морализаторскому тону. В качестве аргументации своей точки зрения автор протрептика зачастую транслирует собственный жизненный опыт, ссылается на пережитые им события, а также зачастую апеллирует к библейским текстам, трудам античных философов, мифологии мира. Отметим также, что протрептик находится на стыке двух стилистических полей: художественного и публицистического. От публицистического стиля этот жанр наследует риторичность, обилие прямых обращений и апелляций, наличие императивов. Если говорить о патрологии (книгах отцов церкви), то к заявленным признакам добавится, безусловно, ярко выраженная религиозно-миссионерская составляющая. Диалоги древнегреческих последователей софистической риторики, труды Сократа и Платона являются яркими образцами протрептических текстов. При помощи речей, в которых восхвалялось философское знание различных школ, авторы подчеркивали для слушателей неоспоримую возможность прийти к счастью тем путем, который прошли сами мыслители. Жанр протрептика частично представлен и в трактатах Луция Аннея Сенеки. Так, в своих письмах один из крупнейших представителей стоической школы философии использовал эффективные средства психологии и психологические приемы, которые могли успешно воздействовать на разум и душу читателя и направить его на путь истинный.
В связи с потребностью в понимании и лояльности слушателей, христианские авторы также апеллируют к греческим литературным и ораторским формам. Таким же образом, как привлекали внимание слушателей античные ораторы, христианство привлекает своих будущих последователей: гарантируя им избавление от невежества большинства посредством высшего знания. Как и любая философия, оно обращается к авторитетной фигуре Учителя и Наставника, который обладает истиной и открывает ее всем желающим. Подобные произведения зачастую имеют двухчастную структуру, состоят из ряда фрагментов-восхвалений той или иной доктрины, преимуществ определенной системы упражнений, системы знаний, а также второй части, где высказывается критика в адрес оппонентов и возражения их системе ценностей.
В своем творчестве А.С. Пушкин неизменно предстает мудрым наставником, настоящим мастером увещевательной, учительской традиции русской литературы. Нельзя не согласиться с академиком Д.С. Лихачёвым, который отмечает: «Пушкин – наше величайшее национальное достояние, он всегда с нами, он высший критерий для наших душ, нашей нравственности» [1, с. 274]. Философско-дидактический характер произведений этого автора не теряет актуальности и в наши дни, протрептический потенциал пушкинианы способствует формированию эстетических и общественных ценностей. «Риторическая ситуация» (обращение оратора к слушателям), созданная А.С. Пушкиным в произведениях с заявленным адресатом, зачастую является декларацией авторской позиции, манифестирует «пушкинскую философию». В лирике А. Пушкина наблюдаются следующие признаки протрептического дискурса: наличие различных форм обращения – нейтральных и характерологических, иногда иронических (по имени, фамилии, по степени родства, по роду деятельности и профессии и т.д.); формы местоимений второго лица (обозначение адресата речи ты/вы); повелительные формы глаголов и глаголы модальности; обилие интонированных предложений.
Протрептические стратегии текстопорождения играют значительную роль и в творчестве Т. Кибирова. Коммуникативная ситуация в текстах Т. Кибирова имеет «вертикальный» характер (дистанция между «посвященным», учителем и неофитом, учеником), зачастую создана с целью назидания для адресата речи. Постмодернистский характер творчества поэта, игровая концепция поэтики, использование «чужого слова», обращение к приемам интертекстуальности – все эти черты обусловливают пародийный, ироничный модус обращения поэта с традиционными идеалами. Микрожанры, встречающиеся в текстах Т. Кибирова, основанные на протрептизации, – это поучения, наставления, предостережения, а также запреты, а иногда даже и угрозы, требующие определенного поведения от адресата. Модальные операторы в текстах Т. Кибирова представлены словами и фразами с оценочным значением, дающими положительную или отрицательную оценку, иногда в форме обсценной лексики. Частотным в лирике этого автора является типичное использование глаголов в форме императивов.
Список литературы:
- Лихачев Д. С. Записки и наблюдения. Из записных книжек разных лет. – Ленинград : Советский писатель, 1989. – 608 с.
Оставить комментарий