Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 21(275)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9

Библиографическое описание:
Козырев Н.В. БОРЬБА С ВЕРОЙ И ЦЕРКОВЬЮ (1918-1930-Е ГГ.) // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 21(275). URL: https://sibac.info/journal/student/275/335952 (дата обращения: 28.09.2024).

БОРЬБА С ВЕРОЙ И ЦЕРКОВЬЮ (1918-1930-Е ГГ.)

Козырев Никита Владимирович

студент, социально-гуманитарного факультет, Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова – филиал Тюменского государственного университета,

 РФ, г. Ишим

АННОТАЦИЯ

В статье автор рассматривает причины, ход и итоги борьбы с верой и церковью в 1918-1930-е гг. Автор приходит к выводу о неизбежности столкновения догм церкви и программы советского строя.

 

Ключевые слова: СССР, церковь, патриарх Тихон.

 

Советская власть стремилась к полному контролю всех областей государства. Но ей противостояли не только командиры белого движения, и иностранные захватчики, но и люди среди духовенства, которые не поддерживали красный террор и выступали против советской власти и беззакония.

Данное противостояние вылилось в кровавые события, которые потрясали нашу страну долгое время. С одной стороны религиозный, с другой политический конфликт был очень нестабильным, репрессии священнослужителей то начинались, то сходились на нет, все зависело от конкретных хронологических рамок и лидеров союза.

Этот конфликт вплоть до стабилизации государства в середине 20-х годов носил исключительно острый, сложный и тяжелый характер. Он отразил богоборческий (то есть, подспудно религиозный) пафос большевизма - и в то же время глубокий, до времени скрытый конфликт между двумя течениями в самом большевизме.

Многие партийные работники, еще до прихода к власти имели атеистические воззрения, так, например, вождь коммунистической партии В. И. Ленин, как и другие большевистские вожди, ещё задолго до захвата власти свидетельствовали о своей открыто богоборческой позиции.

Можно процитировать письмо Ленина Горькому, написанное еще в 1913 году: «Всякий боженька есть труположство — будь это самый чистенький, идеальный, не искомый, а построяемый боженька, всё равно. Всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье даже с боженькой — есть невыразимейшая мерзость, это самая опасная мерзость, самая гнусная зараза» - Ленин В.И. – из ленинского письма М. Горькому. Неудивительно, что, придя к власти, Ленин и его единомышленники начали с первых же дней бороться с тем, что считали «невыносимейшей мерзостью» и «самой гнусной заразой».

Поэтому дело было даже не в какой-либо оппозиции Церкви по отношению к новой власти. Любая религия, с точки зрения большевиков, была проявлением контрреволюционности. Само понимание, что такое «контрреволюция», у большевиков и у церковных деятелей было принципиально различным.

Если говорить по «контрреволюции» с советской точки зрения, то это любое направление мысли, противоречащее планам партии, инакомыслие. А церковь являлось как раз тем, что направляло умы людей в другое русло и давало альтернативные пути развития, поэтому с ним необходимо было либо бороться, либо перестроить. Конечно, удобнее и легче было просто убрать данный институт из жизни страны и населения, поэтому столь печальны последствия данной политики.

Церковные деятели не уставали заявлять, что Церковь не ведет никакой политической борьбы с властью, не участвует в заговорах против нее. Но с точки зрения большевистской власти, любой носитель религиозной идеи, не разделяющий в полной мере коммунистической идеологии, уже являлся контрреволюционером. Именно такое глубинное идеологическое противоречие между коммунизмом и религией было главной причиной разворачивавшегося конфликта [3].

Кульминацией антицерковного законотворчества большевиков стал ленинский «Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», опубликованный 23 января 1918 года. Этим декретом у Церкви не только отнималось право владеть собственностью, но она вообще лишалась прав юридического лица, то есть-де-юре Церкви, как единой организации, больше не было. Церковь, как организация, оказывалась вне поля легальности, вне советских законов. Это положение оставалось в действии вплоть до 1990 года, то есть практически до самого конца существования советской власти [4].

Восьмой отдел Наркомюста, который должен был проводить в жизнь ленинский декрет, прямо был назван «Ликвидационным». Таким образом, открыто провозглашалась цель, которую преследовали в отношении Церкви большевики, — её ликвидация.

Если у кого-то ещё оставались сомнения в отношении верхушки компартии к христианству, то в программе РКП(б), принятой на съезде в марте 1919 года, было прямо сказано, что по отношению к религии РКП не удовлетворяется декретированным уже отделением Церкви от государства и школы от Церкви. Согласно этой программе, свою цель РКП(б) видела в полном отмирании «религиозных предрассудков».

Таким образом, было на официальном уровне утверждена доктрина официальных действий, направленных против врагов советской власти «веры и церкви».

Церковь со своей стороны не собиралась мириться с положением дел и 20 ноября 1920 года патриарх Тихон издал указ № 362 — свод указаний для епархиальных архиереев на случай разобщения епархий с Высшим церковным управлением или прекращения его существования. По этому указу, в случае невозможности для епархиального архиерея осуществлять связь с органами высшей церковной власти или в случае ликвидации органов высшей церковной власти он мог, совместно с архиереями соседних епархий, организовать «высшую инстанцию церковной власти» и даже принимать на себя «всю полноту власти, предоставленной ему церковными канонами» в пределах своей епархии. Найденный патриархом выход из кризиса сохранил управляемость церкви, но не её единство. К этому указу неизменно апеллировали практически все расколы, возникавшие в Русской православной церкви на протяжении XX века [1].

Но спустя несколько лет патриарх изменил свое отношение к власти, после богослужения в Донском монастыре патриарх произнес проповедь, в которой решительно осудил всякую борьбу против Советской власти и призвал церковь стать вне политики.

Патриарх, идя на примирение с властью, конечно, прежде всего стремился вывести Церковь из-под удара, однако признание ошибочности решения Церкви принять активное участие в политической борьбе имело принципиальный характер.

Из документов 1922-1923 гг. видно, что патриарх Тихон понял, что Советская власть принята народом, и потому противостояние с нею в перспективе поведет к истощению и утрате связей Церкви с массой верующих. И он принял единственно верное решение - признать ошибочность политизации церкви в момент социально-политического катаклизма [2].

К сожалению, это не только не ослабило попыток советской власти к уничтожению религии как института жизни государства, а привело к кардинально противоположным намерениям. Гонения на церковь не прекратились, а усилились с новой силой.

Патриарх Тихон, как ключевая фигура в изучении нашей темы выглядит неоднозначно с точки зрения истории.

С одной стороны, он яростный противник советской власти, их политики террора, человек, который поддерживал догмы церкви и не отказывался от них на протяжении всей жизни.

С другой точки зрения, Тихон отрекается от борьбы с советской власти и призывает народ к ее поддержке.

В целом, можно сказать, что патриарх старался поддерживать мирные устои при зарождающемся новом государстве с разительными отличиями в политике от старого, а когда понял, что противостоять советской власти невозможно, то отказался от бессмысленного кровопролития в пользу её поддержки и мирного сосуществования, которого так и не было.

 

Список литературы:

  1. Акты Святейшего Патриарха Тихона Сб. в 2-х ч. / Сост. Губонин М.Е.; Гл. ред. Воробьёв В.; Православный Свято-Тихоновский Богословский Ин-т, 1994. -- 1064 с
  2. Иллюзии и догмы: [Взаимоотношения Сов. государства и религии] / В. А. Алексеев. - Москва: Политиздат, 1991. - 398,[2] с.; 17 см.; ISBN 5-250-01242-6 (В пер.): 3 р.
  3. Жития святых, в земле Российской просиявших. Русские святые 10-20 веков. Новомученики и исповедники 20 века /Под ред. А.Р. Митина. - СПб.:Лань, 2001. - 356 с.
  4. Постановление Народного Комиссариата Юстиции «О порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (Инструкция). Электронный ресурс: http://istmat.info/node (дата обращения 08.06.2024)
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.