Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 7(27)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Сердюкова И.О., Липкань М.Е., Полуда О.Н. ЛИБЕРАЛИЗМ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ В РОССИИ И НА ЗАПАДЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 7(27). URL: https://sibac.info/journal/student/27/101450 (дата обращения: 23.09.2019).

ЛИБЕРАЛИЗМ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ В РОССИИ И НА ЗАПАДЕ

Сердюкова Ирина Олеговна

студент, кафедра истории государства и права, ФГБОУ ВО "Саратовская государственная юридическая академия", Институт юстиции,

РФ, г. Саратов

Липкань Мария Евгеньевна

студент, кафедра истории государства и права, ФГБОУ ВО "Саратовская государственная юридическая академия", Институт юстиции,

РФ, г. Саратов

Полуда Оксана Николаевна

канд. юрид. наук, доц. кафедры истории государства и права ФГБОУ ВО "Саратовская государственная юридическая академия",

РФ, г. Саратов

Термин «либерализм» возник в Испании в начале XIX, где на тот момент действовала партия «Liberales». Но идеи и ценности, которые данное политическое учение пропагандирует возникли в Европе и до введения указанного понятия. Большинство ученых сходятся во мнении, что либерализм – это европейское мировоззрение. В данной работе указанное явление будет исследовано не только как европейское учение, но и как одно из идейных и политических течений России.

В Западной Европе с момента своего возникновения либерализм был основан на традициях англо-саксонского рационализма и английской конституционной традиции, а также основных учений французского Просвещения. Само это учение строится на политической демократии, наличии выборных органов исполнительной власти, положение которых ограничивается Конституцией. Как правило, в своём традиционном понимании либерализм строится на трёх основных положениях: уважение частной собственности и верховенства права, уважение и терпимость к свободе слова, выборные органы и конституционное ограничение их деятельности. Иеремия Бентам говорил: «Нет собственности – нет закона, нет закона – нет собственности». Развитие свободы слова привело к образованию политического плюрализма. Все указанные положения в Европе были воплощены на практике к началу XIX века. В России развитие данного учения носило сложный и длительный характер. В то время, когда основные идеи либерализма не только господствовали как политическое учение в Европе, но и активно воплощались на практике, в России сам статус лиц, пропагандирующих ценности либерализма ставился под сомнение. [4,с.56]

Институт собственности в Российской Империи появился в 1785 году, когда за дворянскими владениями была закреплена земля на праве пожизненного владения, пользования и распоряжения. О собственности крестьян можно было говорить только после реформ 60-х годов XIX века. Свобода слова в нашей стране появилась только в 1905 году, а с 1906 года официально можно было создавать и вступать в политические партии. После событий октября 1917 года вопрос о либерализме отпал вплоть до 90-х годов XX века. Таким образом, если брать исторический аспект, то в отличие от Европы, где на XIX век пришёлся расцвет либерализма, в России данное учение не успело не только укорениться на уровне построения правовой и политической систем, но и развиться в теоретическом аспекте. Но при этом ошибочно мнение, что в России не было представителей данного учения, которые так или иначе выражали его ценности. Так Михаил Михайлович Сперанский в своём проекте меморандума «Об основных законах государства» настаивал на коренных конституционных изменениях в государстве и пытался убедить Александра I в необходимости укоренения основ и ценностей либерализма в Российской Империи. [3,с. 123]

Но при этом после восстания декабристов в 1825 году сами идеи либерализма в России стали восприниматься Николаем I как опасное явление, которое снова смогло начать развиваться только после окончания Крымской войны. Легальное либеральное движение в России как антипод европейскому возникло только в начале XX века с появлением партии конституционных демократов (кадетов). Но при этом с европейской точки зрения её нельзя было назвать либеральной партией, из-за чрезмерно радикального характера выдвигаемых ими идей. Не получив широкой массовой поддержки, либерализм проиграл большевизму и реакционному консерватизму по причине того, что исходя из самих идей либерализма, он мог преуспеть только при поддержке всех классов общества. Павел Иванович Новгородцев в своих трудах разработал концепцию социально-политических ценностей, которая помимо основных (свобода, равенство и солидарность) включала также и более конкретные (правовое государство, народный суверенитет и т.д.). Главной из общих ценностей П.И. Новгородцев считал свободу, как гарантируемую государством возможность граждан самостоятельно распоряжаться материальными и духовными ценностями для наиболее эффективного участия в социально-политической жизни. Ценность свободы, равенства и солидарности была актуальной в различные исторические периоды. По мнению П.И. Новгородцева, народный суверенитет должен был развиваться через выборный парламент, наличие политического плюрализма, референдумы и иные способы выражения воли народа. Таким образом, несмотря на позднее развитие либерализма в России, в трудах российских ученых так или иначе отражались его основные ценности и положения. [2,с. 98]

В Европе у истоков либерализма стояли Джон Локк, Шарль Луи Монтескье и Жан Жак Руссо. В своём сочинении «Два трактата о правлении» Джон Локк сформулировал основные принципы либерализма – экономическую и интеллектуальную свободу. Однако, в своём учении он отстаивал в первую очередь интересы английской буржуазии, не распространяя при этом свободу совести на католиков, а естественные права человека на крестьян и слуг. Шарль Луи Монтескье основной формой ограничения государственной власти считал разделение властей и федерализм.

 Каждый из них в своих учениях и работах так или иначе продвигал и поддерживал основные ценности либерализма. При этом существенный вклад в развитие либерализма внесли Дэвид Юм, Имманиул Кант и Адам Смит. Дэвид Юм считал, что нравственные нормы, не ограниченные по своей природе, основываются на фундаментальных законах человеческого поведения. Отталкиваясь от указанного учения Кант этически обосновал права человека, не затрагивая религиозный аспект и основываясь только лишь на законах разума. Адам Смит развивал теорию свободного рынка, как института, который может и способен сам развиваться без наличия каких-либо ограничений со стороны государства. [1,с.8]

Помимо уважения собственности и конституционного ограничения власти наивысшей ценностью политического либерализма является свобода. Сама суть этого учения основана на свободе, которая имея универсальный характер, не признает подчинение человека каким-либо высшим целям. Но при этом свобода всё же имеет ограничение – свободу другого. Об этом явлении можно говорить только в том случае, если индивид не только может и пользуется своей свободой, но и не посягает на чужие ценности.

Несмотря на различные этапы и пути становления и развития российский либерализм на сегодняшний день не исчерпал своих политических возможностей. В основу Конституции 1993 года легли ценности либерализма, которые охраняются государством и сегодня. Препятствует развитию либерализма в России не только социалистическое учение, но и само мировоззрение наших граждан. Либерализм ассоциируется с некой буржуазной теорией о поддержке определенного круга населения и оставление незащищенными от произвола всех остальных. И в Европе, и в России либерализм не прекращает развиваться и сегодня, так как свобода слова, которая провозглашается не всегда имеет место на практике, как и сама свобода в её традиционном понимании. В связи с чем до полного укоренения и гарантированности пропагандируемых ценностей нельзя говорить не только в нашей стране, но и во многих европейских государствах.

 

Список литературы:

  1. Деринг Д. Либерализм: размышления о свободе. – М.: Комплекс-Прогресс. – 2001. –c.8
  2. История политических и правовых учений: Учебник для вузов // Под ред. Проф. В.С. Нерсесянца. – М.: ИНФРА-М. – 1996. –c. 98
  3. Кудинов О.А. Правительственные проекты конституций Российской Империи в XIX в. // Государство и право. – 2004. - №4 –c. 123
  4. Пайпс Р. Либерализм на Западе и в России// Общая тетрадь. Журнал Московской школы политических исследований. – 2003. - №2. –c. 56

Оставить комментарий