Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 28(282)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Мошина Е.А. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТИ НАРОДНИЦ ГЛАЗАМИ ЖЕНСКОЙ ПРЕССЫ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 28(282). URL: https://sibac.info/journal/student/282/341413 (дата обращения: 18.12.2024).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТИ НАРОДНИЦ ГЛАЗАМИ ЖЕНСКОЙ ПРЕССЫ

Мошина Елизавета Андреевна

cтудент, Институт международных отношений, Казанский Федеральный Университет,

РФ, г. Казань

ACTIVITIES AND PERSONALITIES OF NATIONALIST WOMEN THROUGH THE EYES OF THE WOMEN'S PRESS

 

Elizaveta Moshina

student, Institute of International Relations, Kazan Federal University,

Russia, Kazan

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье анализируется образ женщины и ее роли в исторических событиях глазами женской прессы. Рассматривается как женщины видели мотивацию в совершении преступлений другими женщинами, сочувствовали ли им.

ABSTRACT

This article analyses the image of women and their role in historical events through the eyes of the women's press. It is considered how women saw the motivation in committing crimes by other women and whether they sympathised with them.

 

Ключевые слова: народничество, женщины, женская пресса, Вера Фигнер, феминизм, феминистки.

Keywords: narodnichestvo, women, women's press, Vera Figner, feminism, feminists.

 

В начале XX в. российские женщины, как и европейские, были активно вовлечены в политические процессы. Феминизм первой волны боролся не только за равноправие женщин, но и «инициировал начало фундаментальных изменений в восприятии женщин и осознании их жизненного предназначения как ими самими, так и мужчинами». В России к середине 1890-х годов женское движение существовало в виде феминистского и социалистического. Женщины активно участвовали и в терроре. По подсчетам американской исследовательницы Э. Найт, приводимых О. В. Будницким, среди 78 членов БО, входивших в ее состав с 1902 по 1910 г., было 25 женщин, всего ей удалось выявить имена 44 террористок, действовавших в составе различных эсеровских боевых организаций. [3, с. 2]Феминизм и радикализм в XIX веке были тесно связаны с борьбой за социальные и политические права женщин и мужчин. Радикальные движения, такие как анархисты и социалисты, включали в свои ряды как мужчин, так и женщин, которые стремились к изменению общественных порядков и перераспределению власти. Именно поэтому женщины часто видели в народницах больше героинь, нежели осуждали за жестокость. [3, с. 4]

Женская пресса, писавшая прежде всего именно о женщинах-террористках, несомненно, их героизировала, в первую очередь народниц, представляя их образцом для современных женщин. В «Первом женском календаре» постоянно помещались фотографии и биографии народниц. Русские журналистки отмечали, что, может быть, русское феминистическое движение и не дало таких значимых имен, как западное, но «зато у нас есть Вера Фигнер, Волкенштейн, Засулич и много, много женских имен, одинаково дорогих всей интеллигентной и сознательной России». Правда, акцента на участие этих женщин в терроре журналистки не делали, народницы-террористки представлены в публицистике, скорее, как женщины-борцы за свободу, за политические права, как женщины-мученицы. Мученическая смерть террористок-народниц — это та цена, которую женщины заплатили в борьбе за политические права. В 1906 г. в «Первом женском календаре» помещена иллюстрация, изображающая виселицу с телом С. Перовской, к которой женщина протягивает руки. Иллюстрация снабжена подписью: «Если женщина достойна взойти на эшафот, она достойна войти и в парламент». Народницы-террористки, с точки зрения феминисток, — «передовые борцы», «чуткие дети своего народа», выступившие на «жертву» и «подвиг» для «освобождения родины от оков рабства, тьмы, угнетения», которые при этом не потеряли таких качеств, как нежность души. Женщины-народницы рассматривались как яркие представители российской интеллигенции, которые боролись за права и свободы народа. Их деятельность является примером мужества, самоотверженности и преданности идеалам народничества.

Причины террора виделись феминисткам, как и всей либеральной общественности, в действиях власти, он стал ответом на ее «дикое насилие», на которое отреагировали в первую очередь «чуткие женские души», «местью» власти. Беспощадное отношение властей к населению «приучает его также относится к другим», общество стало думать, что только грубая сила «поможет ему добиться свободы и прав».

При этом, несмотря на героизацию самих террористок, женская пресса осуждала террор как насильственное средство борьбы, изобретенное мужчинами, и призывала к гуманности. М. И. Покровская обвиняла мужчин в том, что они ввергли женщин «в целую бездну бедствий только потому, что не могут и не умеют создать мирным путем нормальный социальный строй». Террор, как и любое насилие, женщины часто оценивали с позиции матери, которая теряет вследствие таких способов борьбы детей. Женщины считали террор «дьявольским делом», отмечая двойственность в психологии террористов: «...какое-то дьявольское наваждение. С одной стороны, идеализм, доходящий до самопожертвования, с другой — зверская расправа с противником».

Видели феминистки и негативные следствия террора: невозможность построить свободное общество, пагубное воздействие на семью и школу. Они призывали женщин выбирать путь мирного перевоспитания народа, а не террор: «…Надо глубоко жалеть, что они заражаются примером мужчин и начинают обагрять руки в крови своего ближнего. Террор и грубое насилие должны быть чужды им. Во имя каких бы идей они ни употреблялись, террор и грубое насилие попирают гуманность и свободу, содействуют одичанию народа, мешают его усовершенствованию».

Несмотря на то что женская пресса не смогла точно определить свое отношение к данным событиям, она заложила основу для формирования уже современного взгляда на этот феномен.

В современной историографии женщины-народницы рассматриваются как активные участницы общественного движения в России второй половины XIX века. Они внесли значительный вклад в развитие культуры, образования и социальной сферы. Женщины-народницы были представительницами разных социальных слоёв: дворянки, крестьянки, мещанки. Они участвовали в работе кружков, занимались пропагандой идей народничества среди крестьянства и рабочих. Они также занимались просветительской деятельностью. Они открывали школы и библиотеки для крестьянских детей, обучали их грамоте и основам медицины. [1, с. 40]

Одной из наиболее известных женщин-народниц была Софья Перовская. Она была активной участницей революционного движения, принимала участие в подготовке покушения на царя Александра II. Не отставала от нее и В.Н. Фигнер, которая была одной из ключевых фигур в российском революционном народничестве. Она активно участвовала в организации «Народная воля», которая боролась за политические свободы и социальные реформы. [2, с. 25]

Они были одними из немногих женщин, занимавших руководящие позиции в народническом движении. Это свидетельствует о том, что женщины также играли важную роль в революционной борьбе и стремились к равноправию с мужчинами. Они стали символом женской эмансипации и борьбы за права женщин. Её жизнь и деятельность служат примером того, как женщины могут внести значительный вклад в общественное движение и изменить ход истории.

 

Список литературы:

  1. Блум М. Женщины и терроризм //Оксфордская исследовательская политическая энциклопедия. – 2017.
  2. Хартнет Л. А. Дерзкая жизнь Веры Фигнер: пережить русскую революцию- Издательство Университета Индианы, 2014.
  3. Портнягина Н.А. «Зато у нас есть Вера Фигнер»: Революционный терроризм начала ХХ В. Глазам и женщин // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zato-u-nas-est-vera-figner-revolyutsionnyy-terorizm-nachala-hh-v-glazam-i-zhenschin (дата обращения: 15.08.2024).
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.