Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 14(268)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
ФЕНОМЕН БРАЧНОГО ДОГОВОРА В РОССИЙСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
АННОТАЦИЯ
В статье раскрывается правовая и юридическая природа такого феномена, как брачный договор. В настоящее время в отечественной практике отсутствует единый, универсальный подход к его определению, поэтому в исследовании предпринимается попытка их систематизации, выявления наиболее общих правовых тенденций и закономерностей. Также в статье раскрывается специфика брачного договора как семейно-правового явления, с точки зрения юридической цивилистики.
ABSTRACT
The article reveals the legal and legal nature of such a phenomenon as a marriage contract. Currently, there is no single, universal approach to its definition in domestic practice, therefore, the study attempts to systematize them, identify the most common legal trends and patterns. The article also reveals the specifics of the marriage contract as a family-legal phenomenon, from the point of view of legal civics.
Ключевые слова: брачный договор, заключение брачного договора, семейное право, гражданско-правовая сделка.
Keywords: prenuptial agreement, conclusion of a prenuptial agreement, family law, civil law transaction.
Актуальность темы исследования обусловлена важностью глубокого и комплексного исследования института брачного договора, учитывая относительно недавнее его появление в теории и правоприменительной практике. Правовое регулирование в настоящее время построено так, что практическое применение норм затруднительно, а порой невозможно. За границами правового регулирования остаются важнейшие вопросы, связанные с определением положений имущественного характера, в частности, в области жилищных прав и обязанностей, а также ряд теоретических вопросов, препятствующих качественному практическому применению. Развитие института брачного договора в условиях рыночных отношений требует эффективного правового механизма, обеспечивающего четкость и полноту его регулирования. Проблемы и противоречия, возникающие в судебной практике по этой причине, усложняют его практическое применение. Ряд вопросов вызывает определение правовой природы брачного договора, представляется необходимым установление сущности его предмета и субъектного состава.
Относительно природы брачного договора в современной цивилистике нет однозначного подхода. Так, наименование соглашения, конструкция, содержание брачного договора дают основания думать, что брачный договор – это разновидность гражданско-правовой сделки. Однако, так же не следует забывать, о том, что более детальное регулирование института брачного договора содержится в Семейном кодексе, что свидетельствует о наличии отдельных специфичных элементов договорной конструкции. Следует отметить, что ряд ученых сходятся во мнении о том, что основной целью брачного договора выступает определение правового режима имущества супругов и других имущественных отношений на будущее время. Подобную точку зрения высказывает и Ю. А. Тарасов, который пишет, что «цель договора – изменить законный режим имущества супругов для максимального приспособления этого режима к потребностям супругов. В результате изменения законного режима возникает режим договорный, который в какой-то мере иначе определяет имущественные права и обязанности супругов» [4, с. 145].
Характерной особенностью брачного договора является явно выраженный лично-доверительный характер. Для брачного договора так же свойственно отсутствие товарно-денежной формы, эквиваленто-возмездного характера. Российский законодатель предусмотрел ряд ограничений для данной договорной конструкции. В частности, это касается субъектного состава, содержания, порядка заключения и т.д. Иными словами брачный договор находится под регулированием не только семейного законодательства, но и гражданского, что порождает определенные проблемы на практике.
Так в ст.4 СК РФ установлено, что к имущественным и лично-неимещуственным отношениям между членами семьи неурегулированными семейным законодательством применяются гражданское законодательство, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. Закрепление данной нормы свидетельствует об укреплении договорных начал в семейном праве. При этом ряд норм СК РФ напрямую устанавливают необходимость применения норм ГК РФ (п.2 ст.46 СК РФ).
Сторонники считающие, что брачный договор не является разновидностью гражданско-правовой сделки, отмечают что «семейное право, как отрасль права выделилась из гражданского, поэтому своеобразные так называемые «родительские» отношения между собой влекут и прочную связь гражданско-правового и семейно-правового договоров, поскольку, естественно, возник, вызрел гражданско-правовой договор, а уж затем из него «выпочковался» семейно-правовой договор, которому в процессе его естественного развития стало тесно в родной семье и он заявил о своей самостоятельности».
Доказывая особенности семейно-правовой природы брачного договора, А. В. Мыскин отмечает специфичный субъектный состав (супруги и лица, вступающие в брак). Кроме того, автор считает, что брачный договор напрямую зависит от брака, вне которого он не может существовать данная договорная конструкция. Отличительной особенностью брачного договора, так же является своеобразие предмета договора. Так супруги могут определить режим не только наличного имущества, но также могут предусмотреть положения, касающиеся будущего имущества [3].
Интересную точку зрения высказывает И. Р. Альбиков. Принимая факт того, что нормы гражданского права определяют порядок заключения и действительности брачного договора, исследователь при этом подчеркивает, что «из этого не следует делать вывод о гражданско-правовом характере брачного договора» [1].
В обоснование позиции о семейно-правовой природе брачного договора, автор указывает на приметы и признаки, «которые невозможно объяснить с помощью традиционных конструкций гражданского права, и прежде всего на брачном договоре между лицами, вступающими в брак».
Более детальное обоснование семейно-правовой природы брачного договора приводит В. Х. Басергян. Первым специфичным элементом брачного договора, указывающего на семейно-правовой характер брачного договора автор указывает субъектов правоотношений, основанных на брачном договоре – супругов. «Именно после регистрации брака возникает правоотношение, основанное на брачном договоре, и лица, заключившие брачный договор, становятся его субъектами. Здесь проявляется производность регулирования имущественных семейных отношений от регулирования личных неимущественных отношений, что характерно для отношений, регулируемых семейным правом» [2].
Кроме того, нельзя не отметить, что регламентация брачным договором имущественных отношений между супругами, направлена на реализацию задач, изложенных в ст.2 СК РФ.
Данный факт так же «потенциально» указывает на семейно-правовой характер брачного договора. На семейно-правовую природу брачного договора, указывает и тот факт, что брачный договор неразрывно связан с личностями его участников, то есть с лицами, состоящими в брачных отношениях. Иными словами, в отличие от иных сделок имущественного характера, при заключении брачного договора невозможно воспользоваться участием представителя по доверенности или законного представителя, необходимо исключительно личное участие.
Интересную позицию относительно природы брачного договора занимает Ю. А. Тарасов. По ее мнению, «заключение брачного договора в определенной степени близко к заключению гражданско-правового договора. Однако брачный договор - редкость в правоприменительной практике, поскольку чаще всего он имеет место при разной степени недоверия вступающих в брак или супругов. Понимание его как сделки, судя по чисто внешним признакам, противоречит ст. 1 СК РФ» [4].
Подводя итог правовой позиции о семейно-правовом характере брачного договора, ученые-цивилисты отмечают, что в качестве оснований для подтверждения их позиции необходимо обратить внимание на субъектный состав брачного договора, цели, содержание, направленность на общие начала семейного законодательства. Поэтому они подчеркивают, «что недопустим перенос в сферу договорного регулирования супружеских имущественных отношений категории гражданско-правового договора».
Несмотря на столь подробную регламентацию указанной выше позиции нельзя не согласиться с доводами противоположной точки зрении. Так большинство ученых-цивилистов придерживаются мнения, о том, что «брачный договор не является чем-то уникальным, несмотря на наличие определенных особенностей. Наоборот, брачный договор – это «обычная гражданско-правовая сделка».
Мощным аргументом в защиту позиции относительно гражданско-правового характера брачного договора является диспозиция нормы ст. 42 СК РФ. Так законом прямо предусмотрен запрет включать в содержание брачного договора условий, которые касаются «исключительных» семейных отношений, которые, как правило, складываются между супругами. «В отличие от общего правила относительно гражданско-правовых договоров, брачный договор, будучи соглашением со специфическим субъектным составом, не может создавать прав и обязанностей для третьих лиц, в том числе членов семьи супругов, в частности их детей, родителей и других родственников». Другими словами, закрепляя возможность установления договорного режима имущества супругов с помощью брачного договора, законодатель, тем не менее, рассматривает данную договорную конструкцию лишь как способ урегулирования только общегражданских, но не семейных отношений между супругами.
При этом И. Р. Альбиков отмечает, «что регулятором гражданских отношений является гражданский договор, что в полной мере относится и к брачному договору, способному регулировать лишь имущественные отношения между супругами и лишь до тех пределов, которые очерчены императивными нормами СК РФ, потому что за этими пределами начинается семейно-правовое регулирование соответствующих отношений» [1, с. 47].
Промежуточную позицию относительно природы брачного договора занимает А. В. Мыскин, который считает, что «брачный договор можно рассматривать как гражданско-правовой в той мере, в какой он регулирует отношения, составляющие предмет гражданского права, - видоизменяет законный или устанавливает договорный режим имущества супругов, определяет права и обязанности супругов по управлению и распоряжению их имуществом, предусматривает правила раздела в случае расторжения брака. В той части, в которой брачный договор определяет семейные правоотношения - алиментные, личные, - он не может считаться гражданско-правовой сделкой» [3, с. 35].
Особое внимание так же стоит уделить и тому факту, что имущественные отношения между супругами в первую очередь являются именно гражданско-правовыми, в отличие от алиментных обязательств. Так институт права собственности, во всех своих вариациях (единоличном, долевом, совместном), является одним из центральных институтов гражданского права.
Однако наиболее полное представление о гражданско-правовом характере брачного договора будет получено после того, как брачный договор будет рассмотрен через юридическую природу гражданско-правовых сделок (договоров).
В первую очередь необходимо рассмотреть брачный институт через призму «брачный договор как гражданско-правовая сделка». Рассмотрение с данной плоскости обусловлено тем, что сделка, как категория гражданского права является более общей по отношению к договору.
Понятие сделки дано в ст.153 ГК РФ. Согласно данной статье под сделкой необходимо понимать действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Таким образом, на законодательном уровне выделены два основных признака сделки:
1. Сделкой может быть признано только целенаправленное волевое действие субъектов гражданского права.
2. Направленность на определенный юридический результат.
Если перенести вышеназванные признаки на брачный договор, то можно утверждать, что брачный договор является результатом волевых действий граждан, направленный на возникновение (установление договорного режима имущества супругов), изменение (переход от законного режима имущества супругов к договорному), прекращение (отказ от законного режима имущества супругов) гражданских прав и обязанностей.
Подводя итог анализу правовой природы брачного договора, хотелось подчеркнуть, что в настоящее время согласно легальному определению брачного договора, возможно регулирование исключительно имущественных отношений между супругами. Расширение же предмета брачного договора, путем закрепления возможности для сторон регулировать не только имущественные отношения, но также «бытовые», например, как процесс приготовления пищи, обязательные подарки, уход в случае тяжелой болезни и так далее, позволило бы с большей степенью уверенности утверждать о семейно-правовой природе брачного договора. Иными словами, в современных реалиях брачный договор необходимо рассматривать как гражданско-правовой договор, который имеет своеобразие в отдельных своих элементах договорной конструкции.
Список литературы:
- Альбиков, И. Р. Брачный договор: актуальные вопросы заключения договора / И. Р. Альбиков // Нотариус. – 2019. – № 2. – С. 45-48.
- Барсегян, В. Х. Самостоятельность брачного договора в системе гражданско-правовых договоров / В. Х. Барсегян // Семейное и жилищное право. – 2021. – № 4. – С. 26-28.
- Мыскин, А. В. Брачный договор: гражданско-правовой договор или договор особого рода? / А. В. Мыскин // Гражданское право. – 2020. – № 2. – С. 33-37.
- Тарасов, Ю. А. Самостоятельность брачного договора в системе гражданско-правовых договоров / Ю. А. Тарасов // Актуальные проблемы юриспруденции: вопросы теории и практики: Сборник научных трудов преподавателей и студентов Курского института социального образования (филиал) РГСУ. Том Выпуск 3. – Курск: Курский институт социального образования (филиал) федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет», 2021. – С. 144-146.
- Теоретико-правовой аспект института брачного договора в России // Современные тенденции развития юриспруденции, экономики и управления: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, Елец, 07 апреля 2017 года. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2017. – С. 142-145.
Оставить комментарий