Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 22(276)

Рубрика журнала: Культурология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Старинская М.А. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В КИТАЙСКИХ ФИЛЬМАХ В ЖАНРЕ УСЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 22(276). URL: https://sibac.info/journal/student/276/337076 (дата обращения: 02.07.2024).

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В КИТАЙСКИХ ФИЛЬМАХ В ЖАНРЕ УСЯ

Старинская Мария Александровна

студент, кафедра востоковедения, Белорусский государственный университет,

Республика Беларусь, г. Минск

Шунейко Евгений Феликсович

научный руководитель,

канд. искусствоведения, доц., Белорусский государственный университет,

Республика Беларусь, г. Минск

FEMALE IMAGES IN CHINESE WUXIA FILMS

 

Maryia Starynskaya

student, Department of Oriental studies, Belarusian State University,

Republic of Belarus, Minsk

Evgeniy Shuneyko

scientific supervisor, candidate of Art History, associate professor, Belarusian State University,

Republic of Belarus, Minsk

 

АННОТАЦИЯ

Фильмы в жанре "уся" представляют собой уникальное явление в китайском кинематографе, которое соединяет в себе боевые искусства, историческую атмосферу и элементы фантастики. Термин "уся" (武侠) дословно переводится как "боевые герои", что отражает ключевую тему жанра: подвиги мастеров боевых искусств, которые путешествуют по миру, следуя собственным кодексам чести и справедливости. «Уся» не ограничивается простыми экшен-сценами; он также включает в себя глубокие философские размышления о морали, чести и предназначении. Женские образы в этих фильмах играют значительную роль и часто представляют собой многогранные и сложные характеры.

ABSTRACT

Wuxia films are a unique genre in Chinese cinema that combine martial arts, historical settings, and fantasy elements. The term wuxia (武侠) literally translates as "martial heroes," reflecting the genre's central theme: the exploits of martial artists who travel the world following their own codes of honor and justice. Wuxia films go beyond simple action scenes; they also include deep philosophical reflections on morality, honor, and purpose. Female characters play a significant role in these films, and are often multifaceted and complex.

 

Ключевые слова: женские образы; китайский кинематограф; боевые искусства; культурные особенности; олицетворение эмоциональных качеств персонажей; духовная сфера; социальная сфера.

Keywords: female characters; Chinese cinema; martial arts; cultural characteristics; personification of the emotional qualities of characters; spiritual sphere; social sphere.

 

Женские персонажи в жанре уся представляют собой мощные образы, которые выходят за рамки традиционных гендерных стереотипов. Они воплощают разнообразие ролей, начиная от воинственных героинь, равных мужчинам в боевых искусствах, до загадочных мудрецов, чьи знания и интуиция могут перевернуть ход истории. Анализ этих образов позволяет глубже понять, как жанр "уся" переосмысляет роли женщин, предоставляя им пространство для героизма, независимости и самоопределения.

Несмотря на популярность и влияние этих фильмов, долгие годы в центре повествования находились преимущественно мужские персонажи, олицетворяющие идеалы героизма и доблести. Женские образы зачастую оставались в тени, выполняя второстепенные роли, хотя и вносили важный вклад в развитие сюжета и духовное обогащение героев. Постепенно, с развитием жанра, женщины стали играть более значительные и сложные роли, обогащая жанр своей многогранностью. Исследование женских образов в уся-фильмах открывает новые горизонты понимания этого жанра, отражая не только эволюцию женских персонажей, но и изменения в обществе и культуре Китая.

В фильмах в жанре «уся» присутствуют несколько основных типов женских образов, которые отражают всю суть данного стиля кино. Первый тип, который является самым узнаваемым и часто встречающимся, – это образ «женщины-воина». Эти персонажи часто обладают выдающимися боевыми навыками и силой, которая позволяет им стоять наравне с мужчинами или даже превосходить их. Они смелые, решительные и часто действуют по своему кодексу чести. Следующий тип похож на первый – «женщина-воин-антагонист». Такие персонажи также в совершенстве владеют навыками боя, но используют их не во благо. Кроме этого, можно выделить ещё один тип под названием «женщина-наставник». Эти персонажи обычно старше и мудрее. Они передают свои знания младшим поколениям, помогая им не только в изучении боевых искусств, но и в жизненных уроках о чести, долге и любви. Последним стоит выделить образ «женщины-защитницы». В этой роли девушки защищают семью или клан, часто сталкиваясь с угрозами, которые могли бы уничтожить их наследие или честь. Они используют свои навыки, чтобы обеспечить безопасность и благополучие своих близких [4].

Далее женские образы в жанре «уся» будут рассмотрены на примерах фильмов «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (卧虎藏龙) и фильма «Дом летающих кинжалов» (十面埋伏).

Фильм "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" Энга Ли заслужил широкую похвалу не только за свой вклад в жанр «уся», но и за глубокую проработку женских образов. Эти персонажи сочетают в себе как традиционные черты воительниц, так и сильное осознание современной женской идентичности.

Всего в фильме можно выделить два основных женских персонажа, вокруг которых и разворачивается сюжет: Юй Сю Лянь (俞秀莲) и Юй Цзяо Лун (玉娇龙). Обе героини владеют знаниями и навыками боевых искусств, также представляют собой борьбу с обществом, вызванную переходом их персонажей за рамки более подходящих гендерных ролей.

Юй Сю Лянь представляет собой образ воительницы, отличающейся не только мастерством владения оружием, но и глубокой моральной принципиальностью. Она смела, уверена в себе и обладает сильным чувством долга и чести. В её персонаже присутствует и традиционная скромность, и современная независимость. Она также изображается как женщина, которая показывает свою способность к самоконтролю и жертвенности в угоду большим целям и общественным ожиданиям. Одна из ключевых сцен, демонстрирующая её характер и воинские навыки, происходит в начале фильма, когда она защищает меч «зелёной стали» от вора. Она проявляет сдержанность, зрелость и мудрость во всём, что касается её навыков владения боевыми искусствами, будь то во время боя или вне его. Её движения спокойные, оборонительные, а не нападающие, и она проявляет превосходное понимание того, что стоит на кону за пределами поединка, продолжая выполнять захватывающие трюки. Ее поступки поистине можно считать героическими, потому что она сочетает физическое действие с осознанным и эмоциональным подходом. К тому же, приняв на себя образцы жизни «ся» (воин/рыцарь), Сю Лянь ведет аскетичный образ жизни, который также способствует ее героической репутации [3].

Не менее важным персонажем этого фильма является Юй Цзяо Лун – необычайно талантливая и амбициозная молодая девушка, которая страстно желает избежать предопределённой жизни, навязанной ей семейными и социальными ожиданиями. Она стремится к свободе и независимости, что выражается в её тайном обучении боевым искусствам. Цзяо Лун хочет жить своей жизнью, следуя собственным правилам, а не быть ограниченной ролями, которые общество предписывает женщинам её статуса. В фильме её персонаж представляет собой контраст Сю Лянь. Она молода, импульсивна и мятежна, то есть буквально является олицетворением молодежного бунта и стремления к свободе.

Юй Цзяо Лун использует свои способности не столько для защиты или выполнения долга, сколько для личного самовыражения и поиска своего пути в жизни. Если сравнить поведение героини и Сю Лянь в бою, то можно увидеть очередное доказательство противоположности образов девушек. Сцена, где героини впервые встречаются и сражаются, ярко изображает их различия. Цзяо Лун бросает вызов Сю Лянь, что символизирует столкновение двух миров — старшего поколения, придерживающегося традиций, и молодого, стремящегося к переменам. Через этот бой обе женщины выражают уважение друг к другу, но также демонстрируют свою приверженность собственным целям и идеалам [3].

Последним женским образом, описанным в данной статье в рамках фильма Энга Ли, будет женщина, известная как Нефритовая Лиса. Её персонаж представляет собой интересный аспект женского образа-воина, который значительно отличается от образов Юй Сю Лянь и Юй Цзяо Лун. Нефритовая Лиса — это антагонист, она представлена в фильме как женщина, движимая местью и желанием узурпировать знания и власть, которые были традиционно зарезервированы для мужчин. Лиса бросает вызов традиционным гендерным ролям, украденно усваивая и используя знания, запрещённые для женщин. Однако её методы и мотивы представлены как корыстные и мстительные, что предлагает зрителю критически оценить стоимость такого бунта. Таким образом, данную героиню можно описать как «женщина-воин-антагонист» [3].

Ещё одним примером образов женщины-воина и женщины-защитницы служит персонаж Сяо Мэй (小妹) из фильма Чжана Имоу «Дом летающих кинжалов» (十面埋伏). Она представлена как женщина-воин, работающая на тайную революционную организацию, однако её личность намного глубже и сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Как и любая женщина-воин в фильмах жанра «уся», Мэй в совершенстве владеет разнообразными навыками боя. Сцена «танца барабанов» в фильме является ярким примером уникального стиля боевых искусств, которым владеет Сяо Мэй. В этой сцене она виртуозно сочетает элементы акробатики и танца, создавая потрясающее зрелище. Героиня демонстрирует свою невероятную координацию и ритм, используя звуки барабанов не только в качестве музыкального аккомпанемента, но и для ориентации в пространстве [2].

Кроме невероятных техник боя, образ Мэй олицетворяет выбор между долгом и сердцем.  Её первоначальная миссия — использовать свои навыки и обаяние для манипуляции Джином, чтобы привести правительственные силы к новому лидеру организации. Мэй верна своему долгу и рассматривает свои действия как необходимые для достижения более высокой цели — справедливости для своего народа. Любовь к Джину становится не просто личным чувством, но и символом её стремления к свободе от обязанностей, определяемых её ролью в организации. Всё это в совокупности создает глубокую моральную дилемму для Мэй, так как любовь и личное счастье сталкиваются с её преданностью делу. Этот сложный моральный выбор только подчеркивает её героизм, который выражается не только в боевых навыках, но и в способности противостоять внутренним испытаниям и оставаться верной себе. [1, c. 52]

Таким образом, женские образы в китайских фильмах уся представляют собой уникальное и многослойное явление, демонстрирующее как культурные особенности, так и современные тенденции в изображении женщин в кино. Героини уся часто обладают не только впечатляющими боевыми навыками, но и глубокой эмоциональной и интеллектуальной сложностью. Они выходят за рамки стереотипных ролей, традиционно предписываемых женщинам, объединяя в себе силу, независимость и женственность.

Женские образы в жанре уся обладают уникальной многослойностью и глубиной, которые делают их одними из самых запоминающихся и значимых в киноискусстве. В отличие от западных стереотипов, где героини часто вынуждены олицетворять мужские качества, женщины в уся сохраняют и подчеркивают свою женственность, обогащая её духовной силой и боевыми искусствами. Их персонажи не только демонстрируют физическое мастерство и боевую доблесть, но и проявляют эмоциональную глубину, верность, умение сохранять достоинство и проявлять мудрость в сложных жизненных ситуациях.

Эти героини воплощают гармонию между мягкостью и силой, нежностью и решимостью, что позволяет им оказывать влияние не только в мире фантастических приключений, но и в духовной и социальной сферах. Благодаря этому, женские персонажи в уся демонстрируют богатство и многообразие женской природы, делая их вдохновляющими и многогранными для зрителей всех поколений.

 

Список литературы:

  1. Артюх А., Комм Д. Искусства боевые и любовные. «Дом летающих кинжалов», режиссёр Чжан Имоу // Искусство кино. — М., 2005. — №2.— С. 49–54.
  2. Дом летающих кинжалов (2004) / режиссер Чжан Имоу // Кинопоиск [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/film/78170/. (дата обращения: 30.04.2024)
  3. Крадущийся тигр, затаившийся дракон (2000) / режиссер Энг Ли // Кинопоиск // Кинопоиск [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/film/378/. (дата обращения: 30.04.2024)
  4. Культурная революция через призму китайского кинематографа // Наука в мегаполисе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mgpu-media.ru/issues/issue-57/kitaj-politika-ekonomika-kultura/kulturnaya-revol-cherez-prizmu-kitajskogo-kinematografa.html. (дата обращения: 30.04.2024)
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.