Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 8(28)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Аршиев А.А. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 8(28). URL: https://sibac.info/journal/student/28/103468 (дата обращения: 25.11.2024).

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

Аршиев Алан Астемирович

студент, кафедра государственного права СОГУ,

РФ, г. Владикавказ

Установление эффективности прокурорского надзора за соблюдением законов, ее оптимизация и оценка как в общем, так и по отдельным сферам и направлениям - достаточно актуальные и непростые проблемы, которые в последние годы, по нашему мнению, и с теоретической, и с практической точек зрения рассматриваются недостаточно глубоко. И хотя объективная оценка результативности прокурорского надзора является достаточно сложной, она помогает совершенствовать всю работу органов прокуратуры. Повышая эффективность прокурорского надзора, можно прийти к положительным результатам по упрочению законности и правопорядка в государстве вообще.

Реализация прокурорского надзора за соблюдением законов органами предварительного следствия представляет собой компонент одного из главных аспектов надзорной деятельности прокуратуры - надзора за соблюдением закона органами, занимающимися предварительным следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью [4, с. 63].

Анализ проблематики именно прокурорского надзора за соблюдением законов органами предварительного следствия актуален тем, что уголовное судопроизводство связано с ограничением прав и свобод граждан, которые были вовлечены (привлечены) в ход расследования преступных деяний, а также  с низкими качественными показателями предварительного следствия. Также в последнее время происходит активное совершенствование законодательства, и много внимания в нем уделяется также полномочиям прокурора в уголовном судопроизводстве (досудебном производстве).

В связи с тем, что законную силу обрели изменения и дополнения, внесенные в ряд законодательных актов РФ, а также по причине совершенствования деятельности органов предварительного следствия необходимо скорректировать организацию и прокурорский надзор за процессуальной деятельностью этих органов.

Прокурорский надзор за соблюдением законов органами дознания и предварительного следствия представляет собой регламентируемую правовыми нормами деятельность управомоченных прокуроров на досудебных этапах уголовного процесса, цель которой - обеспечить законность при реализации уголовного преследования [2, с. 67].

Итак, перед прокурорским надзором за исполнением законности в этом случае стоят две цели. С одной стороны, прокурорский надзор выступает в роли инструмента, обеспечивающего верховенство Конституции и защиты прав и свобод граждан. С другой стороны, им  осуществляется контроль за корректным исполнением закона, он дает возможность эффективного проведения уголовного преследования, так как, если нарушаются установленные в уголовно-процессуальном законодательстве правила реализации следственных действий, полученная информация не обладает доказательственным значением.

В частности, в ст. 29 ФЗ «О прокуратуре РФ» предмет надзора за соблюдением законов органами, занимающимися дознанием и предварительным следствием, представлен соблюдением прав и свобод человека и гражданина, существующего порядка рассмотрения заявлений и сообщений об осуществленных и готовящихся преступных посягательствах, проведения мероприятий оперативно-розыскного характера и расследований, а также законностью решений, которые принимают органы, занимающиеся предварительным следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью. Определение понятия «предмет прокурорского надзора», приводимое в законе, дает основания для выделения в его содержании двух главных взаимосвязанных компонентов. Это: 1) законность, т.е. строгое соблюдение законодательных требований органами дознания и предварительного следствия в процессе осуществления ими профессиональной деятельности; 2) реализация прав и свобод человека и гражданина.

Необходимо подчеркнуть, что эффективный прокурорский надзор за соблюдением законодательства органами, занимающимися ОРД и предварительным расследованием, является результатом, выраженным в реально достигнутом уровне задач, поставленных перед надзирающим прокурором, высшая цель которых - укрепить законность. Эта цель определяется посредством сопоставления фактически имеющихся результатов за рассматриваемый промежуток времени и поставленными на данный промежуток целями и итогами за предыдущий период [7, с. 12].

В ст. 30 Закона о прокуратуре устанавливается, что круг прокурорских полномочий в сфере надзора за соблюдением законов органами, занимающимися дознанием и предварительным следствием, очерчен в уголовно-процессуальном законодательстве РФ и иных федеральных законах.

Итак, для установления размеров полномочий прокурора при реализации рассматриваемого аспекта надзорной деятельности следует применить нормы УПК РФ.

Главная норма, устанавливающая прокурорские полномочия в сфере уголовного судопроизводства, - это ст. 37 УПК РФ, в соответствии с которой, производя досудебное производство по уголовному делу, прокурор имеет право на следующие действия:

- возврат дознавателям, следователям уголовного дела, в котором содержатся письменные указания прокурора касательно реализации дополнительного расследования, изменения объемов обвинения или квалификации действий преступников либо касательно изменения обвинительного заключения либо обвинительного акта и исправления обнаруженных недостатков;

- утверждение обвинительного заключения либо обвинительного акта по уголовным делам;

- утверждение постановления дознавателя по поводу прекращения производства по уголовным делам;

- отстранение дознавателя от последующего осуществления расследования, если он нарушил требования УПК РФ;

- участие в судебных заседаниях в процессе рассмотрения на досудебном производстве вопросов по поводу избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, пролонгации сроков содержания под стражей или по поводу отмены либо изменения такой меры пресечения, а также в процессе рассмотрения ходатайств о реализации других действий процессуального характера, допустимых в соответствии с судебным решением, и в процессе рассмотрения жалоб согласно ст. 125 УПК РФ;

- отмена противоречащих закону либо необоснованных постановлений нижестоящих прокуроров, незаконное либо необоснованное постановление дознавателя в соответствии с УПК РФ;

- проверка и предъявление требования законности и обоснованности решений, принимаемых следователем либо руководителем следственных органов по поводу отказа в возбуждении, приостановлении либо прекращении уголовного дела и принятие по ним решений согласно УПК РФ;

- дача согласия дознавателю на то, чтобы возбудить перед судом ходатайство по поводу избрания, отмены либо изменения меры пресечения или о реализации других процессуальных действий, которые являются допустимыми в соответствии с судебным решением;

- дача дознавателю письменных указаний по поводу направления следствия, реализации действий процессуального характера;

- вынесение мотивированного постановления о направлении тех или иных материалов следственному органу либо органу дознания для разрешения вопроса касательно уголовного преследования по фактам установленных прокурором нарушений;

- предъявление требования к органам дознания и следственным органам устранить нарушения федерального законодательства, которые имели место при дознании либо предварительном следствии;

- проверка реализации требований федерального закона в ходе разрешения, регистрации и приема сообщений о преступных посягательствах;

- изъятие любого уголовного дела у органов дознания и передача его следователю; при этом необходимо указать основания этой передачи;

- реализация других полномочий, которые имеются у прокурора согласно УПК РФ.

Несмотря на существующую разницу в указанных компетенциях прокурора по надзору за реализацией процессуальной деятельности органами дознания и предварительного следствия, все они преследуют одну цель: защитить права и законные интересы лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, других субъектов, чьи права и законные интересы оказались нарушены.

Данные компетенции прокурор осуществляет от имени государства в пределах реализации функции уголовного преследования в уголовном судопроизводстве, а также надзора за реализацией процессуальной деятельности, осуществляемой органами дознания и предварительного следствия [8, с. 92].

Указанные компетенции могут быть разделены на 3 группы: 1) полномочия, цель которых - предупредить нарушений законодательства; 2) полномочия, цель которых - установить нарушения законодательства; 3) полномочия, цель которых - устранить нарушения законодательства. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства на досудебных этапах уголовного процесса должен обладать упреждающим характером в целях не только своевременного устранения, но и недопущения нарушений законодательства, в особенности подразумевающие нарушения конституционных прав человека [7, с. 52].

Необходимо подчеркнуть, что в нынешней редакции УПК РФ имеются некоторые правовые пробелы, что способствует формированию спорных ситуаций в практике его использования при реализации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью, производимой органами дознания и предварительного следствия.

К примеру, в ч. 1 ст. 144, ч. 1 ст. 145, ч. 1 ст. 146 и ч. 1 ст. 148 УПК РФ прокурор не входит в число субъектов, которые должны осуществлять прием и проверку сообщений о преступных посягательствах и по итогам проверки принимать те или иные процессуальные решения (по поводу возбуждения уголовного дела, отказа в возбуждении такового, направления сообщений по подследственности либо подсудности). При этом в п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурору предоставляется право вынесения мотивированного постановления о направлении тех или иных материалов следственному органу либо органу дознания с целью разрешения вопроса уголовного преследования по фактам установленных прокурором нарушений уголовного законодательства. В данном случае конкурируют две специальные нормы - ст. 37 УПК РФ, в которой происходит определение прокурорских полномочий, и ст. 145, в которой происходит определение порядка принятия решений по итогам проверки сообщений о преступном посягательстве и круга лиц, имеющих право принятия таких решений. При этом остается непонятным, имеется ли у прокурора право принятия сообщений о преступном деянии, и если имеется, то что ему необходимо делать с подобными сообщениями (с учетом положений ст. 145 УПК РФ, так как прямое толкование ст. 144 и 145 в их взаимосвязи дает основания заключить, что у прокурора нет права рассмотрения (а также проведения проверки) сообщений о преступном деянии). Генеральная прокуратура РФ решила восполнить законодательный пробел при помощи ведомственного нормативного акта. Кроме того, удалось восполнить пробел процессуального закона, заключавшийся в том, что в ст. 37 УПК РФ не были определены полномочия прокурора на истребование представления ему материалов проверки сообщений о преступном деянии.

На этапе предварительного расследования прокурором производится текущий контроль законности и обоснованности осуществления следователями либо дознавателями следственных и других процессуальных действий на основании получаемых копий соответствующей процессуальной документации, направлять которую прокурору необходимо согласно требованиям УПК РФ, а также жалоб и заявлений заинтересованных лиц, которые поступают к нему.

Вопрос по поводу необходимости истребовать непосредственно уголовное дело в целях ознакомления и проверки тех или иных материалов разрешается каждый раз в зависимости от имеющихся обстоятельств [3, с. 19].

Прокурор в соответствии с положениями ст. 221 УПК имеет право не утверждать обвинительное заключение; он может вернуть уголовное дело следователю, признав таким образом неудовлетворительность проведённого по уголовному делу расследования.

Несмотря на то, что в ч. 4 ст. 221 УПК устанавливается возможность обжаловать прокурорское постановление  по поводу возвращения уголовного дела следователю, окончательное решение может приниматься лишь вышестоящим прокурором.

Итак, направление уголовных дел в суд для рассмотрения по существу, а следовательно, и оценка законности произведённого следствия, представляют собой исключительную прерогативу прокурора.

Из сказанного выше можно заключить, что надзор за процессуальной деятельностью, осуществляемой органами предварительного следствия, заключается в том, чтобы организовать постоянный надзор за законностью предварительного следствия. Этот надзор осуществляется в соответствии с предоставленными прокурору законом полномочиями, в том числе властно-распорядительными характера. Цель прокурорского надзора - привести действия и решения, принимаемые органами предварительного следствия и их должностными лицами, в соответствие с требованиями уголовно-процессуального законодательства, благодаря чему обеспечивается эффективная реализация назначения уголовного судопроизводства.

Среди всех существенных мер с точки зрения устранения тенденции бюрократизации властных структур, вовлечения в правовое пространство властной деятельности, осуществляемой государственными органами и должностными лицами (будь то контрольная, правоприменительная, правотворческая деятельность), обеспечения качества их деятельности, неукоснительного соблюдения прав и свобод человека и гражданина самая важная - это механизм укрепления законности и правопорядка, особая роль в котором отводится надзорной деятельности управомоченных лиц [5, с. 21].

В настоящее время прокурорский надзор представляет собой реализуемую прокурорами от имени РФ деятельность по контролю за соблюдением действующих в ее пределах законов с целью обеспечить единство и упрочение законности, верховенство закона, защитить права и свободы человека и гражданина и охраняемые законы интересов социума и страны.

В качестве компонента системы юрисдикционной деятельности в области управления государством прокурорский надзор предназначен для всемерного поддержания режима законности, укрепления правопорядка, достижения позитивных результатов при помощи оптимальных инструментов.

Разумеется, границы полномочий и функций органов надзора по обеспечению правопорядка устанавливает главным образом законодательство. При этом некоторые существенные и сложные моменты в надзорной практике так и не были окончательно разрешены и по-прежнему остаются актуальными и спорными.

В первую очередь необходимо принять меры, позволяющие усовершенствовать существующее законодательство и практику его использования по нескольким направлениям: место и роль прокурорского надзора в структуре правовой регламентации общественных правоотношений; границы правомочий прокуратуры при надзоре за соблюдением закона и законностью издаваемых нормативно-правовых актов; природа и суть надзорных правовых отношений; положительные итоги осуществления надзора и т.д.

 

Список литературы:

  1. Воронин, Д.В. К вопросу о содержании современного прокурорского надзора  / Д.В. Воронин // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 3. - С. 95-98.
  2. Гатауллин, З. Уголовное преследование как функция прокурора  / З. Гатауллин // Законность. - 2015. - № 2. - С. 9-13.
  3. Гамидов, А.М. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие  / А.М. Гамидов, Иразханов С.А. // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 175-179.
  4. Горюнов, В. Надзор за следствием в органах прокуратуры / В. Горюнов // Законность. - 2014. - № 2. - С. 33-37.
  5. Григорьева, Н.В. Вопросы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия  / Н.В.Григорьева, Н.В. Угольникова// Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2013. - № 4. - С. 99-103.
  6. Казарина, А.Х. Эволюция взглядов на предмет прокурорского надзора / А.Х. Казарина // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - № 2. - 2015 C. 36-42.
  7. Назаров, Н.С. Общая теория надзорной деятельности: монография / Назаров С.Н. - М.: Книга-сервис, 2013. - 240 с.
  8. Печников, Н.П. Проблемы теории и практики прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия /Н.П. Печников // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2014. - № 3. С. 101-105.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.