Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(274)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11, скачать журнал часть 12

Библиографическое описание:
Борковая И.В. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ ЛИЧНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОЦЕССОВ ИДЕНТИФИКАЦИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 20(274). URL: https://sibac.info/journal/student/274/334831 (дата обращения: 17.07.2024).

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ ЛИЧНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОЦЕССОВ ИДЕНТИФИКАЦИИ

Борковая Инна Валентиновна

студент третьего курса, социальная педагогика и психология, Витебский государственный университет имени П.М. Машерова,

Беларусь, г. Витебск

Поташёва Юлия Леонидовна

научный руководитель,

магистр пед. наук, Факультет социальной педагогики и психологии, Витебский государственный университет имени П.М. Машерова,

Беларусь, г. Витебск

A CONCEPTUAL STUDY OF PERSONAL AND SOCIAL IDENTITY ISSUES AND IDENTIFICATION PROCESSES

 

Inna Borkovaya

Student of the third year, social pedagogy and psychology, P.M. Masherov Vitebsk State University,

Belarus, Vitebsk

Julia Potasheva

supervisor, master of pedagogical sciences, Department of Social Pedagogy and Psychology, Masherov Vitebsk State University,

Belarus, Vitebsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется, как люди определяют своё место в обществе. Идентификация (Фрейд) и идентичность (Эриксон) являются ключевыми для формирования личности. Исследования В.А. Ядова выделяют социальную идентичность, социальную идентификацию и самоидентификацию. Концепция "социального серфинга" описывает быструю адаптацию к разным сообществам. В условиях глобализации традиционные институты теряют влияние на формирование идентичности, что требует переосмысления социализации.

ABSTRACT

The article analyzes how people define their place in society. Identification (Freud) and identity (Erikson) are key to the formation of personality. V.A. Yadov's research distinguishes social identity, social identification and self-identification. The concept of "social surfing" describes rapid adaptation to different communities. In the conditions of globalization, traditional institutions are losing their influence on the formation of identity, which requires rethinking socialization. 

 

Ключевые слова: идентичность; идентификация; социальная идентичность; социальный серфинг; глобализация; социализация.

Keywords: identity; identification; social identity; social surfing; globalization; socialization.

 

Изучение проблемы "идентичности" и "идентификации" представляет собой актуальную тему в современном обществе. Эти термины относятся к психологическим процессам, через которые люди стремятся определить свое место и связь с другими в обществе. Идентификация может служить как средство психологической защиты, так и средство быстрой адаптации к социальным условиям.

Впервые понятие «идентификация» ввел в научный оборот З. Фрейд. Именно он предполагал, что идентификация происходит, когда человек, чувствуя свою слабость, стремится приобрести качества сильных людей. Однако объектом подражания могут быть только люди, с которыми он близок по духу. Например, писатель может подражать другому писателю [1].

Однако первоначальную концепцию идентичности разработал именно Э. Эриксон. Эриксон считал, что этот процесс охватывает всю сферу жизни человека, а также он выявил взаимосвязь между "идентичностью и идентификацией". С психологической точки зрения, формирование идентичности предполагает одновременное отражение и наблюдение на всех уровнях психической деятельности. Через этот процесс индивидуум оценивает себя с точки зрения того, как другие, по его мнению, оценивают его, сравнивая с собой и важными для них типами. Он также оценивает их суждения о себе, сопоставляя собственное восприятие себя с их мнением и типами, которые важны для него. Этот процесс, по счастью, в основном протекает подсознательно, за исключением случаев, когда внутренние условия и внешние обстоятельства усиливают болезненное или восторженное "сознание идентичности" (Э. Эриксон).

Эриксон выделил три ключевых аспекта индивидуальной идентичности. Первый из них — это чувство идентичности, которое отражает осознание собственного личностного тождества и ощущение непрерывности в своей жизненной истории. Второй аспект — это сознательное чувство личностной идентичности, которое базируется на осознании себя как уникального и восприятии собственного существования во времени и пространстве, а также на признании этого другими. Третий аспект связан с усилением чувства идентичности с возрастом и развитием личности, когда человек ощущает все более устойчивую связь между своим прошлым и будущим, а также между своими собственными желаниями и ожиданиями со стороны окружающих.

Эриксон подчеркивал, что успешное формирование эго-идентичности в период юношества зависит от нескольких факторов, включая базовые установки, сформированные в детстве, принадлежность к определенным группам, совпадение ценностей и идеалов, а также взаимодействие с родителями. Каждая стадия развития характеризуется своей особой "витальной" силой, помогающей преодолевать кризисы идентичности. В подростковом возрасте такая сила называется "верностью" – способностью молодых людей сохранять свои привязанности и соблюдать свои обещания [4].

Формирование и существование идентичности включает в себя процессы, которые позволяют человеку определять, оценивать и выбирать ценности, цели и убеждения, становящиеся элементами его личности. На первых этапах развития отечественной психологии не уделялось особого внимания этим концепциям. Однако с середины XX века понятия "идентичность и идентификация" стали чаще использоваться в исследованиях ученых.

В 1990-х и в начале 2000-х годов группа ученых под руководством В.А. Ядова активно исследовала эту проблему в контексте изменений, происходящих в стране. Они четко определили три ключевых понятия: социальная идентичность, социальная идентификация и личностная идентификация (самоидентификация) [3]. Социальная идентичность отражает осознание и ощущение принадлежности к различным социальным группам. Социальная идентификация представляет собой самоопределение индивидов в социальном пространстве относительно разнообразных общностей. Личностная идентификация (самоидентификация) определяется как самооценка личностных качеств и потенциалов в качестве деятельного субъекта. Идентичность же является одним из критериев зрелости личности, особенно в юношестве, когда развитие истинного чувства себя становится ключевой задачей.

В настоящее время исследования в области идентичности и идентификации продолжаются. По мнению Нероновых, идентификация представляет собой процесс формирования личности в современном мире через социализацию, воздействие различных факторов и агентов, а также создание картину мира и ценностно-идеологических систем [2]. Идентификация рассматривается как часть более общего процесса социализации, который включает в себя образование, воспитание и формирование личности с детства. Особое внимание уделяется особенностям современной социализации и создания идентичности, включая влияние национальных государств и традиционных социальных институтов на этот процесс. Впервые за изучения идентификации был выдвинуто понятие «Социальный серфинг».  "Социальный серфинг" представляет собой стратегию коммуникативного включения, при которой человек быстро перемещается между различными общностями с их ценностями, системами действия и общения, используя соответствующие комплексы социальных практик. Этот термин описывает поверхностное движение между различными социокультурными средами, где связи с сообществами могут временно разрываться, практики отвергаться, и человек полностью переключается на новое сообщество.   Социальный серфинг позволяет легко выбирать свою идентичность в современном мире, где доступны разнообразные культурные образцы и высокая проницаемость сообществ. Эта стратегия демаргинализирована и становится популярной, создавая тренд скользящей мобильности, где человек может быть настолько мобильным, что не укоренится ни в одном месте, а его опыт места может быть поверхностным.

С развитием глобализации и распространением информационных технологий, таких как Интернет, люди получают доступ к разнообразным культурным контекстам, ценностям и идеям из разных частей мира. Это приводит к тому, что традиционные источники символических смыслов, такие как национальные государства и устоявшиеся институты, уже не могут контролировать информационное пространство и формировать мировоззрение граждан в изолированном режиме. В результате, люди становятся более подвержены влиянию разнообразных культур, идей и ценностей из мирового сообщества, что приводит к разнообразию форм идентичности и хаотизации в сфере идентификации.

Одновременно наблюдается тенденция к сопротивлению однополярной глобализации и стремлению сохранить и укрепить национальную идентичность. Это все указывает на необходимость переосмысления роли традиционных и новых факторов в формировании личности и социальной идентичности в современном обществе.

 

Список литературы:

  1. Идентификация. Глава 3. Основные понятия психоанализа [Электронный ресурс].  – URL: https://goo.su/uMsp (дата обращения: 09.03.2024).
  2. Неронов, А. В., Неронова, М. Ю. Особенности и проблемы идентификации личности в современном мире // Современные исследования социальных проблем. – 2022. – №3. –C. 30–37.
  3. Славская, А. Н. Личность как субъект интерпретации. Дубна: Феникс+, 2002. – 248 с.
  4. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. – 336 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.