Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 22(276)

Рубрика журнала: Информационные технологии

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Балахонов Д.Е. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ НАУЧНОЙ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НА КАНАЛЕ «ЮТУБ» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 22(276). URL: https://sibac.info/journal/student/276/336383 (дата обращения: 14.07.2024).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ НАУЧНОЙ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НА КАНАЛЕ «ЮТУБ»

Балахонов Дмитрий Евгеньевич

магистрант 2 курса, Журналистика, профиль «Медиаобразование», историко-филологический факультет Забайкальский государственный университет,

РФ, г. Чита

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена тематическому разнообразию научной популяризации в новых медиа. Автор анализирует способы подачи темы в наиболее популярных каналах на YouTube-платформе через использование традиционных форм и преимущества цифровых технологий. Выбор темы определяет технические приёмы, с помощью которых создатели канала стремятся не только в доступной форме донести до аудитории суть того, чему посвящён контент, но и увеличить охват аудитории.

 

Ключевые слова: темы научпоп-контента, научная популяризация, новые медиа, формы подачи информации.

 

Научная популяризация – востребованная сфера современного медиаконтента. Поднаева Е. С. научную популяризацию связывает с «распространением информации о науке в доступной форме среди широкой аудитории, иначе говоря, это перевод научного знания на язык, понятный неспециалистам» [1, с. 54–55]. На способы подачи научного знания в Интернете, в частности наиболее популярной YouTube-платформе влияют предпочтения массовой аудитории, в среде которой отсутствует преобладающая доля подготовленных пользователей. На ряде научно-популярных YouTube-каналов выбирается тема того или иного выпуска в зависимости от интереса широкой публики. Касается это не всех каналов, поскольку некоторые выделяются своей специализацией. Например, портал «Антропогенез.ру» включает лекции антропологов, археологов, этнографов, биологов и других специалистов. Однако за счёт графики и наглядно поставленных экспериментов авторам очередного выпуска удаётся донести до аудитории портала факты по выбранной теме.

Тематическое поле определяется, в том числе большим количеством недостоверной информации, которая популярна среди широких масс интернет-пользователей. Из примеров: технологии строительства древних культовых и иных сооружений Древнего Египта, Южной Америки, где неподготовленная публика придерживается противоречащих научным знаниям взглядов, в том числе, убеждений в невозможности древних людей создавать крупные объекты из каменных монолитов своими силами. Для учёных, которые привлекаются к подготовке роликов на соответствующую тематику, важную роль играет не только научная база в виде накопленных знаний из сферы инженерии, строительства, археологии, но и новые формы подачи материала: компьютерная графика, съемки натуральных экспериментов с привлечением упрощённых для современности приспособлений. Благодаря применению комбинированного подхода к раскрытию тем создатели YouTube-канала «Антропогенез.ру» имеют постоянную аудиторию, высокий рейтинг среди потребителей контента и репутацию профессионального коллектива, с которым готовы сотрудничать учёные при подготовке материала для очередного выпуска и при проведении тематических видеолекций по опровержению псевдонаучных теорий.

Интерактивность новых медиа позволяет создателям научно-популярных Youtube-каналов получать отклик от подготовленных зрителей, способных поделиться необходимыми дополняющими контент конкретного выпуска сведениями, а также иметь доступ к оригинальным источникам знаний в тематическом поле. Например, Youtube-канал «Utopia Show» во главе с автором Евгением Попадинцем, который не является учёным, отличается устойчивой аудиторией, которая постепенно увеличивается. Темы публикуемых роликов зачастую посвящены распространённым благодаря массовой культуре стереотипам – уфологии, криптозоологии, оккультизму и др. Привлечение оригинальных научных источников, анализ хронологически выстроенных событий относительно освещаемой темы выпуска, логическое сопоставление проверенной информации способствует тому, что аудитория может прийти вместе с автором к более обоснованным выводам. Предложенное публике готовое заключение или предмет для дальнейшего анализа формирует потребность в критическом осмыслении ранее укоренившегося в массовом создании представления.

В традиционных медиа жанр научной популяризации также требует доступной подачи сложных понятий. Об этих способах в работе Лазаревича Е.А. говорится следующее: «иллюстрирование термина примером, описание основных признаков называемого понятия, рассказ об истории открытия и наиболее популярный метод – это объяснение с помощью сравнения и метафор» [2, с. 224]. В новых медиа эти же способы поданы в виде эффектных видео-метафор, сравнений. В частности, во многих выпусках «Utopia Show» используются театрализованные выставки автора, который в образе скептика и специалиста в вопросно-ответной форме даёт объяснение о том, почему ряд сообщений в прессе с фотографиями или короткими видеозаписями загадочных существ, НЛО имеет признаки подделки. Благодаря логически выстроенным фактам автор также представляет полнее информацию, например, на тему массовых стереотипов о Бермудском треугольнике или известных в основном в западной культуре мистификациях.

Тем не менее, при анализе научно-популярного контента на YouTube-платформе считаем важным отметить, что неизменной остаётся для аудитории такого контента необходимость получать о представленной теме того или иного канала более углубленные знания. Сами авторы популярных ресурсов нередко прямо оговаривают важность развития критического мышления, когда личность самого автора не является для аудитории, большая часть которой не относится к специалистам в той или иной научной дисциплине, безусловным авторитетом. Отдельные создатели роликов в жанре «Научпоп», например, Евгений Попадинец, при освещении сложной темы, связанной, в частности, с исследованиями в области биологии, криминалистики, призывают самостоятельно ознакомиться с источниками, ссылки на которые прикреплены к соответствующему выпуску. Несмотря на применение новых форм подачи научно-популярного контента, для комплексного усвоения информации об освещаемой теме, даже в новых медиа превалирующим остаётся использование стандартной журналистской схемы «художественный ряд и закадровый голосовой текст». Традиционной остаётся и видео-лекция с ведущим в кадре, которая периодически прерывается театрализованными вставками, наглядными экспериментами, включая юмористические приёмы для сохранения внимания широкой аудитории.

Средства подачи контента, присущие новым медиа, позволяют раскрыть тематическое поле в доступном для широкой публики формате: графика, наглядные эксперименты, театрализованные вставки с элементами юмора, аудиовизуальные эффекты и т.д. Комбинированный мульти-подход позволяет более полно донести до массового потребителя контента собранный материал по теме, привлечь к нему большую аудиторию. Доля вовлечения в создание научно-популярного контента не только учёных, но и журналистов и энтузиастов с 2010-х годов увеличивается. Поэтому актуальными остаются эксперименты по адаптации традиционных форм подачи информации и введение новых, которые расширяют тематическое поле YouTube-каналов и делают его привлекательным для массового пользователя.

 

Список литературы:

  1. Поднаева Е. С. Научная популяризация в Интернете: эксперименты с новыми форматами (опыт создания видео-проектов о науке) // Вестник Томского государственного университета. Журналистский ежегодник. 2017. С. 54-58.
  2. Лазаревич Е. А. Искусство популяризации науки. М.: Изд-во «Наука», 1978. 224 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.