Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 18(272)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10

Библиографическое описание:
Кулаков Н.С. О НЕКОТОРЫХ СЮЖЕТАХ ИЗУЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ КРЕСТОНОСЦЕВ В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ. // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 18(272). URL: https://sibac.info/journal/student/272/329634 (дата обращения: 24.12.2024).

О НЕКОТОРЫХ СЮЖЕТАХ ИЗУЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ КРЕСТОНОСЦЕВ В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ.

Кулаков Никита Сергеевич

студент 4 курса направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», направленность «историческое образование», Нижневартовский государственный университет,

РФ, г. Нижневартовск

Гребенюков Владимир Иванович

научный руководитель,

канд. ист. наук, доц., проф. кафедры истории России и документоведения, Нижневартовский государственный университет,

РФ, г. Нижневартовск

ABOUT SOME SUBJECTS OF THE STUDY OF THE CRUSADER MOVEMENT IN RUSSIAN HISTORIOGRAPHY

 

Nikita Kulakov

4th year student of the field of study 44.03.01 "Pedagogical education", focus on "historical education", Nizhnevartovsk State University of

Russia, Nizhnevartovsk.

Vladimir Grebenyukov

scientific supervisor, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Russian History and Documentary Studies, Nizhnevartovsk State University,

Russia, Nizhnevartovsk

 

АННОТАЦИЯ

Преодоление последствий раздробленности в Западноевропейских государствах, складывание вертикали феодального общества, создали условия для появления «лишних людей» привыкших жить воинским трудом. Частью процесса феодализации стала «коммунальная революция». Рост экономики городов, который был прямым следствием складывания феодального общества, культом воина. Воина необходимо снабдить оружием, защитным вооружением, конской сбруей и т.п.

Во второй половине XI века совпали интересы Папства, горожан и свободных воинов: Вследствие ослабления Восточных церквей, прежде всего Константинопольской, у Папы римского появилась возможность расширить свое влияние в регионе; Города южной Европы были заинтересованы в устранении торгового конкурента с Востоком в лице Константинополя; Западноеврпейскому обществу необходимо было избавиться от лишних вооруженных людей. Растущие северогерманские города испытывали схожие проблемы, и географически Восточная Прибалтика была для них местом «обетованным». Русские земли в этой части Европы встали на пути экспансионистским устремлениям Западной Цивилизации и этот факт на многие столетия стал триггером цивилизационного противостояния.

ABSTRACT

Overcoming the consequences of fragmentation in Western European states, the folding of the vertical of feudal society, created conditions for the appearance of "superfluous people" accustomed to live by military labor. The "communal revolution" became part of the feudalization process. The growth of the urban economy, which was a direct consequence of the formation of a feudal society, the cult of the warrior. The warrior must be equipped with weapons, protective equipment, horse harness, etc.

In the second half of the XI century, the interests of the Papacy, citizens and free soldiers coincided: Due to the weakening of the Eastern Churches, primarily Constantinople, the Pope had the opportunity to expand his influence in the region; The cities of southern Europe were interested in eliminating a trade competitor with the East in the person of Constantinople; Western Jewish society needed to get rid of unnecessary armed people. The growing North German cities experienced similar problems, and geographically the Eastern Baltic was a "promised place" for them. The Russian lands in this part of Europe stood in the way of the expansionist aspirations of Western Civilization and this fact became the trigger of civilizational confrontation for many centuries.

 

Ключевые слова: Средневековая Европа, Владимирское княжество, Великий Новгород, Великое княжество Литовское и Русское, папство, крестоносцы.

Keywords: Medieval Europe, the Principality of Vladimir, Veliky Novgorod, the Grand Duchy of Lithuania and Russian, the Papacy, the Crusaders.

 

История духовно-рыцарских орденов постоянно находится в поле зрения исследователей. Первое описание этого специфического явления относятся ко второй половине XII века и принадлежит труд Гильому, Тирскому архиепископу, канцлеру Латинского королевства Иерусалима. Это государство было основано в 1099 году и первая его версия просуществовала менее ста лет. В 1187 году королевство было захвачено Салатдином. Основатель династии Айюбидов, курд по племенной принадлежности, Салатдин завершил эпоху фрагментации исламского мира, начавшуюся в XI веке [14, с. 83-91].

Традиционно, в основе идеи духовно-рыцарских орденов виделась идея священной войны против «неверных». Эта идея зародилась задолго до первых крестовых походов, на заре становления христианства, в начале VII века н.э. [13, c. 3-5]. Последующие события, связанные с началом арабских завоеваний, «темными веками» в Западно-Европейской истории, отодвинули на задний план геополитические процессы [17, с. 153]. Эпоха варварских королевств, иконоборчество в Византийской империи были временем поиска внутренних механизмов трансформации обществ.

Утверждение династии Каролингов базировалось на укреплении и расширении влияния христианства, борьбе против усиления арабского влияния в Европе. Основатель династии Карл Великий «огнем и мечем» крестил саксов, противостоял испанским маврам. Империя Франков заложила основы политической стабильности в Центральной Европе, что способствовало экономической стабильности и демографическому росту [5, с. 76]. Регламентация многих сфер жизнедеятельности от охраны железных орудий для обработки земли и регламентация времени ведения войны благоприятно сказывались на экономике [5, с. 75]. Оба этих фактора способствовали углублению договорных отношений внутри социальной верхушки раннесредневековой Западной Европы. На смену родоплеменным отношениям приходили отношения вассалитета. Все эти позитивные социально-экономические изменения накладывали свой отпечаток и на христианство. Длительная эпоха раздробленности церкви Западной Европы, номинальное влияние папы Римского на региональный епископат не способствовали росту влияния папства. Примеры других христианских церквей Антиохийской, Александрийской, Иерусалимской и особенно Константинопольской, заставляли римскую курию искать способы повышения своей значимости. Геополитическая обстановка на востоке христианского мира создавала предпосылки для усиления влияния Рима.

Непродолжительный период успехов Византийской империи в передней Азии (Анатолии) сменился неудачами. Закат арабского владычества во всех местах его присутствия носил естественный характер – рост числа претендентов на первенство среди потомков Мухаммеда, привел к раздробленности, арабское единство сменилось мозаикой эмиратов и Византийская империя смогла закрепиться в Анатолии. Все изменило вторжение сульджуков и Алексей I Комнин вынужден был обратиться за помощью к западному христианству (1091 г). Это обращение легло на подготовленную почву и папа Урбан II (1088–1099) организовал первый крестовый поход [19, с. 37-44].

Современная отечественная историография по теме крестоносцев имеет свою специфику. Большая часть работ посвящена восточно-европейской части движения крестоносцев. На этом фоне работа посвященная «походу бедноты» является редким исключением [1, с. 69-72]. По мнению автора, слабая источниковая база накладывает серьезный отпечаток на полноту освещения первого крестового похода. Отражение в Хронике первого крестового похода исключает его маргинальный характер, а название «поход бедноты» носит скорее условный характер.

Не могла остаться в стороне от контактов с крестоносцами и юго-западная Русь. Первым русским князем региона, которому пришлось столкнуться с экспансией крестоносцев был Даниил Романович Галицкий. В 1235 году он провел военную кампанию по возвращению под свою власть Дрогичина захваченного ранее тамплиерами [8, с. 38-40].

Монгольский погром стал стимулятором процесса разновекторного движения русских земель [8, с. 41]. Особенно можно выделить искания юго-западных княжеств. Даниил Галицкий надеялся найти поддержку в своем противостоянии кочевой империи на Западе и усилении собственных позиций в регионе. Возможно, такая политика Даниила Галицкого и его решительность в отстаивании своих интересов в регионе присекли экспансию крестоносцев в отношении юго-западной Руси. Не менее решительно воспротивилась претензиям крестоносцев и Венгрия [15, с.144].

Иная ситуация сложилась в Прибалтике. Князь Конрад Мазовецкий пригласил тевтонских рыцарей для защиты своих земель от пруссов. Первоначально Конрад обратился к представителям ордена меченосцев. Однако этот союз не оправдал ожиданий князя, и он обратился к рыцарям тевтонского ордена. Тевтонский орден представлял из себя разветвленную организацию, состоящую исключительно из немецких дворян. Отделения ордена действовали по всей Европе и в Святой Земле.  Первые  переговоры представителей Конрада Мазовецкого с тевтонскими рыцарями произошли на рубеже 1225 и 1226 годов, когда в Мазовию прибыло первое посольство Тевтонского ордена во главе с Конрадом Ландсбергом. Помятуя неудачи ордена в некоторых регионах Европы, орден заключил договор с Конрадом о передаче Хелминской земли Тевтонскому ордену. Это регион был заселен балтским населением, относящихся к пруссам. Мазовецкий князь Конрад, стремясь обезопасить себя от основной части прусских племен, установил контроль над регионом, превратив его в буферную зону [15, с. 144-145].

В условиях раздробленности, которую принято называть для этого исторического периода феодальной, такое поведение отдельных владетелей было достаточно типичным. Даниил Галицкий в своем противостоянии крестоносцам, в то же время был не против контактов с папскими легатами. Сама география Галицко-Волыского княжества изначально предполагала разносторонние связи с сопредельными державами и народами. Еще отец Даниила Роман Мстиславович был известен активными контактами с Византийской империей [16, с. 76-78]. Контакты с ближними соседями – Венгрией, Австрией, Польшей, Германской империей носили традиционный для эпохи характер – получение материальной выгоды [10, с. 140]. Развитие системы договорных отношений в обществе (чаще называемым феодальным), которые приходили на смену традиций родовой солидарности и взаимопомощи, требовали постоянной финансовой подпитки, в натуральной либо денежной форме, в целях поддержания авторитета вождей. При этом  все вожди строго следили за легитимностью титула того или иного вождя, но это тема отдельного исследования.

Активное включение Даниила Галицкого в европейские дела, совсем не мешали ему как противодействовать крестоносцам, так и активно бороться за возврат ряда утраченных ранее территорий с польскими владетелями. В какой-то период истории город Дрогичин оказался под властью тпмплиеров, но уже в 1243 году был возвращен под власть Галицкого князя [7, с.42]. Как можно понять, даже страшный монгольский погром 1240 года не смог полностью ослабить Даниила Романовича.

Больших успехов в Восточной Европе добились рыцари ордена Меченосцев.

Ход и итоги третьего крестового похода побудили папу Римского Целестина III обратить внимание на Восточную Европу, ее северную часть населенную ливами, эстами, пруссами, куршами и другими балтскими и финно-угорскими племенами. Большая часть этих племен со времен Киевской Руси находилась под влиянием восточно-славяских владетелей. После начала периода рассеянного суверенитета, или более привычного феодальной раздробленности, наиболее тесные связи с прибалтийскими племенами установились с полоцким княжеством и Великим Новгородом. Эти контакты не мешали готланским купцам выстраивать собственные отношения с жителями Прибалтики. Приблизительно с 1150 года западно-европейские торговцы регулярно присутствуют на берегах Двины. Прибытие католических проповедников не заставило себя ждать. Монах Августинского ордена Мейнард с 1184 года начинает свою «мессионерскую» деятельность среди местного населения. Уже в 1186 году в Ливонии была создана первая епархия, которую и возглавил возведенный в сан епископа Мейнард. Согласно посланию папы Римского Клемента III Мейнард был утвержден в 1188 году на «Икескольское епископство в Рутении» [11]. Новое епископство было подчинено Бременскому епископу.

Деятельность католических мессионеров могла затрагивать интересы русской православной церкви, но раздробленность Руси затронула не только светских владетелей, региональные епархии также находились в относительном организационном разобщении. Кроме того, двенадцатый век был временем реального воцерквления восточно-славянского населения в том числе, благодаря раздробленности. Договорные отношения среди всех слоев общества делали неактуальными традиционные системы регуляции общественных отношений [12, ст. 13, 14, 57 и др.], а христианская церковь предлагала ответы на многие вопросы той современности.

Однако вернемся к учреждению первой католической епархии в Прибалтике. В «Хронике Ливонии» или «Хронике Генриха Латвийского» деятельность католических мессионеров была легитимизирована Полоцким князем Владимиром. В российской историографии советского периода ставилось под сомнение существование такой личности в статусе князя Полоцкого [2:3]. Оригинал «Хроники Ливонии» не сохранился. Сегодня она известна в 16 различных списках, самый ранний из которых датируется XIV веком.

Генрих Латвийский, священнослужитель, в 1205 году в молодом возрасте он прибыл в Ригу, основанную Альбертом Буксгевденом в 1201 году. В 1208 году Генрих был рукоположен в сан священника [18, с. 149-155]. Предположительно в 1227-1227 гг. Генрих составляет «Хронику Ливонии» в которой он подробно описал события Ливонского крестового похода и историю обращения в христианство части прибалтийских племен. В современной научной литературе высказывается несколько версий появления «Хроники».  Возможно, стимулом к ее написанию послужили предшествующие события активного противостояния русских земель и крестоносцев за влияние в регионе [6, с. 45-47].

В 1208 году началось завоевание Южной Эстонии. Этот регион, населенный финно-угорскими племенами, непосредственно прилегал к Великому Новгороду. Тесные контакты Великого Новгорода с великим княжеством Владимирским позволили ему достаточно успешно сдерживать экспансионистские устремления папства в лице крестоносцев.

Образованное Литовско-русское государство преградило путь рыцарям-крестоносцам в южном направлении. Таким образом, невзирая на политическую раздробленность русских земель и разновекторную направленность во внешних связях, они стали на пути экспансии Европейского рыцарства и Римской Церкви.

Лозунги борьбы с неверными в целях освобождения гроба господня, борьбы со «схизматиками» (славянами), необходимость крещения язычников (прибалтийских племен) стали первой идеей цивилизационного противостояния Запада с Востоком.  Опробованный способ колониального обогащения с подачи Западной Церкви, в дальнейшем положил начало так называемым «великим географическим открытиям».

 

Список литературы:

  1. Алдаркин С.А. Поход бедноты в анонимной хронике «Деяния франков и прочих иерусалимцев». Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. История. Международные отношения, вып. 1. С.69-72.
  2. Александров Д. Н., Володихин Д. М. Борьба за Полоцк между Литвой и Русью в XII-XVI веках / Ответственный редактор: академик В.Л. Янин.  М.: Издательское предприятие «Аванта+», 1994.  133 с.
  3. Алексеев Л. В. Полоцкая земля (очерки истории северной Белоруссии) в IX — XIII вв / Ответственный редактор академик Б. А. Рыбаков.  М.: Наука, 1966. — 295 с.
  4. Алексеев Л. В. Полоцкая земля // Древнерусские княжества X—XIII вв.  М., 1975.  С. 202—239.
  5. Жак ле Гофф Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. Под  ред. В. А. Бабинцева; Послесл. А. Я. Гуревича. Екатеринбург: У-Фактория, 2005.  560с.
  6. Кежа Ю.Н. Политическая коммуникация между правителями в "Хронике Ливонии" // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки. 2022. №9. С.44-49.
  7. Майоров А.В. Даниил Галицкий и Тамплиеры // Русин 2014, №1 (35). С. 36-51.
  8. Майоров А.В. Даниил Галицкий и Тамплиеры. Русин 2014, №1 (35). С.36-51.
  9. Майоров А.В. Монголо-татары и князья северо-восточной Руси.  Вестник удмуртского университета. Серия история и филология, 2013. Вып.3. С.28-36.
  10. Майоров А.В. Неизвестный факт биографии Даниила Галицкого // Rossica antiqua. 2010. № 2. С. 140-148.
  11. Послание папы Климента III от 1 октября 1188 года. Восточная литература. Средневековые источники Востока и Запада. - Режим доступа -URL:https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Italy/XII/Klement_III/schreiben_bremen_erzbischop_01.10.1188.phtml  (дата обращения 04.04.2024).
  12. Русская Правда (пространная редакция) . Библиотека литературы Древней Руси. Том 4. - Режим доступа - URL:https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/biblioteka-literatury-drevnej-rusi-tom-4/14  (дата обращения 04.04.2024).
  13. Сазанова А.В., Бородинский Т.Г. Предисловие к книге:. Заборов М.А. Крестовые походы. Гос. публ.ист.б-ка России. – М., 2016, 366 с.
  14. Тетёркина О.А. История возникновения и гипотезы происхождения этнонима курд. Актуальные вопросы исторических наук №67, 2023. С.83-91
  15. Трокаль Т.В. Международное положение тевтонского ордена в первой половине XIII века. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. - 2004. - № 1. - С. 140-148.
  16. Фроянов И.Я. Галицко-Волынская русь: Между Византией, монголами и Римом (достижения и проблемы новейшей историографии) // Славянский мир в условиях современных вызовов. Русин 2016, №4(46). С.73-99 (С.76-78).
  17. Хлевов А.А. Варварский политогенез постримской Европы: Модели и результаты. Политическая наука, 2022, № 1. С.138-156.
  18. Хрусталёв Д. Г. Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII—XIII вв. / научный редактор В.Ю.Трофимов.  3-е издание.  Санкт-Петербург: Евразия, 2009. 416 с.
  19. Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю. – М.: Центрполиграф, 2013. – 642 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий