Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(274)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11, скачать журнал часть 12

Библиографическое описание:
Григорьева А.А. ШЕРСТЬ КАК ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ И МНОГОЛИКИЙ ИСТОЧНИК В ИСТОРИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 20(274). URL: https://sibac.info/journal/student/274/333852 (дата обращения: 17.07.2024).

ШЕРСТЬ КАК ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ И МНОГОЛИКИЙ ИСТОЧНИК В ИСТОРИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Григорьева Алина Александровна

магистрант, кафедра «Дизайн», Казанский национальный исследовательский технологический университет,

РФ, г. Казань

Петрова Анна Владимировна

научный руководитель,

доц., член-корреспондент РА Художеств, Казанский национальный исследовательский технологический университет,

РФ, г. Казань

WOOL AS A PATRIARCHAL MATERIAL AND A MULTIFACETED SOURCE IN THE HISTORY OF ARTS AND CRAFTS

 

Alina Grigorieva

master's student, Department "Design", Kazan National Research Technological University,

Russia, Kazan

Anna Petrova

scientific adviser, associate professor, corresponding member of the RA Arts, Kazan National Research Technological University,

Russia, Kazan

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению истории использования шерсти в различных декоративно-прикладных искусствах: начиная от изготовления предметов быта и одежды у древних народов, до применения ее в технике валяния в настоящее время.

Особое внимание в статье уделено актуальности шерсти в современных проектах, где она используется при создании декоративных элементах, предметах интерьера, а также в текстильной промышленности. Будут рассмотрены примеры успешных проектов, в которых данный материал был использован.

Целью статьи является предоставление исторических и актуальных данных об использовании шерсти в декоративно- прикладном искусстве, а также привлечь внимание на потенциал шерсти как материала для реализации различных творческих проектов.

ABSTRACT

The article is devoted to the history of the use of wool in various arts and crafts: from the manufacture of household items and clothing among the ancient peoples, to its use in the felting technique at the present time.

Particular attention is paid to the relevance of wool in modern projects, where it is used to create decorative elements, interior items, as well as in the textile industry. Examples of successful projects in which this material has been used will be considered.

The purpose of the article is to provide historical and current data on the use of wool in arts and crafts, as well as draw attention to the potential of wool as a material for the implementation of various creative projects.

 

Ключевые слова: шерсть, патриархальность, декоративно-прикладное искусство, многоликий источник, культура, история, искусство, дизайн, вышивка, ткачество, валяние, ковровое искусство.

Keywords: wool, patriarchy, arts and crafts, many-sided source, culture, history, art, design, embroidery, weaving, felting, carpet art.

 

Шерсть — это материал, который используется человеком уже несколько тысячелетий. Он был известен еще древним цивилизациям и использовался для создания различных изделий, начиная с одежды, и заканчивая предметами интерьера и различными украшениями [1].  За это время шерсть прошла долгий путь и стала одним из самых многоликих материалов, используемых в современном искусстве и ремеслах. На протяжении многих веков, это растительное волокно не только оставалось популярным, но и становилось все более ценным.

Современники всё ещё используют шерсть в различных областях. Ее можно найти в различных видах искусства - в декоративных предметах, а также в художественной живописи и скульптуре. Она остается популярным и универсальным материалом, которым могут пользоваться и профессионалы, и любители, которые применяют его в своих ремеслах и творческих проектах.

Шерсть сегодня не только важен для декоративно-прикладного искусства, но и продолжает оставаться востребованным в различных отраслях экономики. Например, она широко используется в текстильной промышленности, в том числе в производстве одежды и домашнего текстиля.

Несмотря на то, что появились новые материалы, шерсть остается незаменимым и востребованным материалом, благодаря своим теплоизолирующим свойствам и мягкости.  Можно сказать, что шерсть — это древний, но по-прежнему актуальный материал, который не теряет своей популярности. Ее многогранность и универсальность делают ее незаменимым инструментом для творческих и производственных проектов.

Шерсть является одним из наиболее важных материалов, который использовался в различных областях искусства и ремесла на протяжении многих столетий. История использования шерсти в декоративно-прикладном искусстве начинается с древних времен.

В течение многих лет шерсть была важным материалом для народных промыслов в различных культурах.  В вышивке шерсть часто использовалась для создания красивых и уникальных узоров и орнаментов на ткани. Шелковые, льняные или хлопчатобумажные ткани были часто вышиты шерстью [2].

Вышивка шерстью была популярна в различных культурах, включая арабскую, индийскую, персидскую и европейскую. В России вышивка производилась преимущественно в крестьянских семьях и была направлена на оформление национальной одежды.

Ткачество — это другой народный промысел, который неразрывно связан с использованием шерсти. Шерсть использовалась для создания тканей, которые были как функциональными, так и декоративными.

В большинстве культур ткачество занимало важное место в производстве одежды. В Иране, например, ткачество было известно, как «gahrdar» и представляло собой настоящее искусство.

Валяние, также известное как войлочное дело, является техникой изготовления материалов из шерсти. Шерсть используется для создания ткани, которая может быть использована как декоративный элемент или для производства одежды. Валяние является техникой, которая была использована в различных культурах, включая монгольскую, тибетскую, китайскую и северную европейскую.

Ковровое искусство тоже долгое время было связано с использованием шерсти. Шерсть использовалась для создания ковров и ковровых изделий, которые стали популярными в различных культурах. В Персии ковры были произведены настолько мастерски, что они до сих пор считаются лучшими в мире.

Шерсть была и остается одним из самых популярных источников в декоративно-прикладном искусстве [3]. Шерсть играет важную роль в народных промыслах, и не только как вышивка, ткачество, валяние, ковровое искусство и т.д. Использование шерсти создает прекрасные и красочные изображения, а также является одним из наиболее долговечных и надежных материалов.

Сегодня художники и дизайнеры продолжают использовать шерсть в своих работах, чтобы создавать уникальные и красивые предметы в искусстве и дизайне.

Так в современном искусстве и дизайне шерсть сохраняет свою популярность. Она используется в различных видах искусства и декора, от текстиля до скульптуры.

Один из ярких примеров современного использования шерсти — это работы британского художника Тома Аттона Мура. Он создает текстильные инсталляции, используя различные виды шерсти, черпая вдохновение в природе [4]. Все работы художника вызывают чувство тепла и комфорта, они органично смотрятся в различных интерьерах и добавляют им новые оттенки и контрасты.

Инсталляция в 80 кв. м, созданная Томом Аттоном Муром для Burberry в Париже, является великолепным образцом мастерства дизайнера. Он сочетал обновленный логотип бутика с мотивами доспехов рыцарей и британской флоры, и таким образом бренд вернул свое историческое наследие [5]. Бутик был украшен коврами ручной работы, созданными из 100-процентной шерсти в приглушенных синих, красных, зеленых и фиолетовых оттенках. Их разная длина ворса создает дополнительный объем и подчеркивает текстуру материала. В результате работы Тома Аттона Мура бутик Burberry стал настоящей жемчужиной Парижа [6].

 

Рисунок 1. Оформление зала Burberry на улице Сент-Оноре в Париже

 

В мире дизайна есть такое направление, как войлочное искусство. Оно предполагает создание из шерсти различных предметов, начиная от мелких аксессуаров и заканчивая целыми интерьерами. Канадская художница Винни Чуи является выдающимся представителем этого направления [7].

Чуи специализируется на создании крошечной мебели. Стулья, табуреты, диваны – все они выглядят так, будто их природа соткана из тысяч мелких лоскутков шерсти. Она также воспроизводит целые интерьеры, создавая ощущение отрывка из сказки или фантазии.

Художница уже много лет увлекается созданием кукольных домиков и миниатюрной мебели в антикварном стиле. Ей нравится работать со множеством разных материалов и создавать небольшие предметы, которые воплощают в себе все красоту и изысканность антикварной эпохи.

Для создания таких вещей дизайнер использует разные техники, иногда сочетая их в одном изделии. Она обращается к разнообразным типам шерсти, подбирает цвета и фактуру. Результат ее работы – это настоящие произведения искусства.

Ее коллекция мебели включает в себя красивую хрустальную люстру с кристаллами Swarovski, вентилятор в винтажном стиле, отличающийся своей привлекательной внешностью, дедушкины часы, которые точно вызывают ностальгию и заботу о прошлом, синий шкаф, кресло и диван с уютными подушками, а также граммофон, который придает комнате некую изысканность и романтику.

 

Рисунок 2. Крошечный интерьер в исполнении Винни Чуи

 

Дани Айвс — это талантливая американская художница - самоучка, которая использует шерсть в своих работах. Она специализируется на создании гиперреалистичных портретов животных, птиц и других существ, используя шерсть в качестве краски [8]. Ее творческие работы – это настоящее воплощение уникальной техники искусства, которое требует невероятной точности и терпения.

Айвс создает портреты, которые выглядят точно, как реальные животные. Каждый кусочек шерсти в них расположен с учетом текстуры и оттенка, что помогает достичь максимально выразительного эффекта.

Художница с особым вниманием относится к проработке глаз животных, точно передавая их выразительность и жизненность. Они словно нарисованы масляными красками и придают животным свойственный им характер и индивидуальность.

Ее работы доказывают, что шерсть может быть использована не только для традиционной вязки, но и как интересный материал для искусства. Этот необычный подход к рисованию привлекает внимание людей со всего мира.

 

Рисунок 3. Портреты животных Дани Айвс

 

В последнее время шерсть стала очень популярной в текстильном дизайне. Дизайнеры используют ее как для создания ковров, пледов, одежды, так и для декоративных элементов интерьера [9].

Шерстяные ковры выглядят очень красиво и уютно, они добавляют виду комнаты тепла, шерстяные пледы стали неотъемлемой частью зимнего сезона и прекрасным подарком к праздникам, одежда из шерсти дает человеку не только тепло, но и полезные свойства, а декор из этого материала помимо того, что станет изюминкой оформления, он еще привнесет в интерьер комнаты тепло и уют.

Таким образом, шерсть продолжает оставаться одним из самых востребованных материалов в современном искусстве и дизайне. Ее разнообразие и уникальность позволяют ей оставаться актуальной и вечной классикой.

 

Список литературы:

  1. Кочевники // Википедия. [Электронный ресурс] / сайт wikipedia.ru – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/?curid=53095&oldid=130696292 (дата обращения: 05.06.2023).
  2. Крадин Николай Николаевич. Кочевники в мировом историческом процессе // Философия и общество. [Электронный ресурс] / сайт cyberleninka.ru –Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kochevniki-v-mirovom-istoricheskom-protsesse (Дата обращения: 05.06.2023).
  3. Хухэ, М. Степная культура в контексте развития кочевых народов / М. Хухэ // Молодой ученый. – 2012. – С. 477-479.
  4. Инсталляция Тома Эттона Мура в парижском бутике Burberry. [Электронный ресурс] / сайт www.interior.ru – Режим доступа: https://www.interior.ru/art/15307-installyatsiya (Дата обращения 06.06.2023)
  5. Текстильная инсталляция. [Электронный ресурс] / сайт design-mate.ru – Режим доступа: toma-eltona-mura-v-parizhskom-butike-burberry.html (Дата обращения 06.06.2023)
  6. Шерстяные ковры ручной работы в витринах дома Burberry в Лондоне. [Электронный ресурс] / сайт incent-magazine.ru – Режим доступа: https://vincent-magazine.ru/sherstyanye-kovry-ruchnoj-raboty-v-vitrinah-doma-burberry-v-londone/ (Дата обращения 07.06.2023)
  7. Войлочная мебель от канадской рукодельницы. [Электронный ресурс] / сайт his.ua https://his.ua/article/voylochnaya-mebel-ot – Режим доступа: kanadskoy-rukodelnitsy-2017-01-31 (Дата обращения 07.06.2023)
  8. Шерстяная живопись Дани Айвс. [Электронный ресурс] / сайт dzen.ru – Режим доступа: https://dzen.ru/a/ZBoOBA-ZxWNb0cr2 (Дата обращения 07.06.2023)
  9. Кондратьева К. Дизайн и экология культуры /К. Кондратьева. – М.: МГХПУ им. С.Г. Строгонова, 2000.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.