Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 21(275)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9

Библиографическое описание:
Осипов А.А. К ВОПРОСУ О ЦИФРОВИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: НОВОВВЕДЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 21(275). URL: https://sibac.info/journal/student/275/334925 (дата обращения: 27.09.2024).

К ВОПРОСУ О ЦИФРОВИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: НОВОВВЕДЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Осипов Александр Александрович

студент 2 курса, Юридический институт, Северо-Кавказский федеральный университет,

РФ, г. Ставрополь

Зиновьева Татьяна Николаевна

научный руководитель,

ст. преподаватель кафедры экологического, земельного и трудового права, Юридический институт, Северо-Кавказский федеральный университет,

РФ, г. Ставрополь

В современном мире, характеризующимся стремительным развитием информационных технологий и глобализацией экономики, трудовые отношения претерпевают значительные изменения. Цифровизация, как ключевой фактор трансформации современного общества, оказывает существенное влияние на традиционные модели трудовых отношений, создавая новые возможности и вызовы для работодателей, работников и законодательства. В последние годы всё более активно проявляется тенденции роста удаленной работы, платформенной занятости, что неизбежно приводит к изменению характера труда, его организации и правового регулирования.

Серьёзным катализатором процесса цифровизации трудовых отношений послужило начало пандемии Covid-19. В 2020 году, когда большая часть работодателей переводила своих сотрудников с очного на дистанционный формат работы, государство в лице законодателей столкнулось с проблемой почти полного отсутствия нормативно-правовой базы, которая позволила бы регулировать трудовую деятельность в удаленном формате, с широким спектром использования информационных технологий. Само понятие, а также основные положения по организации труда и отдыха в режиме дистанционной работы появились в законодательстве ещё в 2013 году, с принятием Федерального закона № 60-ФЗ, который вносил соответствующие статьи в ТК РФ [2]. В период карантина 2020 года, когда происходил массовый перевод сотрудников «на удалёнку», участники трудовых отношений столкнулись с рядом пробелов в правовом поле, касающегося дистанционной работы. К примеру, в действующим на тот момент законе отсутствовал регламент перевода работников на дистанционную работу, не содержалось чётких правил оплаты труда и компенсаций дистанционных работников, в том числе за использование личного оборудования и программных средств. Некоторые работодатели, в целях экономии финансов организации при переводе сотрудников на удаленную работу заключали с ними краткосрочный договор сотрудничества, лишая тем самым дистанционных работников социальных льгот и гарантий. Кроме того, не в полной мере были прописаны положения охраны труда, режима рабочего времени и отдыха. Закон не содержал чёткого механизма разрешения трудовых споров, связанных с дистанционной работой, что создавало неопределенность в разрешении конфликтов.

Ситуация поменялась в декабре 2020 года, когда был принят новый Федеральный закон № 407-ФЗ. Помимо исправления указанных недочётов, законодатель разграничил несколько режимов дистанционной работы, включая постоянный, временный (до 6 месяцев) и комбинированный. В исключительных обстоятельствах, угрожающих жизни и здоровью работника (например, при возникновении аварии на производстве, техногенной или природной катастрофе) работодатель имеет право перевести сотрудников на временную дистанционную работу без их согласия (ст. 312.9 ТК) [3]. В таком виде законодательство о дистанционном формате работы существует и по сей день. Участники трудовых правоотношений получили гораздо более гибкий и эффективный механизм организации дистанционного труда. Необходимо отметить, что несмотря на значительные шаги по развитию правовой базы удаленной работы, данная сфера, ввиду стремительного технологического прогресса, постоянно изменяется. Государство должно оперативно реагировать на возникающие тенденции в этой сфере, а также вести активную адаптацию существующего законодательства под актуальные условия правовой среды [7].

Буквально за несколько месяцев до начала пандемии, в России был принят Федеральный закон № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде». Главным нововведением данного закона стала обязанность работодателя с 1 января 2020 года вести электронный учет сведений о трудовой деятельности работника [4]. Соответствующая статья 66.1 появилась в Трудовом кодексе. Фактически, с этого момента в России официально появилась электронная трудовая книжка. До 2021 года работники на своё усмотрение выбирали в каком формате они предпочитают вести данный документ, цифровой вариант был отнюдь не обязателен. Если работник выразил желание сохранить письменную книжку, то работодатель обязан вести оба её варианта. С 2021 года наличие электронной трудовой книжки стало обязательным условием при трудоустройстве. Россия не является передовиком в вопросе цифровизации трудовых отношений. Даже в странах бывшего СССР, таких как Эстония, Литва и Латвия электронные книжки были введены раньше российской. Одной из самых передовых цифровых платформ учёта трудовой деятельности работников является испанская Vida Laboral, что в переводе означает «трудовая жизнь». В рамках этой системы автоматически регистрируются все события, связанные с трудовой деятельностью, включая состояние налоговых отчислений, а также уровень прозрачности и точности данных. Все сведения, собранные системой, автоматически передаются в Министерство труда и Фонд социального страхования Испании, что значительно упрощает административные процедуры и обеспечивает эффективное управление трудовыми ресурсами [6]. Российская информационная платформа учёта трудовой деятельности тоже в режиме реального времени передаёт основные сведения о работнике в Социальный фонд России. Однако, в отличии от Vida Laboral, отечественная система имеет ряд недоработок:

Во-первых, электронная система учёта трудовой деятельности не регистрирует никакие сведения о награждениях работника. Учитывая тот факт, что всё больше работников полностью отказываются от бумажного варианта трудовой книжки, это может стать серьезным упущением при смене работы или при продвижении по карьерной лестнице. Данные о заслугах и наградах сотрудника могут просто не учесть при анализе его трудового стажа работодателем, при расчёте пенсии.

Во-вторых, как показала реальная практика использования электронной трудовой книжки, процедуры, связанные с исправлением некорректной информации, восстановлением утраченных данных осуществляются медленно из-за бюрократических процедур. К примеру, исправление допущенных ошибок может быть ограниченно, поскольку для этого требуется доступ работодателя.

До недавнего времени, в систему электронного учета сведений о трудовой деятельности не вносились данные о трудовом стаже работника, накопленном до 2020 года. Фактически, это делало цифровую ТК бессмысленным элементом, поскольку такие работники, для фиксации своего стажа, должны были иметь обязательный бумажный носитель. Однако, эта проблема была устранена. Сегодня, получить выписку о трудовой деятельности можно через Единый портал государственных услуг, а также на сайте СФР буквально за несколько минут. Не взирая на существующие недоработки, перевод «в цифру» учета сведений о трудовой деятельности открыл как работникам, так и работодателям большое количество преимуществ, среди которых: высокий уровень сохранности данных, лёгкость доступа и проверки сведений, а также сокращение издержек на ведение и хранение бумажных документов [1].

Нововведения, вызванные процессом информатизации коснулись и правил ведения документооборота. Принятый в 2021 году, Федеральный закон № 377-ФЗ ввёл ряд новых понятий и положений. Новая статья ТК РФ 22.1 определяет электронный документооборот в сфере трудовых отношений как создание, подписание, использование и хранение электронных документов, связанных с работой, без дублирования на бумажном носителе. Согласно законодательству, переход организаций на полностью электронный документооборот осуществляется в добровольном порядке, при условии согласия не менее половины от общего штата работников. Кроме прочего, новый закон определил порядок подписания электронных документов с помощью электронной подписи. Согласно статье 22.3, для подписания наиболее важных документов, таких как трудовой договор, необходимо использовать усиленную квалифицированную электронную подпись, выдаваемую только путём подтверждения личности. Остальные служебные документы могут быть подписаны простой электронной подписью, избегая лишних формальностей [5]. Новая мера позволила организациям значительно сократить время бюрократических процедур, избавиться от бумажных архивов, повысить качество и скорость обслуживания клиентов. Электронный документооборот предоставил работникам и работодателям небывалый уровень мобильности, при котором сотрудники имеют возможность полноценно работать из любой точки мира.

Подводя итог, можно сказать, что цифровизация трудовых правоотношений является важным шагом на пути реформации трудового права. Нововведения законодательства, такие как внедрение электронной трудовой книжки, полностью электронного документооборота, полноценное оформление механизмов дистанционной работы направлены на упрощение бюрократических процедур, обеспечение безопасности и удобства взаимодействия участников трудовых отношений. Однако, процесс информатизации данной сферы сталкивается с рядом проблем и недоработок, которые не только не улучшают ситуацию, но и вставляют палки в колёса уже действующим механизмам.

Для улучшения качества электронного взаимодействия в сфере трудовых отношений, необходимо, на мой взгляд, решить следующие задачи:

Во-первых, государство должно позаботиться о социальной защите работников и работодателей в области цифровой грамотности и доступа к самым современным технологиям. В стране должны создаваться сетевые информационные центры, в которых работники смогут научиться взаимодействовать с любыми электронными системами и документами, подтянуть свои знания и навыки владения информационными технологиями, которые используются в сфере регулирования трудовых правоотношений. Все организации на законодательном уровне должны иметь равный доступ к информационным технологиям.

Во-вторых, государство должно подготовить нормативную базу для регулирования искусственного интеллекта в сфере трудового права. Уже очевидно, что технологии ИИ, машинного обучения в ближайшем будущем начнут интеграцию в сферы различных правоотношений. Некоторые системы автономной аналитики данных уже тестируются государством в режиме реального времени. В связи с этим, необходимо начать разрабатывать нормативные акты, которые позволят быстро внедрить ИИ в правовое поле трудовых отношений.

И, наконец, третье предложение по улучшению трудового законодательства связанно с установлением единых стандартов электронного документооборота. Чтобы обеспечить единообразие и совместимость разных информационных платформ, необходимо установить чёткие требования к оформлению документов, процедуре аутентификации работников. Кроме того, государство может рассмотреть вопрос о применении биометрических данных для подписания электронных документов (например, трудового договора). В этом вопросе важно проработать меры защиты конфиденциальных данных, обеспечить их безопасное хранение.

 

Список литературы:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // Собрание законодательства РФ. – 07.01.2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 312.
  2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 05.04.2013 г. № 60-ФЗ: в ред. от 5.04.2019 г. – Текст : непосредственный // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. № 14. – Ст. 2.
  3. Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях» от 08.12.2020 г. № 407-ФЗ: в ред. от 08.12.2020 г. – Текст : непосредственный // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. № 50. – Ст. 2.
  4. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 16.12.2019 г. № 439-ФЗ: в ред. от 16.12.2019 г. – Текст : непосредственный // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2019. № 51. – Ст. 1-3.
  5. Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» от 22.11.2021 г. № 377-ФЗ: в ред. от 22.11.2021 г. – Текст : непосредственный // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2021. № 48. – Ст. 1-2.
  6. Н. Маджик «Трудовое право Испании. Умеете ли вы читать свою vida laboral?»: Catalunya.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://catalunya.ru/tutorials/article/3878-trudovoe-pravo-ispanii-umeete-li-vy-chitat-svoyu-vida-laboral-chast-1/
  7. Потапова Н. Д., Потапов А. В. // К вопросу о цифровизации трудовых отношений: теоретические и практические аспекты. // Журнал цифрового права [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.digitallawjournal.org/jour/article/view/55?locale=ru_RU
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.