Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 18(272)

Рубрика журнала: Культурология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10

Библиографическое описание:
Корнева В.А. НИЦШЕАНСКИЕ МОТИВЫ В ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н. АНДРЕЕВА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 18(272). URL: https://sibac.info/journal/student/272/331195 (дата обращения: 25.11.2024).

НИЦШЕАНСКИЕ МОТИВЫ В ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н. АНДРЕЕВА

Корнева Виктория Алексеевна

студент, кафедра культурологии, философии и искусствоведения, Кемеровский государственный институт культуры,

РФ, г. Кемерово

Яцевич Мария Юрьевна

научный руководитель,

канд. филос. наук, доц., Кемеровский государственный институт культуры,

РФ, г. Кемерово

NIETZSCHEAN MOTIFS IN THE LITERARY WORK OF L.N. ANDREEV

 

Victoria Korneva

student, Department of Cultural Studies, Philosophy and Art History, Kemerovo State Institute of Culture,

Russia, Kemerovo

Maria Yatsevich

Scientific supervisor, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Kemerovo State Institute of Culture,

Russia, Kemerovo

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию ницшеанских мотивов в литературном творчестве писателя Серебряного века Л.Н. Андреева. В работе представлен анализ философских идей Ф. Ницше в рассказах «Мысль», «Рассказ о Сергее Петровиче», «Правила добра». Автор акцентирует внимание на уникальной интерпретации Л.Н. Андреевым идей немецкого философа. Сделан вывод о значении литературного творческого наследия писателя в контексте русской религиозно-философской идеи.

ABSTRACT

The article is devoted to the study of Nietzschean motifs in the literary work of the Silver Age writer L.N. Andreev. The paper presents an analysis of F. Nietzsche's philosophical ideas in the stories "Thought", "The Story of Sergei Petrovich", "The Rules of Goodness". The author focuses on L.N. Andreev's unique interpretation of the ideas of the German philosopher. The conclusion is made about the importance of the writer's literary creative heritage in the context of the Russian religious and philosophical idea.

 

Ключевые слова: декадентство, Серебряный век, русская литература, русская религиозная философия, ницшеанство, экзистенциализм.

Keywords: decadence, Silver Age, Russian literature, Russian religious philosophy, Nietzscheanism, existentialism.

 

Леонид Николаевич Андреев – талантливый русский писатель Серебряного века. Прозаик и драматург был известен в первую очередь благодаря своей дружбе с Максимом Горьким, ведь именно тот впервые представил его литературному кружку. Творчество Л.Н. Андреева представляет собой глубокую экзистенциальную рефлексию в контексте русской религиозно-философской мысли XIX столетия. Небогатая жизнь и долгие литературные искания оказали неизгладимый отпечаток на мировоззрении писателя. В своих рассказах и пьесах автор нередко внедряет упаднические мотивы, наводящие на серьезные размышления о сущности всего живого. Герои Л.Н. Андреева нередко переживают жизненные лишения: смерти, страдания и отчаяние. Именно поэтому личность писателя относят к так называемым «декадентам». Декаданс в культуре и литературной жизни характеризуется в первую очередь эстетизацией депрессивных состояний, а также ярким имморализмом. Подобные мотивы Л.Н. Андреев внедряет посредством философских концепций Ф. Ницше и А. Шопенгауэра. В своих работах писатель переосмысляет идеи о «сверхчеловеке», о смерти Бога в культурной парадигме XIX века. Автор моделирует тяжелые жизненные обстоятельства для того, чтобы исследовать глубинные психологические модусы своего героя с целью выявить проявления сверхчеловеческого начала.

Таким образом, целью данной публикации является исследование уникальной интерпретации философских идей Ф. Ницше в литературном творчестве Л.Н. Андреева. К числу задач относится анализ творческого метода писателя, а также анализ его знаковых работ.

Источниковую базу данного исследования составляют следующие работы. Статья Д.А. Беляева Экзистенционально-психологическая рефлексия об идее сверхчеловека в творчестве Л.Н. Андреева» [2] посвящена исследованию присутствия и интерпретации ницшеанских идей в рассказах писателя. В работе С.А. Демидовой «Соотношение философии и литературы в экзистенциальной прозе Леонида Андреева: историко-философский анализ» [5] актуализируется вопрос о роли творческого наследия Л.Н. Андреева в системе религиозно-философской мысли XIX века. Научный труд Е.А. Сориной «Топос «Gott starb» в творчестве Леонида Андреева» [6] актуализирует вопрос репрезентации ницшеанской идеи о смерти Бога в литературном творчестве писателя. Тему экзистенциализма в прозе Л.Н. Андреева поднимает исследование С.А. Демидовой ««Правила добра»: экзистенциальная аксиология Леонида Андреева» [4] и статья Т.К. Гусевой «Гармония и хаос: концепция экзистенциального человека Леонида Андреева» [3].

Ницшеанские мотивы в творчестве Л.Н. Андреева прослеживаются во многих произведениях. Среди них есть и рассказы, и пьесы. Так, в рассказах «Мысль», «Рассказ о Сергее Петровиче», «Елеазар», «Жизнь Василия Фивейского», «Правила добра» и других можно видеть некоторые аллюзии на труды немецкого философа.  Перед тем, как обратиться к литературным образам и трактовкам в вышеуказанных произведениях, необходимо определить два «антропологических типа» героев Л.Н. Андреева. Согласно исследованию Д.А. Беляева [2], писатель негласно выводит два архетипических образа человека: первая категория – это «условный мещанин» [2, с. 1], вторая же представляет собой образ декадента. Для первого типа, как пишет исследователь, характерны «отсутствие символического мышления» [2, с. 1], безынициативность. Другими словами, антропологический типа героя Л.Н. Андреева живет мелочной жизнью, оказывается под влиянием обстоятельств, где утрачивает собственную самость. Декадент же в свою очередь обладает «творческой потенцией» [2, с. 1] и стремлением к совершенству, однако, оказывается «деятельно беспомощным по причине глубокого пессимизма» [2, с. 1]. Интерпретируя слова исследователя, второй антропологический тип культивирует и эстетизирует депрессивные и упаднические состояния собственной жизни.

Опираясь на данную классификацию, можно обратиться непосредственно к трактовке идеи о «сверхчеловеке» в рассказах «Мысль» и «Рассказ о Сергее Петровиче». В данном случае можно видеть два противоположных антропологических типа. Мещанина – Сергея Петровича из одноименного рассказа и декадента – доктора Керженцева из произведения «Мысль». Безусловно, нельзя сказать о истинной чистоте принадлежности к данным типам, однако именно эти стороны личности и образ мысли преобладают в данных героях. Так, Сергей Петрович был типичным ограниченным обывателем, без ярко выраженной индивидуальности. Герой обладал достаточно заурядной внешностью и посредственными интеллектуальными способностями. Однако жизнь персонажа меняется после знакомства с трудом Ф. Ницще «Так говорил Заратустра». Идеи о сверхчеловеческом начале в некотором роде переворачивают видение мира Сергея Петровича. Подобное экзистенциальное постижение, как отмечает Д.А. Беляев [2, с. 2], «продемонстрировало абсолютное несоответствие героя этому антропологическому идеалу». Другими словами, человек Л.Н. Андреева уяснил всю полную недостижимость сверхчеловеческого проявления в себе. На данном этапе актуализируется наличие иного антроплогического типа у героя: Сергей Петрович приобретает черты декадента. Болезненная рефлексия и культивирование перманентного депрессивного состояния приводят персонажа к единственно верному, с его точки зрения, решению: «раз нельзя победить – нужно умереть» [1, с. 308]. Именно после самоубийства, герой Л.Н. Андреева постигает сверхчеловеческую сущность посредством акта проявления титанической воли, истинной и высшей свободы.

В рассказе «Мысль» можно видеть практически диаметрально противоположный Сергею Петровичу антропологический тип. В данном случае в качестве декадента выступает доктор Керженцев. Стоит отметить, что персонаж Андреева успешен и привлекателен, но при этом он становится заложником своих интровертивных состояний. Как отмечает исследователь Д.А. Беляев несмотря на «внешнюю инкопорированность» героя, «в реальности единственным значимым поведенческим и аксиологическим регулятором для него было своеволие Я-мысли» [2, с. 3]. Другими словами, доктор Керженцев представляет собой героя, уже имеющего сверхчеловеческое начало, которое заключается как раз в так называемой «Я-мысли». Человек Л.Н. Андреева полностью погружен в пространство собственных мыслей. Подобно предыдущему примеру, средством проявления сверхчеловеческого начала Л.Н. Андреев определяет убийство. Так, доктор Керженцев совершенно хладнокровно убивает своего друга из ревности к женщине. План «Я-мысли» состоял в том, чтобы в момент убийства герой притворился сумасшедшим, однако после непосредственно акта кровопролития, убийца теряет контроль над своим сознанием и уже не может понять, действительно он сошел с ума или нет. В конце концов, главного героя помещают в учреждение для душевнобольных, где он «замыкается на циклической саморефлексии, фиксирующей дезориентацию и расщепление Я-мышления» [2, с.4]. В данном рассказе можно проследить нарративную параллель с романом «Преступление и наказание». Рассказ «Мысль» Л.Н. Андреева не развенчивает той правды, а наоборот лишний раз доказывает идею о том, что ментальное проявление сверхчеловеческого начала в реалиях настоящей действительности невозможно, другими словами подобный опыт приводит к самодеструкции и полному физическому уничтожению.

Однако не только интерпретации идеи о сверхчеловеке можно найти в творчестве Л.Н. Андреева. Так, рассказ «Правила добра» отсылает читателя к произведению Ф. Ницше «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего». В сущности, в данном труде философ переосмысляет старую философскую традицию и критикует всеобщую ценностную и моральную систему, принятую в обществе. В рассказе Л.Н. Андреева главный героем является «пожилой черт», который решил отказаться от «пакостничества» и постичь добродетель. В сущности, черт в христианской догматике является «универсалией, противостоящей добру» [4, с. 4(93)]. Через несколько лет ценностных поисков черта оказывается, что «правил добра» не существует, а «устойчивое противопоставление добра и зла теряет характер субстанционального противоречия» [4, с. 1(91)]. Другими словами, Л.Н. Андреев показывает, что в сущности, аксиологические представления о добре и зле противоречат друг другу. Так, в сюжете рассказа представлен пример, где поп (как универсалия, тождественная добру) радуется сожжению еретика. Однако, черт недоумевает: «Так ведь сказано же: не убий!». Подобных противоречий в трактовке устойчивых ценностей довольно много в данном произведении. Таким образом, «в художественном мышлении Андреева производится ревизия традиционных аксиологических систем координат» [4, с. 1(91)], подобно произведению Ф. Ницше. Стоит сказать о том, что в философской доктрине Л.Н. Андреева идеи Ницше переинтерпретированы через призму глубоко религиозного сознания. Писатель не отрицает существование Бога, напротив, во многих произведениях чувствуется божественное присутствие. Пусть неявное, фоновое, но образ Бога для Л.Н. Андреева сакрализированный и крайне важный элемент создания нарратива.

Таким образом, можно заключить, что в творчестве писателя Леонида Николаевича Андреева присутствуют уникальные интерпретации идей немецкого философа Фридриха Ницше. В своих рассказах Л.Н. Андреев демонстрирует свое критичное отношение к идеям о сверхчеловеческом начале в земном существе. Так, в прочтении писателя подобный экзистенциальный опыт принятия сверх-идеала равноценен физической смерти субъекта. Сверхчеловек в понимании Л.Н. Андреева – это созидатель, творец, который способен создавать новые формы сущего. Помимо этого, в творчестве писателя представлена глубокая переоценка общепринятых аксиологических систем координат. Так или иначе, произведения Л.Н. Андреева глубоко экзистенциальны и личностны, и вместе с тем национальны. Философские идеи, заложенные в его рассказах, по сей день откликаются в душах многих читателей.

 

Список литературы:

  1. Андреев Л.Н. Собрание сочинений в 6 т. – М.: Художественная литература, 1990. – Т. 1.
  2. Беляев Д.А. Экзистенционально-психологическая рефлексия об идее сверхчеловека в творчестве Л.Н. Андреева // Аналитика культурологии. – 2013. – № 1 (25). – С. 36-40.
  3. Гусева Т.К. Гармония и хаос: концепция экзистенциального человека Леонида Андреева // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. –  2012. – № 2. –  С. 14-26.
  4. Демидова С.А. «Правила добра»: экзистенциальная аксиология Леонида Андреева // Гуманитарная парадигма. – 2019. –  № 3 (10). – С. 90-100.
  5. Демидова С.А. Соотношение философии и литературы в экзистенциальной прозе Леонида Андреева: историко-философский анализ // Преподаватель XXI век. – 2007. – № 4. – С. 175-178.
  6. Сорина Е.А. Топос «Gott starb» в творчестве Леонида Андреева // естник Русской христианской гуманитарной академии. – 2023. –  Т. 24. –  № 3-1. –  С. 277-285.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.