Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(274)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11, скачать журнал часть 12

Библиографическое описание:
Кузьмин К.Н., Магомедов К.И. ПРИМЕНЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ДОПРОСОВ СВИДЕТЕЛЕЙ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 20(274). URL: https://sibac.info/journal/student/274/334230 (дата обращения: 26.11.2024).

ПРИМЕНЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ДОПРОСОВ СВИДЕТЕЛЕЙ

Кузьмин Кирилл Николаевич

студент, кафедра криминалистики Саратовская государственная юридическая академия,

РФ, г. Саратов

Магомедов Каримула Исламдчинович

студент, кафедра криминалистики Саратовская государственная юридическая академия,

РФ, г. Саратов

Абрамова Светлана Рамильевна

научный руководитель,

канд. юрид. наук, доц., Саратовская государственная юридическая академия,

РФ, г. Саратов

THE USE OF VIRTUAL AND AUGMENTED REALITY TO RECONSTRUCT CRIMES AND INTERROGATE WITNESSES

 

Kirill Kuzmin

student, Department of Criminology, Saratov State Law Academy,

Russia, Saratov

Kanimbla Magomedov

student, Department of Criminology, Saratov State Law Academy,

Russia, Saratov

Svetlana Abramova

scientific supervisor, Associate Professor, Candidate of Law, Saratov State Law Academy,

Russia, Saratov

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются перспективы и текущее состояние применения технологий виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR) в области криминалистики. Основное внимание уделено возможностям использования данных технологий для реконструкции преступлений и допросов свидетелей, а также анализу преимуществ и потенциальных рисков такого подхода.

ABSTRACT

The article discusses the prospects and current state of the application of virtual (VR) and augmented reality (AR) technologies in the field of criminology. The main attention is paid to the possibilities of using these technologies to reconstruct crimes and interrogate witnesses, as well as to analyze the advantages and potential risks of such an approach.

 

Ключевые слова: виртуальная реальность, дополненная реальность, реконструкция преступлений, свидетели, криминалистика.

Keywords: virtual reality, augmented reality, crime reconstruction, witnesses, criminology.

 

В эпоху цифровизации, технологии виртуальной и дополненной реальности обретают все большее значение во многих сферах, таких как образование, здравоохранение и правоохранительной деятельности. Они открывают перед криминалистикой перспективные возможности для воссоздания сцен преступлений и оптимизации процедур опроса свидетелей, что в свою очередь способствует повышению точности и эффективности следственных действий.

Прежде всего следует более подробно изучить две указанные технологии и дать им четкое определение, поскольку в повседневном понимании эти технологии рассматриваются как любое сочетание виртуальных и реальных элементов.

Виртуальная реальность (далее – VR) представляет собой информационную среду, создаваемую искусственно и направленную на замещение реального восприятия окружающего пространства данными, формируемыми с использованием различных технологий. Разработка средств визуализации информации для создания инструментов виртуальной реальности в образовательном процессе может обеспечить педагогическую результативность, недостижимую при использовании иных технических средств. [1, с. 12]. Суть такой иммерсии заключается в достижении максимальной правдоподобности. Чтобы человек мог полностью погрузиться в виртуальное окружение, ему необходимо иметь возможность взаимодействовать с объектами этого мира.

Дополненная реальность (далее - AR) — это технология, которая позволяет в реальном времени добавлять к изображению реального мира различные информационные слои: текст, графику, аудио и другие элементы [2, с. 313].

В сфере дополненной реальности применяются алгоритмы компьютерного зрения, которые распознают в видеопотоке специальные маркеры. Система оптического трекинга лежит в основе технологии дополненной реальности. Использование маркеров и определение местоположения пользователя являются ключевыми принципами создания дополненной реальности.

При сравнении VR и AR, можно заметить, что последняя является более простой в использовании по сравнению с первой. Простота дополненной реальности проявляется в том, что для ее работы не требуется мощное оборудование или сложные приложения.

Технология VR создает уникальные иммерсивные пространства, где пользователи могут «перемещаться» и взаимодействовать с цифровыми элементами. Это делает её особенно подходящей для воссоздания сцен преступлений, предоставляя следователям возможность детально изучать место происшествия с разных точек зрения и анализировать связи между объектами и событиями, не затрагивая реальное место.

Использование VR технологий становится особенно значимым при осмотре места преступления, что является основополагающим аспектом в деятельности криминалистов. Это обусловлено потребностью в сборе обширного количества материальных улик, которые затем применяются в ходе расследования. Тем не менее, в любой профессиональной области не следует пренебрегать человеческим фактором, способным влиять на процесс исследования. Вероятно, что следователь может пропустить ключевую информацию по субъективным или объективным причинам. Часто бывает так, что повторный осмотр места происшествия невозможен, так как оно может быть изменено после первого визита следственной бригады. В результате, если при первичном осмотре были допущены ошибки из-за человеческого фактора, важные детали могут быть потеряны навсегда [3, с. 194].

Данные технологии уже нашли свое применения в некоторых вузах нашей страны. Так, в Московском университете МВД России имени В. Я. Кикотя в числе первых проводятся исследования, включающие технологию фиксации сферических панорам сложных мест происшествий и последующий «осмотр» с использованием систем виртуальной реальности. Например, с помощью таких сферических панорам проводится исследование следовой картины пожара в здании в рамках пожаротехнической экспертизы, а также изучение различных мест преступлений со смертельным исходом [4].

AR-технологии также продолжают развиваться, и одним из важных направлений, в котором они нашли применение в криминалистике, является реконструкция преступлений. Используя AR-устройства, можно создавать трехмерные модели мест происшествия и воссоздавать события с высокой степенью реализма. Это помогает специалистам по расследованию преступлений лучше понимать динамику событий, определять расположение улик и возможные траектории движения подозреваемых.

В 2018 г. в Астрахани было создано приложение для планшетов под названием «Конструктор места происшествия». Это приложение, использующее AR-технологии, помогает цифровизировать место преступления и предназначено для формирования информационных слоёв, карт, планов и схем, которые необходимы следователям в их работе. С помощью планшета криминалист может добавлять к объектам описания, аудиозаписи или мультимедийные файлы прямо на месте происшествия, например, создавать трехмерные модели помещений или делать панорамные фотографии. Руководитель проекта подчеркивал, что этот конструктор значительно автоматизирует и упрощает процесс расследования для правоохранительных органов [5].

В контексте допросов, современные технологии, включая VR, могут быть задействованы для визуализации событий преступления перед свидетелями. Это может значительно усилить их способность к воспроизведению мелких деталей и точности памяти. Такой подход особенно ценен, когда свидетели сталкиваются с проблемами восстановления информации или испытывают стресс во время вспоминания событий.

Применение подобных технологий способно улучшить как точность воспоминаний и детализацию воспроизводимой информации, так и общую достоверность показаний свидетелей. Это утверждение находит подтверждение в исследовании, результаты которого были размещены в научном журнале "Frontiersin Psychology" [6, с. 1-11]. В рамках исследования, проведенного сотрудниками Лондонского университета Вестминстера, было задействовано 38 взрослых участников, среди которых 26 оказались женщинами. Им было продемонстрировано видео, изображающее угон автомобиля, после чего спустя два дня им предстояло восстановить увиденное. Одна из групп вела диалог с исследователем в стандартной комнате, тогда как другая использовала VR-технологию OculusRift для взаимодействия с аватаром в виртуальном пространстве, имитирующем допрос. Обе группы отвечали на стандартный набор вопросов, применяемых британскими правоохранительными органами в ходе расследования преступлений. Несмотря на то, что обе группы показали схожие результаты при свободном описании угонщика, участники, взаимодействующие с виртуальным агентом, продемонстрировали на 60% более высокую точность ответов на конкретные вопросы, с меньшим количеством искажений и ложных воспоминаний.

Данные результаты дают отчетливо понять, что вектор развития VR-технологий в процессе допроса свидетелей является правильным выбором для совершенствования криминалистической деятельности в будущем.

Обобщая все вышеописанное, можно прийти к выводу, что внедрение VR и AR технологий в сфере криминалистики предоставляет новые перспективы для усиления точности и оперативности в деятельности правоохранительных органов. Вместе с тем, крайне важно принимать во внимание возможные опасности, связанные с защитой личных данных и рисками неправильного толкования виртуальной информации. Основательное регулирование и создание стандартов для этих технологий являются основой для их эффективного применения в криминалистической практике.

 

Список литературы:

  1. Тахиров Б.Н. Понятие виртуальной реальности // Наука, образование и культура. 2020. №8 (52). С. 12-14.
  2. Маслова Ю.А., Белов Ю.С. Технологии дополненной реальности // E-Scio. 2022. №2 (65). С. 313-322.
  3. Кугуракова В.В., Антонов И.О., Гончаренко Б.В., Чайбар А.А. Цифровое представление в виртуальной реальности места происшествия как инструмент уголовного судопроизводства // Программные системы: теория и приложения. 2022. Т. 13. №3(54). С. 193–223.
  4. Трущенков И.В. Использование сферической панорамной съемки и устройств виртуальной реальности для фиксации осмотра места происшествия // Энциклопедия судебной экспертизы [Электронный ресурс] URL: http://www.proexpertizu.ru/general_questions/753 (дата обращения: 20.04.2024)
  5. Александр Лубяной. В Астрахани разработали "конструктор места происшествия" для криминалистов // Версия. Информационное агентство [Электронный ресурс] URL: https://versiya.info/tehnika-i-tehnologii/87446 (дата обращения: 20.04.2024)
  6. Donna A. Taylor, Coral J. Dando. Eyewitness Memory in Face-to-Face and Immersive Avatar-to-Avatar Contexts // «Frontiers in Psychology». – 2018. С. 1-11.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.