Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 18(272)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10

Библиографическое описание:
Рябова С.О., Минюкова Н.И., Суслова П.Е. ИДЕАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ В ФИЛОСОФИИ СТОИЦИЗМА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 18(272). URL: https://sibac.info/journal/student/272/330039 (дата обращения: 13.01.2025).

ИДЕАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ В ФИЛОСОФИИ СТОИЦИЗМА

Рябова Софья Олеговна

студент, кафедра «Философия и социальные коммуникации», Пензенский государственный университет,

РФ, г. Пенза

Минюкова Надежда Ивановна

студент, кафедра «Философия и социальные коммуникации», Пензенский государственный университет,

РФ, г. Пенза

Суслова Полина Евгеньевна

студент, кафедра «Философия и социальные коммуникации», Пензенский государственный университет,

РФ, г. Пенза

Мартынова Ольга Александровна

научный руководитель,

канд. филос. наук, Пензенский государственный университет,

РФ, г. Пенза

THE IDEAL PERSONALITY IN THE PHILOSOPHY OF STOICISM

 

Nadezhda Minyukova

student, Department of Philosophy and Social Communications, Penza State University,

Russia, Penza

Sophia Ryabova

student, Department of Philosophy and Social Communications, Penza State University,

Russia, Penza

Polina Suslova

student, Department of Philosophy and Social Communications, Penza State University,

Russia, Penza

Olga Martynova

scientific adviser, Candidate of Philosophical Sciences, Penza State University,

Russia, Penza

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается идеальная личность в контексте стоицизма. Автор выделяет ключевые аспекты философии стоиков, подчеркивая их подход к этике и формированию личности. Основная мысль статьи заключается в том, что для стоиков идеальная личность не просто отражает набор качеств, а скорее представляет собой образ жизни, основанный на мудрости, добродетели, самоконтроле и умеренности. Счастье и благополучие, по мнению стоиков, зависят от внутренних качеств человека и его отношения к внешним обстоятельствам. Страсти воспринимаются как негативный фактор, мешающий жить в согласии с природой и логосом, и поэтому стоики призывают к освобождению от страстей с целью достижения истинной свободы. Стоицкая этика предполагает преодоление внутренних барьеров и постоянную работу над собой, чтобы достичь идеала стоической личности.

ABSTRACT

The article examines the ideal personality in the context of Stoicism. The author highlights the key aspects of Stoic philosophy, emphasizing their approach to ethics and personality formation. The main idea of the article is that for Stoics, the ideal personality is not just a reflection of a set of qualities, but rather represents a way of life based on wisdom, virtue, self-control, and moderation. According to Stoics, happiness and well-being depend on a person's internal qualities and their attitude towards external circumstances. Passions are seen as a negative factor that hinders living in harmony with nature and logos, therefore Stoics advocate for liberation from passions in order to achieve true freedom. Stoic ethics involves overcoming internal barriers and constant self-improvement to attain the ideal of a Stoic personality.

 

Ключевые слова: стоицизм, личность, качества, страсти, счастье.

Keywords: stoicism, personality, qualities, passions, happiness.

 

Мыслители, начиная с Сократа, пришли к выводу, что при рассмотрении онтологических и гносеологических вопросов необходимо отталкиваться от изучения и осмысления самого человека, аспектов его поведения, взглядов на жизнь, самого процесса жизни. В зависимости от философского течения, менялись и представления о роле личности и о том, как выглядит её идеал. Особую позицию в этом вопросе занимал стоицизм, который в наибольшей степени претендовал на то, чтобы достичь максимальной систематизации.

Согласно взглядам стоиков, философия является практикой достижения добродетели, высшим проявлением добродетели они считали полезность. В свою очередь, полезность представляет собой объединение идеалов логики, монистической физики и натуралистической этики, которые вместе и образуют добродетель, необходимую для жизни, основанной на здравом смысле. Это оказывает свое влияние и на понимании личности в контексте данного направления философии.

Наибольшее влияние на представления об идеальной личности в философии стоицизма оказывает именно этика, а не логика или физика. Они формируют цельную картину стоического мира, но в контексте статьи важно то, что картина мира, сформированная, логикой и физикой стоицизма, как раз и формировала перечень требований к личности.

Так, одним из базовых положений физики стоиков является детерминизм – концепция, согласно которой все явления и процессы в мире взаимосвязаны и взаимно предопределены. Взаимосвязь всего происходящего, в свою очередь, объясняется принципом причинности, рассмотренным уже в стоической логике, при этом все происходящее следует цели, определяемой логосом. Однако, несмотря на это, стоики утверждали, что каждый человек имеет свободу выбора в своих действиях и мыслях.

Стоическая этика основывается на идее о том, что счастье зависит от наших внутренних качеств, а не от внешних обстоятельств. Это значит, что даже если мы не можем контролировать то, что происходит вокруг нас, мы всегда можем контролировать свое отношение к этим событиям – стоики стремились жить в гармонии со своей судьбой и принимать все происходящее с ними без страха или беспокойства.

Таким образом, стоический подход к этике связан с детерминизмом через идею о том, что наше счастье зависит от наших внутренних качеств и отношения к жизни. Мы не можем изменить мир вокруг нас, но мы всегда можем выбирать свою реакцию на него.

В свою очередь, именно такое объяснение функционирования окружающего мира приводу к тому, что для стоика необходим не просто какой-то набор качеств, а жизнь, основанная на здравом смысле, в соответствии с рассматриваемыми далее принципами, что значительно усложняет требований к идеальной личности, и, как следствие, её формирование. Как уже было сказано ранее – идеальная личность не просто соответствует какому-либо перечню правил, а проживает всю жизнь особым образом. Наглядно этот подход отражает цитата Зенона, основателя школы стоицизма: «Счастье – это правильный поток (ход) жизни».

В этике стоицизма главенствует концепция о том, что счастье и благополучие человека зависят от внутренних качеств человека и его добродетелей, а не от внешних обстоятельств. На основании этой концепции стоики выделяли главные черты характеры, необходимые личности, а именно – мудрость, справедливость, мужество и умеренность.

Мудрость заключалась в способности правильно оценивать ситуацию и выбирать наилучший путь действий. Справедливость включала в себя честность, уважение к закону и порядку. Мужество было необходимо для преодоления страха и борьбы со злом. Умеренность помогала сохранять баланс между удовлетворением своих потребностей и избеганием излишеств.

Однако, как и было сказано ранее, идеальной личности мало просто иметь какой-то ряд качеств, необходимо также прожить жизнь в согласии с природой, логосом. И для выполнения этого требования стоики считали необходимым преодолевать разрушительные эмоции, ведь лишь мыслитель, чей разум остаётся ясным и непредвзятым, может, с одной стороны, жить в согласии с логосом, а с другой стороны постигать его.

Следствием этого стало значительное внимание к самоконтролю и ограничению страстей в стоической этике. Одним из немаловажных тезисов стоической этики является идея о том, что благо заключается и в состоянии самой души, в её спокойствии и свободе от страстей, все заключения и решения должны приниматься в соответствии с логосом, универсальным смыслом, а значит должны быть лишены оценочных суждений, ведь истина всегда беспристрастна. В свою очередь страсти вводят сознание в заблуждение и в состояние тревоги, не дают трезво и правильно рассуждать. Зенон характеризовал страсти как «расстройство разума, противное разуму и природе».

К страстям стоики, в частности Хрисипп, чей трактат базируется на работах Зенона, относит к страстям и оценочные суждения. Человек, испытывающий такие эмоции, придаёт оценке изначально безразличной для него вещи эмоциональную окраску, ведь в основе каждой страсти лежит какое-то представление о добре или зле. Так, например, восторг – это неправильная оценка имеющегося блага, а вожделение, это неправильная оценка блага будущего. Так и нереальная оценка зла приводит к тревоге по поводу настоящего или грядущего [2, с 132].

Зенон сравнивал чрезмерные эмоции и страсти, называемые определяемые им как «иррациональное движение души», с бегуном, «импульс» ног которого настолько чрезмерен, что тот не может заставить их остановиться или замедлиться: «Бегуны увлекаются и не меняют послушно свой темп в тот момент, когда намереваются это сделать. Я думаю, что нечто подобное происходит и с человеком из-за превышения рациональной меры, так что, когда кто-то проявляет «импульс», этот человек не подчиняется разуму».

Оценочным суждениям и безрассудным страхам стоики противопоставляют оценку вещей по их реальной ценности и понимание о том, что страсти, присущие людям, естественными не являются. Настоящая свобода – свобода от страстей. Страсти, как негативному фактору человеческого сознания, рассматривались стоиками, отдельно.

Достаточно полная и подробная систематизация страстей представлена в трактате «Тускуланские беседы» Цицерона. Так, к страстям он относит: беспокойство – иррациональное преувеличение настоящего, из-за чего люди чувствуют себя подавленными; страх – иррациональное преувеличение и неприятие ожидаемой опасности; вожделение  – иррациональное желание или стремление к получению определенного блага, на самом деле приносящего вред; восторг – беспричинная эйфория относительно предмета или события, из-за которого человек чувствует себя в приподнятом настроении [4, с. 29].

Два типа страстей относятся к событиям будущего, два к событиям настоящего, также по два типа страстей имеют положительную и отрицательную окраску. К рассмотренной выше типологии основных страстей были отнесены и их многочисленные подтипы, такие как злость, стыд, ярость, соперничество.

Причиной, по которой человек становится подвержен страстям, Цицероном описываются следующим образом: «У этих душевных волнений источник один — неумеренность, то есть отклонение сознания с правильного пути, и настолько сильный отход от заветов разума, что порывы души невозможно ни сдержать, ни направить».

Соответственно, мудрый человек и идеальная личность свободен от страстей, при этом не лишен эмоций вовсе – мудрец испытывает добрые чувства с ясной головой, не преувеличивая и не преуменьшая их. Но негативных чувств мудрец не испытывает вовсе, а допустимым считается чувство: радости (жизнерадостность и хорошее настроение); желания, направлено на сотворение блага как по отношению к обществу в целом, так и отдельным людям в частности; осторожности или внимания, в частности, почтение и определенная степень стыда [3, с. 58].

Возникновение допустимых эмоций отчасти стало следствием того, что Цицерон, при упомянутой ранее систематизации страстей, исходил не из самого раннего определения страстей, данных еще Зеноном, а из несколько измененного определения. Так, Цицерон исходит из следующего определения страстей: «Страсть есть чрезмерное сильное движение души» [1, с. 302].

Как мы видим, все допустимые эмоции направлены на созидание, не должны испытываться в чрезмерном объеме и должны носить постоянный характер, соответственно, для жизни в согласии с принципами логоса следует стремиться к их поддержанию в себе. При этом идеальный стоик должен относиться к окружающим с уважением и добротой. Он должен стремиться к гармонии с другими людьми и избегать конфликтов.

В дальнейшем стоики разных периодов, дополняли понимание страстей и их влияние на человека. Так, например, Цицерон рассматривал то, как следует оказывать помощь кому-то охваченному эмоциями, данную меру помощи он называл терапией, а Посидоний объяснял, почему разные люди обладают разной устойчивостью к страстям. Несмотря на это, глобальное представление о страстях осталось неизменным.

Отдельной темой, поднимаемой стоиками, были моральные аспекты самоубийства и его допустимость. Итогом дискуссий стало то, что стоики признали его допустимость, однако только в том случае, если мудрец оказался в условиях, которые не позволяют ему вести добродетельную жизнь, например, если он стал жертвой болезни. Поощрялось и самопожертвование, но только в результате осознанного решения.

Таким образом, идеальная личность в философии стоицизма должна не просто обладать каким-то набором качеств, она должна придерживаться определенного образа жизни и соответствовать основному принципу стоицизма – учись жить достойно. Стремление к мудрости, добродетели, самоконтролю, умеренности, терпению, уважению к другим и благодарности – это не только принципы, но и ежедневная работа над собой. Только через постоянную практику и самосовершенствование личность может приблизиться к идеальным представлениям о стоической личности.

 

Список литературы:

  1. Цицерон, Марк Туллий ТУСКУЛАНСКИЕ БЕСЕДЫ КНИГА IV О СТРАСТЯХ / Марк Туллий Цицерон. – Москва : «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА», 1975. – 458 с.
  2. Хриссип, из Сол Фрагменты ранних стоиков. В 3 т. Т. 2 часть 2 / из Сол Хриссип. – Москва : Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2002. – 272 с.
  3. Graver M. Stoicism and emotion. – University of Chicago Press, 2019.
  4. Sorabji, Richard Emotion and peace of mind : from Stoic agitation to Christian temptation / Richard Sorabji. – Oxford; New York : Oxford University Press, 2000. – 499 с.

Оставить комментарий