Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 14(268)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Голбан В.Д. РОЛЬ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ДЕКОРАТИВНОМУ ИЗОБРАЖЕНИЮ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 14(268). URL: https://sibac.info/journal/student/268/325440 (дата обращения: 19.11.2024).

РОЛЬ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ДЕКОРАТИВНОМУ ИЗОБРАЖЕНИЮ

Голбан Валерия Дмитриевна

студент, кафедра Изобразительного искусства, Новосибирский Государственный Педагогический Университет,

РФ, г. Новосибирск

Кравченко Ксения Алексеевна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц., Новосибирский Государственный Педагогический Университет,

РФ, г. Новосибирск

THE ROLE OF IMAGINATIVE THINKING IN THE PROCESS OF TEACHING TEENAGE CHILDREN DECORATIVE IMAGES.

 

Valeria Golban

student, Head of the Department of Fine Arts, Novosibirsk State Pedagogical University,

Russia, Novosibirsk

Ksenia Kravchenko

scientific supervisor, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, Novosibirsk State Pedagogical University,

Russia, Novosibirsk

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена теоретическим вопросам развития образного мышления обучающихся подросткового возраста при работе с декоративным изображением, а также роли данного вида мышления в обучении и становлении личности. В контексте художественного образования раскрывается понятие образного мышления, а также рассматривается создание художественного образа как показателя развития данного вида мышления.

ABSTRACT

The article is devoted to the theoretical issues of the development of imaginative thinking of adolescent students when working with a decorative image, as well as the role of this type of thinking in learning and personality formation. In the context of art education, the concept of imaginative thinking is revealed, and the creation of an artistic image is also considered as indicators of the development of this type of thinking.

 

Ключевые слова: художественно-образное мышление, художественный образ, подростковый возраст, образование, изобразительная деятельность, декоративное изображение.

Keywords: artistic and imaginative thinking, artistic image, adolescence, education, visual activity, decorative image.

 

Художественно-эстетическое воспитание детей в современном мире является значимой частью образования, привлекает достаточное внимание со стороны как государства, так и народной общественности. Важным является воспитание личности, которая будет обладать активной жизненной позицией, грамотой, а также творческим потенциалом, благодаря чему сможет подстраиваться под происходящие в современности изменения и способствовать развитию общества.

Для воспитания такой всесторонне развитой творческой личности необходимо решить проблему развития у детей подросткового возраста образного мышления, поскольку оно является основой творческого потенциала обучающихся, играет важную роль в процессе обучения, в частности, при обучении учащихся подросткового возраста декоративному изображению. Проанализировав научно-методические публикации, исследования было выяснено, что проблема роли образного мышления в процессе обучения подростков декоративному изображению сохраняет свою актуальность.

Качество художественного образования и эстетического воспитания подростков напрямую зависит от их способности оперировать образами и страдает в случае плохого развития этого умения.

Роль художественно-образного мышления в развитии и становлении обучающихся подросткового возраста очень велика, и рассматривалась такими учёными как В.П. Зинченко, А.А. Мелик-Пашаев, Л.С. Выготский.

Изобразительное искусство и занятие им детьми являются основой художественного образования. Е.Я Басина, А.Н. Малюкова, Е.И. Игнатьева, Е.И. Исаева, Д.Н. Узнадзе занимались данной проблемой в своих психологических исследованиях.

Грамотное развитие образного мышления обучающихся подросткового возраста повышает продуктивность обучения, а также качество образования. Это отмечается в современных исследованиях Д.Б. Богоявленской, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, В.С. Мухиной и многих других авторов.

Для того, чтобы более детально углубиться в суть данной проблемы, рассмотрим определение понятия мышления, а также интересующего нас образного мышления, благодаря которому дети способны оперировать художественными образами, создавать нечто новое и уникальное.

Ермолаева-Томина Л. Б. определила процесс мышления как «установление связей между явлениями, конкретным и всеобщим, открытие сущностей, происходящих в мире» [2, c. 179].

Б.М. Теплов в своих трудах дает следующее определение мышления: «Мышление — это процесс отражения общих свойств вещей и нахождения закономерных связей и отношений между вещами. Другими словами, это определение можно выразить так: мышление — это процесс обобщённого и опосредствованного познания действительности» [5, c. 63]. Можно также отметить, что мыслительная деятельность осуществляется в практической деятельности и неразрывно связана с ней.

Многими психологами отмечается также тесная связь образного мышления и эмоций. На основе образных представлений, возникающих из эмоций, строится художественное творчество личности, в частности, детей подросткового возраста. Это связь отмечена в трудах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, В.С. Кузина.

В.С. Кузин в своем исследовании подчёркивает, что «образное мышление-мышление, опирающиеся на представления. Характерный чертой данного вида мышления является широкое оперирование конкретными наглядными образами в процессе решения той или иной мыслительный задачи» [4, c. 200].

На ряду с другими учёными (Л.Г. Медведев, Б.Н. Неменский, Н.Н. Ростовцев), В.С. Кузин подчёркивает, что в процессе развития образного мышления большую роль играет изобразительная деятельность.

Следует отметить, что развивать творческие способности у ребёнка нужно с дошкольного возраста. Образность, конкретность, а также тесная связь с практической деятельностью – то, что характеризует мышление дошкольников. Это развитие следует продолжать активно в подростковом возрасте, поскольку к творческому проявлению мысли в этом возрасте ведут критичность, активность мысли, самостоятельность. В этом возрасте происходит внедрение ребёнка в общество и освоение его ценностей.

Общая линия развития мышления школьника – это ряд этапов перехода количества в качество, неуклонное повышение уровня содержания мышления [4, с. 207].

Художественно-образное мышление выражает себя в создании образа. Е.В. Шорохов дает следующее определение художественного образа «Сплав эмоционального и рационального в познании и отражении объективной реальности, который призван воздействовать и на чувства, и на умы людей». Автор выделяет следующие особенности художественного образа: «наличие общего и типического, индивидуального и характерного, наличие эстетического отношения художника к отображаемому» [3, с. 155].

Образ в художественном мышлении выполняет обобщающую функцию, представляет собой сплав общего и индивидуального. Индивидуальное и типичное сочетается в образе, поскольку они взаимосвязаны и в объективной действительности. Таким образом художественное мышление – специфичный вид мышления, сочетающий в себе наглядно-образное и абстрактно-теоретическое мышления.

Следует ещё раз подчеркнуть, что занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию творческих способностей детей подросткового возраста. Это развитие может осуществляться в применении различных техник, видов, жанров рисования, в частности, при работе над декоративным изображением. У детей отмечается совершенствование мыслительных операций, колористического видения. Декоративное изображение предполагает обобщение изображаемых детьми объектов. Это происходит за счёт использования различных приемов – изменения объема, цвета, формы и т.д.

Работа над декоративным изображением требует от подростков определённых навыков: владение средствами стилизация, знание законов композиции, способность преобразования формы, тона предметов, умение улавливать образ натуры, её настроение, колорит. Происходит активная работа мыслительных операций, учащиеся нарабатывают творческие идеи и различные художественные вариации. Связь логического и наглядно-образного мышления в достаточной степени проявляется при работе над декоративным изображением.

В процессе обучения детей подросткового возраста декоративному изображению, происходит активное развитие у них образного мышления, благодаря которому они способны представлять предметы и явления, отражать их в своих работах. Мыслительный процесс детей, обучающихся изобразительному искусству постоянно наполнен наглядными образами.

Следует подчеркнуть, что показателем развития художественно-образного мышления обучающихся является умение создания художественного образа. Можно говорить о том, что при работе над декоративным изображением полностью включены в творческий процесс основные мыслительные операции наряду с необходимыми операциями образного мышления.

 

Список литературы:

  1. Болдырева А.А., Кириллова О.С., Рамзаева Е.Н. Изобразительная деятельность как условие развития образного мышления подростков// Педагогические науки. – 2020. – С. 37-41.
  2. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, 2003. —304 с.
  3. Канунникова Т.А. Композиционный поиск с использованием различных художественных материалов как метод развития художественно-образного мышления подростков// Образование и художественное творчество. – 2015. – № 4. - С.153-163.
  4. Кузин В.С. Психология живописи: учебное пособие для вузов. – 4-е изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. – 304 с.
  5. Теплов Б.М. Психология: учебник для средней школы. – М.: УЧПЕДГИЗ, 1953. - 121 с.
  6. Цель А.В. Развитие художественно-образного мышления учащихся 13-14 лет в ДХШ на уроках композиции: магистр. дис. – Тольятти, 2016. – 83 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.