Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(274)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11, скачать журнал часть 12

Библиографическое описание:
Исмагилов Д.А., Теляекаева А.Ф. ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 20(274). URL: https://sibac.info/journal/student/274/334077 (дата обращения: 17.08.2024).

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Исмагилов Данис Азаматович

студент, кафедра общественных наук и молодёжной политики, Оренбургский государственный медицинский университет,

РФ, г. Оренбург

Теляекаева Альбина Фаргатовна

преподаватель, канд. полит. наук, Оренбургский государственный медицинский университет,

РФ, г. Оренбург

INTENTIONALITY IN CONTEMPORARY PHILOSOPHY

 

Danis Ismagilov

student, Department of Social Sciences and Youth Policy, Orenburg State Medical University,

Russia, Orenburg

Albina Telyaekayeva

teacher, candidate of political sciences, Orenburg State Medical University,

Russia, Orenburg

 

АННОТАЦИЯ

Данная статья анализирует концепцию интенциональности в современной философии, обращая внимание на ее значимость и актуальность в современном интеллектуальном дискурсе. Изучаются различные подходы к интерпретации интенциональности, начиная от феноменологии и сознания до семиотики и философии языка. Особое внимание уделяется роли интенциональности в понимании смысла, намерений и действий в контексте человеческого опыта. Рассматриваются вопросы, связанные с проблемой психологической и социальной интенциональности, а также ее влияние на формирование культурных и социальных практик. Важность понимания интенциональности для развития философской мысли и современной культурной теории подчеркивается как ключевой аспект современной философской дискуссии.

ABSTRACT

This article analyzes the concept of intentionality in contemporary philosophy, emphasizing its significance and relevance in modern intellectual discourse. Various approaches to interpreting intentionality are examined, ranging from phenomenology and consciousness to semiotics and philosophy of language. Special attention is paid to the role of intentionality in understanding meaning, intentions, and actions within the context of human experience. Issues related to the problem of psychological and social intentionality are discussed, as well as its influence on the formation of cultural and social practices. The importance of understanding intentionality for the development of philosophical thought and contemporary cultural theory is highlighted as a key aspect of modern philosophical discourse.

 

Ключевые слова: интенциональность; феноменология; сознание, семиотика; смысл; намерение; действие; психология; социальная интенциональность; культурные практики.

Keywords: intentionality; phenomenology; consciousness; semiotics, meaning; intention; action; psychology; social intentionality; cultural practices.

 

Введение. Интенциональность в современной философии представляет собой ключевую концепцию, описывающую направленность сознания на объекты или цели. В контексте философии, это понятие обычно рассматривается как основа для понимания сознания и его отношения к внешнему миру. Идея интенциональности находит широкое применение в различных областях философии, включая феноменологию, семиотику, философию языка и социальную философию. В данном контексте, интенциональность рассматривается как ключевой аспект семантики и понимания языковой коммуникации, а также как фундаментальный элемент культурных и социальных практик. Понимание интенциональности играет важную роль в анализе человеческого опыта, восприятия и действия, а также в формировании современной философической мысли. В этом контексте, изучение интенциональности в современной философии представляет собой важную задачу, направленную на раскрытие смысла и значения нашего сознания и его отношений с внешним миром [5, с. 125]

Материалы и методы исследования. Материалом исследования послужили теоретические и научные источники. В ходе исследования применялись теоретические методы, описательно-аналитический, методы анализа, обобщения и систематизации информации. Был проведен обзор отечественной литературы.

Результаты и обсуждение. Феноменология, разработанная Эдмундом Гуссерлем, представляет собой философскую методологию, направленную на анализ сознания и сознательного опыта. В контексте интенциональности, Гуссерль выделяет два ключевых аспекта: "интенциональный акт" и "интенциональный объект". Гуссерль утверждает, что все акты сознания имеют направленность на объекты, которые могут быть реальными или идеальными. Например, когда мы мыслим о чем-то или воспринимаем какой-то предмет, наше сознание всегда направлено на этот объект. Этот принцип интенциональности позволяет Гуссерлю анализировать структуру сознания и исследовать его основы. Для Гуссерля интенциональность играет ключевую роль в структуре сознания и определяет его функционирование. Он рассматривает сознание как активный процесс, который всегда нацелен на что-то, будь то объект внешнего мира или объекты внутреннего опыта, такие как мысли и представления. Таким образом, концепция интенциональности становится основой для понимания сознания и его возможностей [4, с. 305]

Семиотика, как наука о знаках и их значениях, играет важную роль в понимании интенциональности. Особенно значимым в этом контексте является влияние Чарльза Сандерса Пирса, одного из основоположников семиотики и причинности. Чарльз Сандерс Пирс предложил теорию знаков, которая включает три основных категории: икон, индексов и символов. В контексте интенциональности, Пирс анализировал роль знаков в процессе понимания и интерпретации мира. Знаки и символы играют ключевую роль в процессе интенциональности, поскольку они являются средством передачи и интерпретации смысла. Например, когда мы используем слово или образ, чтобы выразить наше намерение или представление о каком-то объекте или событии, мы создаем интенциональный акт, где знаки становятся средством передачи наших интенций. Знаки могут быть использованы для описания внутренних ментальных состояний, таких как мысли и эмоции, а также для коммуникации с другими людьми. Символы, в свою очередь, могут иметь различные уровни значений и интерпретаций в зависимости от контекста и конвенций общества [2, с. 182]

Интенциональность не ограничивается только внутренним миром индивида; она также играет ключевую роль в социальных и культурных контекстах. Социальная и культурная интенциональность изучает, как интенциональные акты формируются, выражаются и интерпретируются в рамках общественных и культурных структур. Социальные отношения являются основным контекстом для выражения интенциональности. Интенциональные акты не только формируются внутри индивида, но и воздействуют на общественные взаимодействия. Например, когда люди общаются друг с другом, их слова, жесты и выражения лица служат интенциональными сигналами, которые передают их намерения, эмоции и понимание ситуации. В этом смысле, интенциональность является неотъемлемой частью коммуникации и социальной динамики. Культурные и исторические контексты существенно влияют на формирование интенциональных практик. Нормы, ценности и обычаи общества определяют, какие интенциональные акты считаются приемлемыми, а какие нет. Например, в разных культурах могут существовать различные нормы в области общения, эмоционального выражения и межличностных отношений. Культурные различия также могут оказывать влияние на способы интерпретации интенциональных сигналов. То, что в одной культуре может быть воспринято как дружественное жест или выражение уважения, в другой культуре может вызвать недопонимание или даже конфликт [1, с. 431]

Философия языка и интенциональность тесно связаны, поскольку язык является основным средством выражения наших интенций, мыслей и представлений. В этом контексте, интенциональность играет ключевую роль в семантике, а также в понимании и интерпретации языковой коммуникации. Семантика – это наука о значении в языке. Основная идея состоит в том, что слова и предложения имеют определенные значения, которые передаются и интерпретируются в процессе коммуникации. Интенциональность является ключевым аспектом семантики, поскольку она определяет, какие значения приписываются словам и выражениям в зависимости от интенций говорящего и контекста общения. Например, когда мы используем слово "собака", мы интенционально обращаемся к определенному виду животных, и наше намерение передать это значение другим людям. Таким образом, интенциональность определяет связь между знаком (словом) и обозначаемым им объектом (в данном случае, собакой). Интенциональность также играет важную роль в понимании языковой коммуникации. Когда мы взаимодействуем с другими людьми через язык, наши интенции и намерения определяют, какие сообщения мы пытаемся передать, и как эти сообщения будут поняты и интерпретированы нашими собеседниками. Например, в разговоре мы используем интонацию, жесты и другие невербальные сигналы, чтобы выразить свои эмоции, уточнить смысл или подчеркнуть важность определенной информации. Эти интенциональные элементы играют решающую роль в том, как наши слова и выражения воспринимаются и интерпретируются нашими собеседниками [3, с. 432]

Выводы. Интенциональность, являющаяся ключевой концепцией в современной философии, играет значительную роль в нашем понимании сознания, его отношений с внешним миром и в процессах коммуникации. В рамках философии, интенциональность изучается с различных точек зрения, включая феноменологию, семиотику, философию языка, социальную и культурную философию. Исследования в области интенциональности позволяют нам лучше понять природу сознания, его способность к ориентации на объекты и цели, а также влияние социокультурных факторов на формирование интенциональных практик. Это знание не только расширяет наши представления о природе человеческого опыта, но и способствует развитию научных дисциплин, таких как лингвистика, социология и психология [4, с. 297]

 

Список литературы:

  1. Брентано, Франц. "Психология с точки зрения эмпирического метода." - СПб.: Наука, 2001. - 512 с.
  2. Дрецке, Фред. "Объяснение поведения: причины в мире причин." - М.: Издательский дом "Логосфера", 2015. - 192 с.
  3. Гуссерль, Эдмунд. "Логические исследования." - М.: Философское общество, 2001. - 448 с.
  4. Сирл, Джон Р. "Интенциональность: Эссе по философии сознания." - М.: Прогресс, 2005. - 320 с.
  5. Шустер, Дэниэл. "Интенциональность: Введение." - М.: Медиум, 2018. - 256 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.