Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 18(272)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10

Библиографическое описание:
Цыбочкина А.И., Дудина М.А., Алексашкин Д.А. ВЛИЯНИЕ КИНО НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МОЛОДЕЖИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 18(272). URL: https://sibac.info/journal/student/272/330604 (дата обращения: 16.06.2024).

ВЛИЯНИЕ КИНО НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

Цыбочкина Александра Ильинична

студент, Медицинский институт, Пензенский Государственный Университет,

РФ, г. Пенза

Дудина Милена Андреевна

студент, Медицинский институт, Пензенский Государственный Университет,

РФ, г. Пенза

Алексашкин Дмитрий Александрович

студент, Медицинский институт, Пензенский Государственный Университет,

РФ, г. Пенза

Мартынова Ольга Александровна

научный руководитель,

канд. филос. наук, кафедра «Философия и социальные коммуникации», Пензенский Государственный Университет,

РФ, г. Пенза

THE INFLUENCE OF CINEMA ON THE FORMATION OF THE WORLDVIEW OF YOUNG PEOPLE

 

Alexandra Tsybochkina

student, Medical Institute, Penza State University,

Russia, Penza

Milena Dudina

student, Medical Institute, Penza State University,

Russia, Penza

Dmitry Alexashkin

student, Medical Institute, Penza State University,

Russia, Penza

Olga Martynova

scientific supervisor, Candidate of Philosophyб Department of Philosophy and social communications, Penza State University,

Russia, Penza

 

АННОТАЦИЯ

Киноиндустрия оказывает большое влияние на формирование знаний, моральных ценностей, психологических установок, эмоций и модели поведения в обществе у молодых людей с несформировавшимся мировоззрением.

ABSTRACT

The film industry has a great influence on the formation of knowledge, moral values, psychological attitudes, emotions and patterns of behavior in society among young people with an unformed worldview.

 

Ключевые слова: киноиндустрия, сериалы, фильмы, молодые люди, мировоззрение.

Keywords: film industry, series, films, young people, worldview.

 

Фильмы и сериалы уже давно стали неотъемлемой частью жизни людей, особенно молодёжи.  Так, на долю людей младше 25 лет приходится 23% от всей аудитории онлайн-кинотеатров и 27% аудитории кинотеатров, причем для кинотеатров такая аудитория является «ядром», так как посещает кинотеатры чаще прочих групп. Отчасти, через ознакомление с наиболее культовыми или массовыми продуктами кинематографа происходит и социализация индивида.

Популярность кинематографа связана с тем, что в фильмах и сериалах часто затрагиваются актуальные социальные, политические и культурные проблемы, «историю» о которых хочет увидеть зритель, в кино или сериале могут рассматриваться темы, актуальные «здесь и сейчас». Такие работы могут оказать значительное влияние на формирование мировоззрения молодых людей.

При этом положительные стороны кинематографа, такие как возможность расширить кругозор зрителя, вдохновить его на что-либо, показать зрителю (особенно молодому) пример правильных поступков и ценностных ориентиров, со временем стали вытесняться фильмами, где основной акцент приходится на жестокость, аморальное поведение, или, как минимум, на разного рода экшн.

Таким образом, молодая, растущая аудитория, с несформировавшимся мировоззрением, вместо фильмов, помогающих донести до зрителей правильные моральные установки, встретила кино и сериалы, наполненные достаточно неоднозначным образом.

На данный момент сложно однозначно характеризовать влияние киноиндустрии на формирование мировоззрения. Впервые о негативном влиянии кино на формирование мировоззрения молодежи начали говорить в США в конце 20- начале 21 века, после волны популярности подростковых фильмов ужасов, рассчитанных на соответствующую аудиторию.

В подтверждении теорий о том, что кино негативно влияет на мировоззрение, некоторые исследователи приводят следующую статистику: в Южной Африке, где телевидения не было до 1975 года, после его появления в 1975 году произошло удвоение числа зарегистрированных убийств после 1975 года. Причем данная тенденция проявилась и, например, в сельских районах Канады, где в 80-е, после появления телевидения уровень агрессивности также удвоился [5, с. 110].

Однако, данные, приведенные выше, нельзя трактовать однозначно, так как при рассмотрении причинно-следственных связей следует учитывать огромное количество прочих, сторонних факторов, которые также могли оказывать влияние на рассматриваемую тенденцию.

При анализе негативного влияния кино на мировоззрение молодежи стоит отталкиваться от того, что привлекательность фильмов с содержанием насилия для подростков доказана. Так, Джоан Кантор в своем исследовании на эту тему выделял следующие причины привлекательности подобных фильмов: эффект эмпатии – желание «виртуально» испытать агрессию или же наоборот волнение, если агрессия направлена на главного героя; эффект «запретного плода» – желание испытать или увидеть что-то на табуированную или не поднимаемую в обществе тему, при этом проигнорировать имеющиеся в обществе ограничения; отчасти из предыдущей причины вытекает и следующая – интерес к изучению криминального мира и событиям в нем.

Рядом исследователей были предприняты экспериментальные попытки доказать то, что потребление медиапродукции с элементами жестокости и насилия стимулирует развитие девиантного поведения. Так, Леонард Ирон и Роуэлл Хьюсманн обнаружили, что интенсивность просмотра фильмов со сценами насилия у 875 восьмилетних детей коррелирует с агрессивностью даже после статистического исключения наиболее очевидных третьих факторов. Кроме того, когда они повторно обследовали этих же детей в 19-летнем возрасте, оказалось, что просмотр сцен насилия в 8 лет в умеренной степени предопределяет агрессивность в 19 лет, однако агрессивность в 8 лет не предопределяет увлечение фильмами со сценами насилия в 19 лет [4, с. 145]. Это означает, что агрессивность является следствием просмотра программ, а не наоборот.

Причем среди детей не наблюдается какого-то «отложенного» эффекта от просмотра медаиконтента с жесткосотью – его негативные эффекты проявляются сразу же. Так, Росс Парк и Жан Лейнс провели в США и Бельгии эксперимент в нескольких детских исправительных учреждениях – их воспитанникам в течение недели показывали кинофильмы с элементами агрессии и жестокости. В результате количество драк среди учащихся в течение двух недель по прошествии «киномарафона» по сравнению с предшествующими неделями возросло кратно.

При этом важно отметить, что сам по себе факт наличия жестокости или аморальных поступков разного рода не делает фильм плохим, что очевидно. Очевидно и то, что фильмы с подобным содержанием следует отдельно маркировать, что и происходит с 2012 года. Эффективность данных ограничительных мер также оставим за рамками данной статьи.

Однако было доказано и то, что телевидение способно стимулировать развитие полезных навыков, таких как работа в команде и просоциальное поведение в целом. Так, во время эксперимента одной группе дошкольников демонстрировали эпизоды сериала, учащего работе в команде и взаимодействовать друг с другой, вторая группа подобного обучения не получила.

В результате те дети, что посмотрели эпизоды обучающего телесериала, показали себя более социализированными и склонными к сотрудничеству по сравнению с другой группой детей как в ходе тестирования, так и в ходе игры с куклами [2, с. 35].

Таким образом, влияние кино на мировоззрение и социализацию зависит от того, какие именно программы потребляет индивид. Такой вывод ставит перед обществом в целом и каждым родителем в частности задачу по ограничению негативного влияния киноиндустрии на молодых людей, подростков и детей.

К главным причинам, определяющим влияние кино на мировоззрение, относят два фактора: первый – просмотр сцен жесткости делает человека менее восприимчивым к ним; второй – из-за частой их демонстрации у зрителя искажается восприятие действительности и возникает ощущение, что жестокость в действительности является чем-то обыденным, что приводит к снижению «морального порога», необходимого для соответствующего поведения.

Однако эти причины также широко обсуждаются в научной среде. Помимо представленной выше теории существует еще теории, объясняющие возникновение агрессии при просмотре телевидения.

Первая теория, рассмотренная Расселом Джинном и Сьюзан Томас, в качестве причины агрессии выделяет эмоциональное возбуждение. При этом характер возбуждения и, как следствие, та форма, в которой оно «найдет выход», зависит от причины его возникновения. В частности, возникшее в результате просмотра кино с элементами жесткости возбуждение, находит выход в агрессии по отношению к окружающим [3, с. 21].

На основе известного «эксперимента с куклой Бобо» сформирована вторая теория – визуальное наблюдение жестокости (равно как и прослушивание песен с текстом, одобряющим насилие) приводит к снижению у детей «сдерживающего начала» и пересмотру норм поведения. Ребенок с «пересмотренными» нормами поведения и наблюдавший сцены жестокости будет повторять их уже наяву с куда большей вероятностью [1, с. 251].

При этом важно понимать, что кино – это искусство, которое отражает жизнь во всех ее проявлениях. В фильмах могут быть показаны различные аспекты жизни, включая насилие, секс, наркотики и другие неприемлимые темы, если того требует художественная задумка. Однако лишь факт демонстрации чего-то негативного не делает фильм плохим и, как показывает практика, не мешает приобретать ему статус культового.

Каждый фильм имеет свою целевую аудиторию, и многие фильмы предназначены для взрослых зрителей. Они могут содержать сложные темы и сцены, которые помогают передать определенный смысл или сообщение. Важно понимать, что эти темы и сцены не должны быть доступны детям без надлежащего объяснения и контекста. Родители должны играть активную роль в выборе фильмов для своих детей и объяснять им, почему определенные темы могут быть неподходящими для них.

Однако, воздействие медиа не является единственным фактором, влияющим на поведение детей. Семья, школа и общество также играют важную роль в формировании ценностей и норм поведения. Если родители активно участвуют в жизни своих детей, общаются с ними о том, что они видят на экране, и прививают им базовые нормы морали, то вероятность того, что медиа будет оказывать значительное влияние на их поведение, снижается.

Таким образом, киноиндустрия оказывает значительное влияние на формирование мировоззрения молодежи, однако непосредственно влияние и степень влияния определяется тем, какой именно контент потребляет человек, и то, насколько он уже имеет представления о приемлемых и неприемлемых моделях поведения в обществе.

 

Список литературы:

  1. Berkowitz L. Some effects of thoughts on anti-and prosocial influences of media events: a cognitive-neoassociation analysis //Psychological bulletin. – 1984. – Т. 95. – №. 3. – С. 410.
  2. FRIEDRICH, LYNETTE K., and STEIN, ALETHA H. Prosocial Television and Young Children: The Effects of Verbal Labeling and Role Playing on Learning and Behavior. CHILD DEVELOPMENT, 1975, 46, 27-38
  3. Geen R. G., Thomas S. L. The immediate effects of media violence on behavior //Journal of social issues. – 1986. – Т. 42. – №. 3. – С. 7-27.
  4. Huesmann L. R., Eron L. D. Childhood aggression and adult criminality //Facts, frameworks, and forecasts. – Routledge, 2017. – С. 137-156.
  5. Williams L. J., Hazer J. T. Antecedents and consequences of satisfaction and commitment in turnover models: A reanalysis using latent variable structural equation methods //Journal of applied psychology. – 1986. – Т. 71. – №. 2. – С. 219.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.