Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 17(271)
Рубрика журнала: Технические науки
Секция: Архитектура, Строительство
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7
РЕТРОСПЕКТИВИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ: ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ И НОВАТОРСТВА
COMPETENCE APPROACH IN TRAINING PERSONNEL OF ENTERPRISES
Kristina Chernitsyna
student, Department of Design, Branch of Voronezh State Technical University,
Russia, Borisoglebsk
Natalia Lapina
associate professor, Department of Design, Voronezh State Technical University,
Russia, Voronezh
АННОТАЦИЯ
Ретроспективизм является одним из ключевых направлений в архитектуре православных церквей, которое предполагает обращение к историческим стилям прошлого.
ABSTRACT
Retrospectivism is one of the key trends in the architecture of Orthodox churches, which involves an appeal to the historical styles.
Ключевые слова: ретроспективизм; неоклассицизмом; античный, храм.
Keywords: retrospectivism; neoclassicism; antique, temple.
Ретроспективизма, как русский неоклассицизм, в православной архитектуре берет свое начало в Византии. Византия была колыбелью христианской веры, на протяжении столетий играло ключевую роль в истории православия. Именно в этой империи утверждались главные догматы, а само слово “православие”. Храмовая культура стала частью принятой веры, в последствии обретая свои культурные оттески.
С течением времени ретроспективизм претерпел изменения и адаптировался к новым условиям и требованиям. В России этот стиль приобрел свои особенности, связанные с использованием традиционных материалов и техник строительства и декорирования.
Работа охватывает традиции в архитектурном ремесле строительства, украшения православных церквей, храмов и храмовых комплексов, уникальность и преемственность, сравнение с первоисточником и их качественные изменения.
Ретроспективизм в архитектуре - это направление, которое характеризуется обращением к историческим стилям и формам в проектировании зданий и сооружений. Оно стало особенно популярным в XIX и начале XX века. Направление стремилось создавать архитектурные произведения, которые бы вызывали ассоциации с определенными историческими периодами или стилями.
Ретроспективизм часто противопоставляется модернизму, который отдает предпочтение современным материалам и формам, а также функциональности и простоте. В то время как модернизм ставит акцент на инновациях и прогрессе, ретроспективизм больше ориентирован на традиции и сохранение культурного наследия.
Примечательно, что ретроспективизм является одновременно всемирным и национальным явлением. В каждом государстве складывались свои традиции, появлялись свои особенности архитектуры и стилей, поэтому не существует обобщенного перевода терминов и понятий, которые были бы связаны с данным направлением. Термин «ретроспективизм» имеет русские корни. Специалисты считают, что он имеет две трактовки.
Первая связана с неоклассицизмом, поскольку ретроспективизм в узком смысле слова и есть неоклассицизм. Этот архитектурный стиль господствовал в дореволюционной России (1900 - 1917 гг.).
В течение второй половины XIX века (Несмотря на то, что общепринято считать, что с появлением в начале XХ века церквей, вдохновленных Псковским и Новгородским зодчеством, из архитектурной практики уходит стиль русского узорочья и русско-византийский стиль - это не так, эти стили вплоть до революции продолжили свое существование на ряду с новыми появившимися. Мы можем видеть обращение не только, как принято считать, к псковско-новгородской традиции, но и кротовской, московской, владимирской, русскому деревянному зодчеству. Все приведенные иллюстрации демонстрируют проекты начала XX века.
Та же картина наблюдается на архитектурных конкурсах, если условием не выставлялась принадлежность к тому или иному стилю, то сборник конкурсных работ демонстрировал подчас все существующие ранее на русской земле архитектурные традиции ушедших эпох. Интересным явлением стал возврат к стилю, который в один момент русской истории служил переходным этапом от национального развития к общеевропейскому классическому - к, так называемому, «Нарышкинскому барокко».
Разнообразие начала XX века затронуло и этот стиль, его мы можем увидеть и в проектах Владимира Покровского и, к примеру, в творчестве Алексей Щусева, в проекте выставочного павильона. Т.е. в поле зрения архитекторов попадал весь спектр явлений в истории русской архитектуры, даже те стили, которые невозможно причислить ни к национальным, ни к классической традиции. Так каким же пред нами предстает архитектурный образ всех регионов страны.
Первый вид русского стиля носит название "шатрового" или столбового. Он представляет собой вид соединенных в одну церковь нескольких отдельных церквей, из которых каждая имеет вид словно столба или шатра, увенчанного куполом и главкой. Помимо массивности столбов и колонн в таком храме и большого количества главок в виде луковиц, особенностями "шатрового" храма являются пестрота и разнообразие красок наружных и внутренних его частей. Образцом таких храмов являются церковь в селе Дьякове и церковь Василия Блаженного в Москве. Время распространения "шатрового" вида в России оканчивается в XVII веке; позднее замечается нерасположение к этому стилю и даже запрещение его со стороны духовной власти. В последние десятилетия XIX века пробуждается возрождение этого вида храмов. В этом виде создается несколько исторических церквей, так напр. Троицкий. Кроме "шатрового" вида, существуют еще другие формы национального стиля: удлиненного в вышину четырехугольника (куба), вследствие чего часто получаются верхние и нижние церкви, двухсоставная форма: четырехугольника внизу и восьмиугольная вверху.
Античный храм никогда не был местом для молитв, массового богослужения. Процессии обходили вокруг храма, не заходя в него. Античный храм - пример типично наружной архитектуры. Внешность безусловно господствует над внутренностью, фасад над интерьером. Все богатство фантазии - метопы и фризы, капители колонн и фронтонные группы - античный архитектор концентрирует снаружи и вписывает в окружающий пейзаж. В архитектуре Византии неразрывно слиты утонченная декоративность, стремление к пышной зрелищности и глубокая религиозность. Византийцы создали художественную систему, в которой господствуют строгие нормы и каноны, а красота материального мира рассматривается лишь как отблеск неземной, божественной красоты. Эти особенности византийского искусства ярко проявились в архитектуре.
Список литературы:
- Максимов П.Н. Церковь Николы на Липне близ Новгорода // Архитектурное наследство. № 2. М., 1952. С. 86–104.
- Чеснокова О.Г. Православные храмы и комплексы методические указания к курсовому и дипломному проектированию для студентов направлений подготовки «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды» / М-во образования и науки Рос. Федерации, Волгогр. гос. архит.-строит. ун-т; сост. О.Г. Чеснокова. Электронные текстовые и графические данные (11 Мбайт). Волгоград: ВолгГАСУ, 2015. 109 с.
- Найденов Н.А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч.II: Белый город. М.: Типо-Литография И.Н. Кушнерева и К., 1882. 67 с.
Оставить комментарий