Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 18(272)

Рубрика журнала: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10

Библиографическое описание:
Магеррамов Р.Б., Ринчинов А.А. ПРОБЛЕМЫ ДЕГРАДАЦИИ ЗНАЧИМЫХ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ИРКУТСКОГО РЕГИОНА ПРИ ОТСУТСТВИИ РЕАЛЬНЫХ ИНЖЕНЕРНО-ЗАЩИТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ПРИМЕРЕ ОБЪЕКТА «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ЦЕНТРАЛ» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 18(272). URL: https://sibac.info/journal/student/272/331215 (дата обращения: 16.06.2024).

ПРОБЛЕМЫ ДЕГРАДАЦИИ ЗНАЧИМЫХ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ИРКУТСКОГО РЕГИОНА ПРИ ОТСУТСТВИИ РЕАЛЬНЫХ ИНЖЕНЕРНО-ЗАЩИТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ПРИМЕРЕ ОБЪЕКТА «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ЦЕНТРАЛ»

Магеррамов Роман Бабекович

магистрант, кафедра строительного производства, Иркутский национальный исследовательский технический университет,

РФ, г. Иркутск

Ринчинов Алдар Анатольевич

магистрант, кафедра строительного производства, Иркутский национальный исследовательский технический университет,

РФ, г. Иркутск

Петров Александр Владимирович

научный руководитель,

канд. техн. наук., доц., Иркутский национальный исследовательский технический университет,

РФ, г. Иркутск

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается проблематика объектов культурного наследия Иркутской области. Проведен анализ технического состояния на примере «Александровского централа».

ABSTRACT

This article discusses the problems of cultural heritage sites in the Irkutsk region. An analysis of the technical condition was carried out using the example of the “Alexandrovsky Central”.

 

Ключевые слова: объект культурного наследия, техническое состояние, реконструкция, содержание, Александровский централ.

Keywords: cultural heritage object, technical condition, reconstruction, maintenance, Alexander Central.

 

Актуальность темы исследования

В Иркутской области располагается большое число объектов культурного наследия (далее ОКН), для их нормальной эксплуатации необходимо выполнить восстановление и реконструкцию, в связи с тем, что снос таких объектов запрещен. Суровые климатические условия, сейсмическая нагрузка, а также малонесущие грунты основания являются повсеместной проблемой при восстановлении, при данных условиях эксплуатации и отсутствии реальных инженерно-защитных мероприятий возникают реальные перспективы физической утраты объектов культурного наследия.

В Иркутской области на текущий период 933 объекта официально имеют статус объектов культурного наследия различного значения, а также более 6500 объектов являются выявленными объектами культурного наследия.

Фактически в год не более 8-10 объектов проходят реконструкцию и восстановление в полном объеме, а значимые объекты, как «Александровский централ», встречаются крайне редко. Работы с такими зданиями производят специализированные организации, процесс довольно сложный и трудоемкий в силу законодательства и состояния конструкций, в связи с этим данные мероприятия являются экономически высокозатратными, а меры по консервации и защите практически на всех ОКН отсутствуют.

В связи с данной статистикой, реальные утраты данных памятников неизбежен в основной своей массе.

3 апреля 2017 года был создан Фонд «Возрождения Александровского централа», его задачами являются восстановление памятника исторического наследия и создание историко-культурного музея, в том числе запуск части музейной экспозиции в самом централе, восстановление храма Александра Невского, а также начало работы трактира и гостиницы для туристов. Говорят, что из подвалов централа в храм вёл подземный ход, которым ещё в бытность здесь каторжной тюрьмы на молитвы водили арестантов. Фонд планирует откачать затопленные подвалы и восстановить проход. ё это должно превратиться в этнодеревню, единый историко-культурный ансамбль и будет работать как минимум полвека. В полном объёме комплекс планировалось запустить к 31.12.2021 г, однако как описано выше, практически никаких работ не проводилось.

В конечном итоге проект не получил поддержку, а централ продолжает постепенное разрушение.

Цели и задачи исследования

Анализ проблем технического состояния, реконструкции и содержания объектов, представляющих историческую ценность, Иркутского региона на примере объекта культурного наследия федерального значения историко-архитектурного комплекса «Александровский централ».

Объект исследования

Историческая справка:

Село Александровское Боханского района Иркутской области имеет статус историко-архитектурной ландшафтной заповедной территории по решению Иркутского облисполкома № 624 от 24 декабря 1982 г. В настоящее время в комплекс входят памятники истории и культуры: двухэтажное каменное здание каторжного централа и остатки деревянных построек пересыльной тюрьмы.

 

Рисунок 1. Александровский централ, 2024 год

 

История Александровского централа ведет свое начало с Александровского винокуренного завода – одного из трех в середине XIX века, построенных в Иркутской губернии. Дата его основания – 1757 г., однако точная дата не установлена.

К 1802 г., каменные постройки винницы пришли в чрезвычайно ветхое состояние. В 1810 г. реконструкция всего производственного комплекса (включая дренажную систему, пруды, хранилища готовой продукции и др.) была закончена.

В1853-1854 гг. была возведена новая каменная паровая варница на каменном фундаменте под железною крышею. Вода из ключей подводилась к ней по деревянным трубам самотеком без всяких механизмов. Весь комплекс состоял из 130 хозяйственных построек: амбары, сараи, флигели, дома, казармы, заборы, овины, восемь так называемых «хлебных магазинов», винные подвалы, навесы, завозни, конюшни, бани и т.д.

Осенью 1866 г. Александровский винокуренный завод был остановлен и винокурение на нем прекращено. Для экономии затрат предлагалась реконструкция Александровского винокуренного завода под тюрьму. Переустройство здания завода под тюрьму, рассчитанной на 680 арестантов, продолжалось с 1872 по 1876 год. Однако работы были выполнены некачественно, помещения были холодны и сыры, размещенные 340 арестантов начали заболевать.

 

Рисунок 2. Каторжная тюрьма. 1873 год

 

В апреле 1890 г. в тюрьме произошел большой пожар. После сразу же начался ремонт, который привнес значительные изменения. В январе 1891 г. реконструкция тюремного замка была закончена, и арестанты вновь были помещены в нее.

В 1905 г. в Александровском селении произошло волнение низших чинов воинской команды. В ходе этих событий была сожжена казарма.

После установления советского режима в бывшем Александровском централе был создан Александровский исправительно-трудовой дом.

В пересыльной тюрьме в середине 1920-х – начале 1930-х гг. размещался зверосовхоз по разведению кроликов. Но 26 ноября 1933 г. крайисполком принял решение организовать в зданиях бывшей пересыльной тюрьмы дом для трудновоспитуемых детей (малолетних правонарушителей) на 300 человек. Исправительно-трудовой дом в 1925 г. был переименован в Александровский изолятор специального назначения.

В 1925-1926 гг. в изоляторе производились ремонтно-строительные работы. В 1926-1927 гг. бывшая часовня была приспособлена под водонапорный бак.

В 1940 г. Александровский централ был превращен в труд-колонию НКВД. Состояние здания в то время признавалось удовлетворительным, но в нем произвели значительные перестройки.

В конце 1950-х гг. централ был закрыт. После ликвидации следственного изолятора в 1956 году в бывшем Александровском централе была организована Иркутская психиатрическая больница № 2, которая, будучи практически лишённой финансирования, в 1990-х годах оказалась в состоянии близком к разрушению. Левое крыло здания находится в аварийном состоянии, правое — практически полностью разрушено после пожара, случившегося в 1998 году. В 2012 году у больницы была отозвана лицензия на деятельность. В 2016 году содержание пациентов было признано деятелями российского правозащитного движения антигуманным. К 2017 году пациенты Иркутской психиатрической больницы № 2 были переведены из Александровского централа, здания остались пустовать в режиме отсутствия отопления и охраны ОКН.

Конструктивные решения:

Общие сведения об объекте

Объект представляет собой двухэтажное здание в кирпичном исполнении, входящее в комплекс «Александровский централ».

При постройке и дальнейшей эксплуатации здания использованы следующие материалы: кирпич, известковые составы для кладки и штукатурки, деревянные, бетонные и металлические конструкции.

Общая прочность и жёсткость здания обеспечивается совместной работой продольных и поперечных кирпичных стен и перекрытий.

Объемно-планировочное решение

Обследуемая часть комплекса представляет собой двухэтажное здание в кирпичном исполнении. П-образной формы в плане, с габаритными размерами 31,0х63,0 м.

По оси И/5/8-9/1 обследуемая часть здания соединяется со второй частью комплекса посредством коридора.

В основу внутренней планировки здания заложен коридорный тип с расположением внутренних помещений по обе стороны от него.

Инсоляция помещений естественная и осуществляется через оконные проемы в наружных стенах, большая часть из которых на данный момент заколочена.

 

Рисунок 3. План 1 этажа

 

Фундаменты

Фундаменты под несущими стенами здания ленточные кирпичные на известковом растворе без вертикальной и горизонтальной гидроизоляции;

Глубина заложения подошвы фундаментов относительно уровня чистого пола первого этажа составляет 3,107÷3,902 м;

Основанием фундаментов здания служат техногенные, органо-минеральные, аллювиальные и элювиальными грунты, а подземные воды на площадке вскрыты на глубине от 0,5 м от поверхности.

 

Рисунок 4. Эскиз зондажа фундамента по оси 20/И/5-К

 

Рисунок 5. Фотофиксация фундамента по оси 20/И/5-К

 

Стены

Материал стен здания - полнотелый глиняный кирпич на известковом растворе без армирования и антисейсмических поясов. Толщина несущих наружных и внутренних стен с учетом отделочных покрытий составляет 500-1070 мм.

Наружные стены памятника декорированы, оштукатурены. С внутренней стороны стены имеют различную отделку: окраска по штукатурке, в некоторых помещениях отделка выполнена современными материалами – гипсокартон (ГКЛ). Перегородки выполнены из различных материалов: кирпичные (оштукатурены и окрашены), дощатые (оштукатурены по драни и окрашены).

Первоначальные оконные и дверные проемы завершаются кирпичными клинчатыми и лучковыми перемычками, поздние проемы имеют металлические, деревянные, железобетонные перемычки, некоторые проемы не имеют перемычек.

 

Рисунок 6. Фотофиксация сопряжения стен в осях 9/1/А

 

Полы

Полы преимущественно деревянные, выполнены из обрезных досок по брусовым лагам или балкам. В части здания полы обрушено.

 

Рисунок 7. Эскиз зондажа пола в осях 16-18/И/3-К

 

Рисунок 8. Фотофиксация пола в осях 16-18/И/3-К

 

Междуэтажное перекрытие

Междуэтажные перекрытия выполнены в деревянном, кирпичном арочном и монолитном железобетонном исполнении реконструкции. В части здания перекрытие обвалено.

 

Рисунок 9. Эскиз зондажа и фотофиксация пола в деревянном исполнении в осях 16-18/И/3-К

 

Рисунок 10. Эскиз зондажа и фотофиксация пола в монолитном ж/б исполнении в осях 6-8/Е-И/1

 

Чердачное перекрытие

Перекрытие выполнено из деревянных балок прямоугольного, таврового и бревенчатого составного сечений, уложенных в специально устроенные ниши-гнезда без гидроизоляции опорных частей балок, а также без анкерных связей балок с кирпичной кладкой в опорных гнездах.

 

Рисунок 11. Эскиз зондажа и фотофиксация чердачного перекрытия в осях 6-8/А-В

 

Стропильная система и кровля

В качестве несущих конструкций использованы деревянные наслонные стропила. Для уменьшения горизонтального распора на наружные стены в опорных частях стропильных ног устроены балки-затяжки. Балки-затяжки по наружным стенам уложены на мауэрлаты, а в пролете – на внутренние капитальные стены через систему подстропильных балок и лежней. Для уменьшения прогибов под стропильные ноги установлены деревянные рамы, опирающиеся, непосредственно, на балки-затяжки.

Крыша вальмовая, кровельное покрытие выполнено из асбестоцементных листов по деревянной обрешетке.

Водоотвод – наружный, организованный. Однако далее водоотвод не осуществляется, вода остается вокруг здания и наполняет дворы.

 

Рисунок 12. Общий вид чердачного пространства

 

Лестницы

В обследуемой части здания – памятника имеются две лестницы, расположенные в осях 6-9/Е-И/1 и 16-18/ Е-И/1.

Лестничные марши выполнены из кирпичной кладки на известковом растворе.

 

Рисунок 13. Фотофиксация лестницы

 

Оценка технического состояния объекта культурного наследия

Условия эксплуатации:

Эксплуатация здания приостановлена в 2016 году, частично оно находится в аварийном состоянии. Специальных мероприятий по консервации или сохранению ОКН выполнено не было, были заколочены практически все оконные проемы, в связи с этим, помещения мало вентилируются и в них не попадает солнечный свет, отопления нет.

Помимо этого, есть факторы, негативно воздействующие на объект:

- Биодеструкция лежней в основании фундамента;

- Деструкция кладки фундамента по известковому раствору;

- Уровень грунтовых вод значительно выше подошвы фундамента и как следствие морозное пучение;

- Капиллярный подсос влаги из фундамента по стенам;

- Сейсмическая нагрузка;

- Суровый климат и отрицательные температуры;

- Вандализм;

- Пожары;

- Процесс гнилостной деструкции древесины полов вследствие постоянного подтопления подпольного пространства грунтовыми водами;

-  Протечки кровли.

Таблица 1.

Динамика деградации комплекса «Александровский централ» в рамках 2013-2024 года

Местоположение

Фотографии

Комментарии

2013 год

2024 год

Главный северо-восточный фасад здания по ул. Дзержинского.

Вид со стороны Александровского тракта

Закрыты все оконные проемы

Главный северо-восточный фасад по ул. Дзержинского. Фрагмент.

Вид с севера

Закрыты все оконные проемы, более глубокая морозная деструкция кладки

Боковой северо-западный фасад. Фрагмент

Обрушение значительной части фасада, стен и перекрытия

Фрагмент главного северо-восточного фасада по ул. Дзержинского

Замачивание, разрушение кладки и отделки фасадов, закрыты оконные проемы

Фрагмент бокового северо-западного и главного северо-восточного фасадов

Более глубокая морозная деструкция, разрушение декоративного карниза, организован водоотвод однако во дворе накапливаются осадки

Фрагмент главного северо-восточного фасада по ул. Дзержинского

Более сильное разрушение карниза, появление новой растительности на кровле

Боковой северо-западный фасад. Фрагмент

 

Обрушение части фасада, стен и перекрытия

Внутренний двор 14-21/К-Л (к западу). 14-21/К-Л (к юго-западу). Вид из оконного проема 1-го этажа

Разрушение кирпичной опоры, осадка, отслоение от стены здания

Внутренний двор к северо-востоку. Юго-западная стена.

Закрыты оконные проемы, более глубокая морозная деструкция у поверхности земли, увеличина ширина раскрытия трещин в нижних углах оконных проемов

Неэксплуатируемая часть. Коридор 1-го этажа. Вид на южный угол

Обрушение перекрытия

Неэксплуатируемая часть. Помещения 1-го и 2-го этажей. Вид на юго-запад

Обрушение перекрытия

Палата

Продолжающееся замачивание и деструкции внутренней отделки помещения 1 этажа

Коридор

Продолжающееся замачивание и деструкции внутренней отделки коридора 1 этажа

 

 

Выводы

В Иркутской области особенно остро стоит вопрос восстановления и реконструкции объектов культурного наследия, в связи с довольно жесткими условиями эксплуатации. В регионе имеется высокий риск физической утраты зданий, представляющих историческую ценность. Возможности по восстановлению нужно оценивать более реалистично и пример «Александровского централа» это подтверждает. Данные мероприятия требуют значительных финансовых затрат из бюджета области, что в настоящее время не является возможным.

Процесс деструкции (деградации) здания носит интенсивный характер. Части объекта исследования и отдельные конструкции претерпели разрушение, за период с 2013 г. был организован водосток с кровли, однако вода с кровли попадает во двор и на периметр здания, а далее не удаляется. Большинство оконных проемов были заколочены, в здание практически перестал попадать свет, а вентиляция происходит медленно. Все принятые меры не показали эффективность, а других специальных инженерно-защитных мероприятий принято не было. Нарастает процесс биодеструкции строительных материалов. Развитие процесса во времени приведет к неизбежной физической утрате ОКН.

Для сохранения памяти и истории предлагается рассмотреть альтернативные методы к восстановлению ОКН. Стоит сделать упор на сохранение наиболее работоспособных частей здания и проведения обмерных работ для формирования архива.

 

Список литературы:

  1. Акт министерств и ведомств "Перечень объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения (памятников истории, архитектуры) Иркутской области" от 1 октября 2023 г. Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области. Официальный сайт.
  2. Баловацкий П.В., Чесноков А.С. Том 2. Комплексные научные исследования. Книга 5. Инженерные и технологические исследования. Комплекс зданий Александровского централа. Иркутск: ООО «ЦПИСРР «ВЕСТЛАЙН», 2013.
  3. Кудрявцев Ф.А. Александровский централ (Из истории сибирской каторги). Иркутск: Восточно-Сибирское краевое издательство, 1936. 97 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.