Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 18(272)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10

Библиографическое описание:
Хрипунова Е.М. ИДОЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА КАК ПРИЧИНА ЗАБЛУЖДЕНИЙ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 18(272). URL: https://sibac.info/journal/student/272/329992 (дата обращения: 28.11.2024).

ИДОЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА КАК ПРИЧИНА ЗАБЛУЖДЕНИЙ

Хрипунова Елизавета Михайловна

студент, энергетический факультет, Ульяновский государственный технический университет,

РФ, г. Ульяновск

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена учению о познании Ф. Бэкона, а именно изложены воззрения философа на четыре вида идолов, которых, по его мнению, стоит опасаться, чтобы не ввести в различного рода заблуждения свой разум.

 

Ключевые слова: разум, идолы Рода, идолы Пещеры, идолы Театра, идолы Площади.

 

Ф. Бэкон внёс огромный вклад в процесс изучения философского вопроса о человеческом познании. Наиболее известная его теория – это теория идолов человеческого разума.  Данным вопросом активно занимались современники Бэкона, такие как Галилей, Декарт и Кампанелла.  Особый интерес философов вызывают истоки бэконовского термина idola и выявление философской традиции, из которого он был заимствован. Так, в своей работе «Фрэнсис Бэкон» В.Ф. Асмус отмечает, что термин принадлежит к атомистическому материализму Эпикура. Однако Асмус отмечает, что взяв термин из трудов Эпикура, Бэкон изменил его значение. Так, у Эпикура idola – это истинные образы, а у Бэкона, напротив, ложные и искаженные. Поэтому у Бэкона проблема идолов выступает в качестве проблемы очищения ума от ложных образов, возникающих из внутренней предрасположенности человека. Ум человека склонен окрашивать вещи в субъективные оттенки. Люди верят в истинность того, что однажды приняли и к чему привыкли [2].

Люди часто отрицают истину по многим причинам, например, она оказывается слишком трудной в понимании, или у человека не хватает терпения, чтобы исследовать ее. К идолам Рода Бэкон относит способность людей привносить в природу мнимые подобия и осуществлять чрезмерные отвлечения. Идолы Рода наиболее ярко показывают, как «соотнесенное с человеком» способно искажать «соотнесенное с миром». Ложные представления о мире, таким образом, присущи всему человечеству и причиной является ограниченность мышления и органов чувств. Основание идолов Рода находится в самой природе человека. Ум человека сравним с кривым зеркалом, которое примешивая к природе вещей свою природу, отражает их в искаженном виде.

У человека в силу его индивидуальных особенностей, привычек и воспитания отсутствует свой, только ему присущий, угол зрения на мир. Поэтому одни умы склонны видеть в вещах сходство, в то время как другие – различия. Или же одни привыкли направлять внимание на атомы вещей, а другие поражаются наблюдением целого. Личные пристрастия отражаются у Бэкона в идолах Пещеры, и они суть заблуждения отдельного человека. Помимо ошибок, свойственных всему человеческому роду, каждый имеет свою пещеру, которая ослабляет свет природы [1].

Бэкон утверждал, что идолы Рода и Пещеры невозможно искоренить из человека, но можно ослабить их влияние, если понять их характер и действие на человеческий ум.

Самым тягостным в учении Бэкона выступает такой вид идолов, как идолы Площади или идолы Рынка. Эти идолы проникают в сознание человека из естественной связи и общения с другими людьми. Давление этих идолов сказывается тогда, когда новый опыт или наиболее острый разум открывают новые значения для слов, которые являются отличными от того смысла, которым они были наделены по традиции. Старый язык символов, таким образом, перестает быть общепонятным. Тогда взаимопонимание людей обращает свою силу против разума. И вместе с языком люди усваивают и заблуждения прошлых поколений. Плохое установление слов осаждает разум. Отсюда часто получаются споры относительно слов и имен, хотя разумнее было бы именно с них начать, чтобы с помощью определений привести их в порядок [1]. Такие идолы делятся на два рода. Первые - имена несуществующих вещей, а другие – имена существующих вещей, но неясные и необдуманно отвлеченные от вещей.

Идолы Театра или идолы Теорий открыто воспринимаются из надуманных теорий и доказательств. Те, кто одержим такими идолами, не замечают, как абстрактные штампы, догмы и идолы изменяют естественный и живой ход их разумения. Слепая вера в авторитеты, в воззрения прошлого и философские системы закреплена за этим видом идолов. Здесь Бэкон в частности имел в виду систему учений Аристотеля и схоластику, которая отрицательно влияла на развитие научного знания [2].Науки, которые стремился «спасти» Бэкон, представлялись ему как некое сочетание уже известного, а не способом открытия новых дел.

Благодаря своему учению Бэкон предупреждает нас об опасности субъективизма в наших представлениях и склонности абсолютизировать традиции и имеющиеся знания. Своим учением философ стремился к очищению сознания людей и созданию условий для успешного развития знаний.

 

Список литературы:

  1. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философ. проблемы, понятия и принципы. – М.: Политиздат, 1991. – 672 с.
  2. Субботин, А.Л. ФРЭНСИС БЭКОН. – М.: Мысль, 1974. – 176 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.