Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 27(281)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
АНАЛИЗ ПОВРЕЖДЕНИЙ И СЛЕДОВ НА ТЕЛЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ХОЛОДНОГО ОРУЖИЯ
Анализ повреждений и следов на теле, нанесенных с помощью холодного оружия, играет важную роль в расследовании преступления, позволяя определить тип оружия, способ причинения повреждений, а также устанавливать связь между подозреваемым и преступлением.
Разные типы холодного оружия способны оставлять различные виды повреждений на теле потерпевшего. Важную роль играет физическая сила, способ нанесения удара, а также способ хвата предмета.
По данным судебно-криминалистической экспертизы обнаруженные и идентифицированные орудия убийства в зависимости от длины клинка разделены на группы «до 5 см», «5 - 10 см», «11 - 15 см», «16-20 см», «свыше 20см». [2]
Раны на теле принято разделять по следующим группам:
- Раны по месту нахождения на теле: грудная клетка, живот, верхние конечности, нижние конечности, шея, голова;
- По повреждению внутренних органов: печени, сердца, почек, кишечника, легким, крупные кровеносные сосуды, мозга.
Также, можно группировать по времени возникновения:
- Свежие раны: получены недавно и только начали процесс заживления. они могут быть характеризованы кровотечением, воспалением, признаками травмы и отсутствием признаков заживления.
- Раны в процессе заживления: находятся в стадии регенерации тканей.
- Зажившие раны: они могут быть характеризованы образованием полностью заживших рубцов, отсутствием кровотечения и воспаления.
- Старые раны: наличие стабильных рубцов, отсутствием воспаления и кровотечения, а также пигментацией кожи вокруг раны.
В целях исследования доктор медицинских наук И.А. Гедыгушев разработал методику определения отличительных черт повреждений, нанесенных серийными убийцами [1]. Она включает в себя в первую очередь классификацию всех исходных данных по многим диагностическим критериям, основными из которых являются следующие:
- Состояние посмертных явлений, зафиксированных на момент обнаружения трупов потерпевших или их останков.
- Систематизация судебно-медицинских признаков, позволяющих сделать вывод о прижизненности, количестве, последовательности нанесения, локализации и характере следов травмирования.
- Диагностика и дифференциация механизмов ударных и иных воздействий с выявлением их сходств, различий и закономерных сочетаний.
- Распределение устойчиво повторяющихся групп повреждений в зависимости от пола и возраста жертв, характеристики места и сезонного периода происшествия, состояние одежды и других предметов обстановки.
- Наличие прямых или косвенных признаков имевшей место механической асфиксии и посмертных манипуляций с наружными и внутренними половыми органами мертвых тел и перемещение последних в пространстве.
- Трасологическая сравнительная оценка повреждений с учетом хронологического периода факта убийства.
Однако существует проблема анализа раны в силу гнилостных изменений в результате длительного нахождения тела в неблагоприятных условиях, способствующих более ускоренному разложению тканей. К примеру, воздействие температур, воды и иных жидкостей.
Другой проблемой является неравномерный способ нанесения удара, при котором клинок по мере вхождения в ткани меняет свое направление и прорезает сопутствующие ткани путем кругового вращения.
Также неизученность травмирующих свойств некоторых групп холодного оружия и особенностей причиняемых их клинками повреждений создает предпосылки для экспертных ошибок и является основанием для сравнительно-экспериментального исследования.
К примеру, в 2004 году Исаковым В.Д. был проведен эксперимент с клинковым холодным оружием. На этапе работы эксперименты выполняли на биообъектах (в том числе и изъятых кожных лоскутах). Клинки погружали перпендикулярно поверхности объектов на глубину: 5 см (до начала пилы); 15 см (уровень пилы и сквозного отверстия); полностью (до ограничителя рукоятки). Извлечение клинков производили также перпендикулярно поверхности биообъекта. После получения повреждений кожные лоскуты обрабатывали в водно-спиртово-уксусном растворе.
В результате проведенных исследований установлено, что особенности повреждений на коже существенно отличались от повреждений на картоне и бязи. Форма всех колото-резаных ран была при зиянии веретенообразной, при сведении краев - прямолинейной. Размеры их колебались от 2,8х0,3 см до 3,2х0,5 см. Образования дополнительных разрезов в экспериментах не наблюдалось. Статистически значимого различия между повреждениями (р>0,05) по их размерным характеристикам (длиной и шириной) не выявлено.
Раны, причиненные НРС, НРС-2 и штык-ножом к АК-74, при погружении клинков на глубину до 5 см, имели один "П" - образный конец, другой остроугольной формы. В ранах от штык-ножа к АКМ оба конца были остроугольной формы. Других отличительных морфологических признаков колото-резаных ран при таком уровне погружения клинков не установлено.
При погружении клинков на глубину 15 см края образующихся ран были ровные, неосадненные. У большинства ран (в 80 % опытов) выявлялись "краевые разрезы" с ровными, отвесными краями и остроугольными концами. Для НРС, НРС-2 и штык-ножа АКМ оказалась характерна односторонняя локализация краевых разрезов (по правому краю раны). Они располагались на расстоянии 0,6-0,8 см от лезвийного конца ран и имели длину от 0,05 до 0,15 см. Направление краевых разрезов отличалось нестабильностью - они могли быть направлены как в сторону лезвийного, так и обушкового конца ран (р>0,05). Механизм возникновения краевых разрезов в повреждениях связан с конструктивными особенностями клинков: сточенные боковые грани со стороны лезвия расположены под углом к боковым плоскостям клинка, образуя ребра, которые (при плотном контакте с объектом) способны оказывать режущее воздействие.
От действия клинка штык-ножа к АК-74 образовывались двусторонние краевые разрезы длиной до 0,2 см: один - по правому краю раны, в 0,2-0,4 см от её обушкового конца; другой - по левому краю раны, в 0,6-0,7 см от лезвийного конца. Они возникали за счёт двусторонней прямоугольной выточки на боковых гранях клинка штык-ножа к АК-74.
Лезвийный конец повреждений, причиненных клинками НРС, НРС-2 штык-ножей к АКМ и АК-74, был в виде острого угла. Диагностически значимых различий в области лезвийного конца ран не обнаружено.
Обушковый конец ран по форме был преимущественно "П" - образный, но у повреждений от штык-ножа к АКМ (с заточенным обухом), он имел остроугольную форму. У всех ран (за исключением полученных в опытах со штык-ножом к АК-74) выявлено отклонение вправо обушковой части раны от продольной оси основного повреждения на величину от 12-15° до 45-60°. [3]
Таким образом, можно определить следующую проблему в определении орудия нанесения вреда – при разных типах устройства орудия оставляли примерно одинаковые раны. Стоить отметить, что эксперимент был проведен в идеальных лабораторных условиях, которые могут значительно отличаться от реальных.
Список литературы:
- Гедыгушев И.А. Судебно-медицинская экспертиза при реконструкции обстоятельств и условий причинения повреждений (методология и практика): Дисс. док. мед. наук. Краснодар, 1999;
- Куницкий, В.В. Повреждения на трупе (психолого-криминалистический аспект) Дипломная работа : специальность 40.04.01 Юриспруденция магистерская работа / Куницкий Валерий Владимирович. – Томск, 2017. – 81 с;
- Исаков, В.Д Дифференцирующие признаки повреждений клинками холодного оружия / В.Д Исаков, Ю.П. Панчук // Проблемы экспертизы в медицине. – 2004. – № 5. – С. 15-23.
Оставить комментарий