Поздравляем с 9 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 13(267)

Рубрика журнала: Политология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Ваганов К.В. ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА МЕЖДУНАРОДНУЮ ПОЛИТИКУ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 13(267). URL: https://sibac.info/journal/student/267/324491 (дата обращения: 09.05.2024).

ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА МЕЖДУНАРОДНУЮ ПОЛИТИКУ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Ваганов Кирилл Владимирович

студент, Институт технологий предпринимательства и права, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения,

РФ, г. Санкт-Петербург

THE INFLUENCE OF RELIGION ON INTERNATIONAL POLITICS IN SOUTHEAST ASIA

 

Kirill Vaganov

student, Institute of Entrepreneurship Technologies and Law, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation,

Russia, St. Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

Актуальность темы объясняется важностью рассмотрения влияния на международные отношения широкого религиозного состава, который является источником конфликтности и подвергается воздействию радикальных религиозных организаций в Юго-Восточной Азии.

Установленная в данной статье цель представляет собой выявление роли и значения религии в определении путей взаимодействия государств Юго-Восточной Азии во внешней политике, то есть установление уровня воздействия религии в странах указанного региона на современные международные отношения.

Объектом исследования являются международные отношения субъектов, в свою очередь предметом исследования будет влияние религиозного фактора на данные отношения. Для проведения полноценного и точного исследования необходимо выполнение следующих задач: проанализировать историческое развитие религии в отдельных регионах мира, выявить современную интерпретацию и тенденции религий, охарактеризовать воздействие религиозных догм на формирование политики государства на мировой арене. В работе применялись методы сравнительного и системного анализа.

В результате проведенного исследования была установлена активность радикальных исламистских организаций в Юго-Восточной Азии, особенно в таких государствах, как Индонезия и Филиппины. Также было доказано наличие в регионе основанных на религиозном фундаменте конфликтов. Это привело к выводу о том, что религия в Юго-Восточной Азии имеет значительное влияние на формирование международных отношений.

ABSTRACT

The relevance of the topic is explained by the importance of considering the influence on international relations of a broad religious composition, which is a source of conflict and is exposed to radical religious organizations in Southeast Asia.

The goal established in this article is to identify the role and significance of religion in determining the ways of interaction between the states of Southeast Asia in foreign policy, that is, to establish the level of influence of religion in the countries of this region on modern international relations.

The object of the study is the international relations of the subjects, in turn, the subject of the study will be the influence of the religious factor on these relations. To conduct a full-fledged and accurate study, it is necessary to complete the following tasks: analyze the historical development of religion in certain regions of the world, identify the modern interpretation and trends of religions, characterize the impact of religious dogmas on the formation of state policy on the world stage. The work used comparative and system analysis methods.

As a result of the study, the activity of radical Islamist organizations in Southeast Asia was established, especially in countries such as Indonesia and the Philippines. It has also been proven that there are conflicts based on religion in the region. This has led to the conclusion that religion in Southeast Asia has a significant influence on shaping international relations.

 

Ключевые слова: международные отношения, религия, религиозный фактор, влияние религии на мировую политику.

Keywords: international relations, religion, religious factor, influence of religion on world politics.

 

Религия является всеобъемлющим социальным институтом, который сочетает в себе набор идей, взглядов, учений и мыслей, оказывающих в свою очередь объединяющее воздействие на отдельные группы людей, имеющих общие цели и ценности. Несмотря на то, что религия имеет такое огромное значение как социальный институт, в теории международных отношений ей, как фактору, формирующему мировую политику, отводится далеко не лидирующее место. Проводимое исследование направлено на то, чтобы выяснить справедливо ли это утверждение в отношении Юго-Восточной Азии.

В регион Юго-восточной Азии входят одиннадцать стран: Камбоджа, Лаос, Таиланд, Вьетнам, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Сингапур, Бруней, Восточный Тимор, Мьянма. Все обозначенные страны имеют глубокие исторические и культурные основы, широкий этнический состав. В связи с этим, неудивительно, что и религиозный состав в Юго-Восточной Азии представлен весьма разнообразно, он включает в себя: ислам, буддизм, индуизм, христианство (католицизм, протестантизм), местные культы и верования. Христианство широко распространенно в Республике Филиппины (около 90% верующих являются христианами) и в Восточном Тиморе (более 90% верующих являются христианами). Буддизм стал преобладающей религией в таких странах: Мьянма (около 90% населения – буддисты), Таиланд (около 95% населения – буддисты), Камбоджа (около 96% населения – буддисты), Лаос (около 65% населения – буддисты).  Ислам является доминирующей религией в следующих государствах Юго-Восточной Азии: Малайзия (около 61% населения следуют исламу), Бруней (около 82% населения следуют исламу), Индонезия (около 86 % населения следуют исламу). Стоит отметить, что Индонезия является лидирующей страной по численности проживающих в ней мусульман (приблизительно из 279 млн. населения 240 млн. являются мусульманами), а в Брунее и Малайзии ислам является официальной религией, закрепленной в Конституциях этих стран. В Сингапуре религиозный состав многообразен и в процентном соотношение примерно равен, во Вьетнаме же лидирующие позиции в религиозном плане занимают местные, народные верования.

Как уже было отмечено, ислам в Юго-Восточной Азии получил широкое распространение, является развитой и влиятельной религией в Юго-Восточном регионе Азии. Это, в свою очередь, оказывает влияние на действие в регионе радикальных исламистских организаций, деятельность которых включает в себя организацию и проведение террористических актов. Для подобных организаций регион Юго-Восточной Азии имеет все элементы для успешного осуществления их деятельности: легкость преодоления границ, наличие логистических баз, отсутствие сильных политических режимов и разочарование среди мусульман. В двадцать первом столетии Юго-Восточная Азия успела пережить уже две организованные радикальными исламистскими организациями волны терактов, первая из которых пришлась на 2002 год, а вторая началась в 2016 году [1]. К таким активно действующим организациям можно отнести «Джемаа Исламия» (ДИ), «Исламский фронт освобождения моро» (ИФОМ), «Аль-Каида» (Террористическая организация, запрещенная в Российской Федерации.), «Абу Сайяф», «Джамаат Аншарут Даула».

В начале двадцать первого века в Республике Индонезия было совершено более 30 террористических актов, некоторые из которых имели религиозно-политический характер. Одним из самых трагично известных террористических актов был организован и совершён Джемаа Исламия в курортном районе острова Бали 12 октября 2002 года. Именно это событие ознаменовало начало первой волны террористических актов в Юго-Восточной Азии. Ночью 12 октября 2002 года два террориста-смертника, распределившиеся в многолюдные ночные заведения «Paddy's Pub» и «Sari Club», привели в действие взрывные устройства. Жертвами теракта стали 202 человека, среди которых было большое число иностранцев (в частности, теракт унёс жизни 88 гражданам Австралии и 23 гражданам Великобритании), также было ранено 209 человек. Также демонстративно было взорвано ещё одно устройство в Денпасаре вблизи консульства Соединённых Штатов Америки, что является своеобразным знаком атаки на Америку и её союзников. Это вопиющие и ужасное событие вызвало бурную реакцию мировой общественности. Федеральная полиция Австралии направляет группу своих сотрудников для оказания помощи Индонезии в расследовании такого крупного дела. В итоге, благодаря совместной работе силовых структур обеих стран удалось установить причастность радикальной исламистской организации Джемаа Исламия и определить конкретный круг лиц, причастных к данному теракту. Большинство причастных были приговорены к заключению в тюрьме или к смертной казни.

Австралия была возмущена действиями Индонезийской стороны, которая в августе 2022 года решила освободить Умара Патека, который был причастен к изготовлению бомбы для теракта 2002 года на Бали. Умар Патек был приговорен к 20 годам заключения в тюрьме, но был досрочно освобожден через 10 лет за примерное поведение. Власти Австралии отметили то, что действия бывшего заключенного ужасны и непростительны, а также то, что они не могут контролировать индонезийскую систему правосудия и в состоянии лишь призвать индонезийскую сторону продолжить наблюдение за. Умаром Патеком.

Умар Патек в интервью телеканалу «Аль-Джазира» рассказал о том, что террористический акт 2002 года на Бали был осуществлён с целью мести Израилю за его насильственные действия на Ближнем Востоке. Это свидетельствует о международном характере трагически известного события, уходящего корнями в религиозное противостояние на Ближнем Востоке [2].

Это была далеко не последняя печальная страница истории Республики Индонезия первого десятилетия двадцать первого века. После 2002 года произошла целая череда террористических актов религиозно-политического толка. К примеру, теракт на рынке Палу в 2005 году (унёс жизни 8 человек, 53 человека пострадали), предположительно, был организован «Джемаа Исламия», которая имела связи с «Аль-Каидой» и провозглашает в качестве цели создание исламского государства; террористический акт в отеле «Marriott» в 2003 году (унёс жизни 12 человек, 150 человек пострадали), ответственность за его организацию взяла на себя «Аль-Каида» (Террористическая организация, запрещенная в Российской Федерации), обозначив теракт как «пощечину» Америке и её союзникам; террористический акт в Посольстве Австралии в Джакарте в 2004 году (унёс жизни 9 человек, 150 человек пострадали) был организован «Джемаа Исламия», которая провозгласила целью проведенного теракта борьбу с Австралией как со «злейшем врагом Бога и ислама»; Второй террористический акт на Бали в 2005 году ( унёс жизни 20 человек, более 100 человек пострадали).

В то же время осуществление террористических актов радикальными исламистскими организациями не было ограничено территорией Республики Индонезия. Теракты, имеющие религиозно-политическое основание, осуществлялись и на территории других стран Юго-Восточной Азии. К примеру, на Филиппинах в городе Замбоанга в 2002 году была серия терактов (унесли жизни минимум 11 человек, минимум 180 человек пострадали), осуществлёнными исламистскими радикалами из организации «Абу Сайяф», главной целью которой является учреждение исламского государства на всей территории Юго-Восточной Азии; теракт на пароме «MV SuperFerry 14» в 2004 (унёс жизни 116 человек) считается также организованным «Абу Сайяфом»; ещё одним терактом организованным «Абу Сайяфом» считаются события в День святого Валентина в 2005 ( погибли не менее 9 человек, не менее 100 человек пострадали).

Это неокончательный перечь террористических актов, произошедших в двухтысячные годы в Юго-Восточной Азии. Однако, даже рассмотрев конкретно эти теракты, можно сказать, что их организаторы вкладывали не национальный характер, а международный. Проводя теракты на территории государств Юго-Восточной Азии, радикальные исламистские организации обозначали их целью борьбу с США и её союзниками, называя их врагами веры. В данных террористических актах явно проявляется религиозное основание и направленность на мировую общественность, с целью воздействовать на неё в своих интересах.

Вторая волна террористической активности в Юго-Восточной Азии пришлась на 2016 год. Потерпев череду поражений на Ближнем Востоке и потеряв свой боевой потенциал, но не утратив силы идеологического стремления (создание Халифата), ИГИЛ (Террористическая организация, запрещенная в Российской Федерации) решило сменить фокус своей деятельности на другой регион мира, разжечь пламя войны и насилия и открыть второй фронт на Юго-Восточной Азии [3]. Некоторые радикальные исламистские организации, действующие в регионе, примкнули к «Исламскому Государству» (Террористическая организация, запрещенная в Российской Федерации) и присягнули ему на верность, например, «Абу Сайяф» примкнул к ИГИЛ (Террористическая организация, запрещенная в Российской Федерации) в 2014 году.

В 2015 году Национальная полиция Республики Индонезия получила сообщения о готовящихся в скорое время террористических актов. Череда терактов, свидетельствующих о новой волне насилия, началась 14 января 2016 года со взрывов в ресторане «Burger King» и неподалеку от офиса Организации Объединенных Наций. В результате теракт унёс жизни 4 гражданских людей, 23 человека пострадали. Ответственность за этот террористический акт взяло на себя Исламское Государство (Террористическая организация, запрещенная в Российской Федерации) [4]. Многие страны выразили соболезнования семьям пострадавших и резко осудили теракт. В течение 2016 года было совершенно ещё несколько терактов, к организации которых был причастен ИГИЛ (Террористическая организация, запрещенная в Российской Федерации), например, взрыв в церкви Самаринды, унёсший жизнь одного ребенка и ранивший 3 человек.

В 2017 году террористическая активность продолжилась, 24 мая на вокзале в городе Джакарта прогремел взрывы, в результате которых погибло трое полицейских и 11 человек пострадало. Ответственность за этот теракт взяло на себя «Исламское Государство» (Террористическая организация, запрещенная в Российской Федерации). Мотивом действий послужила борьба с полицейскими как с противниками идей халифата. В 2018 году ИГИЛ (Террористическая организация, запрещенная в Российской Федерации) было причастно к захвату тюрьмы, где содержались заключенные террористы, и ее удержанию в течение трёх дней, в результате чего погибло 6 полицейских. В Индонезии 13 мая 2018 года произошел один из самых комплексных терактов, включавший в себя 4 взрыва, 3 из которых были произведены в церквях. Ответственность за событие, в результате которого погибло 28 человек и 57 человек пострадало, несёт «Джамаат Аншарут Даула» - организация, являющаяся составной частью «Исламского Государства». В 2019 году произошёл теракт в Медане, за организацией которого также стояли исламистские радикальные организации. В начале третьего десятилетия в Индонезии террористическая активность, в основе которой лежит религия, не утихает. Одним из последних был теракт в районе Астана-Аньяр, произошедший 7 декабря 2022 года. В организации теракта, в результате которого погиб 1 полицейский и 11 человек пострадали, были замешаны «Джамаа Аншарут Даула» и «Джемаа Исламия».

Распространение влияния ИГИЛ (Террористическая организация, запрещенная в Российской Федерации) в Юго-Восточной Азии не ограничилось только Индонезией. Сравнительно более крупные масштабы деятельность «Исламского государства», вобравшего в себя местные радикальные религиозные организации, приобрела в Филиппинах. С 9 по 14 апреля состоялись настоящие боевые столкновения на филиппинском острове Бесилан между организацией «Абу Сайяф», которая к тому времени присягнула на верность ИГИЛ (Террористическая организация, запрещенная в Российской Федерации), и силами армии Филиппин. В результате боев обе стороны понесли серьезные потери. В ноябре 2016 года группа Мауте, которая тоже присягнула «Исламскому Государству», смогла на 4 дня (с 26 ноября по 30 ноября) оккупировать город Бутиг. Боевые столкновения между филиппинской армией и «Исламским Государством» (Террористическая организация, запрещенная в Российской Федерации) продолжились и весной 2017 года в Бохоле, обе стороны понесли потери. Однако самым знаковым инцидентом становится Битва при городе Марави и его осада. Начавшись 23 мая 2017 года боевые столкновения между силами армии Филиппин и «ИГИЛ» (Террористическая организация, запрещенная в Российской Федерации), включая «Абу Сайяф» и группу Мауте, продолжались на протяжении пяти месяцев. Для преодоления данного кризиса была выделена военная помощь в виде вооружения, денежных средств на покупку вооружения, разведывательных данных, проведения обучения личного состава армии и различных консультаций такими государствами, как: США, Китай, Россия и Австралия. В новейшей истории Филиппин данное сражение стало самым продолжительным боем. В результате сражений филиппинской армии удалось отбить город Марави, «Исламское Государство» (Террористическая организация, запрещенная в Российской Федерации) не сумело создать свою территориальную единицу на Филиппинах, а также были убиты лидер «Абу Сайяф», все братья Мауте и эмир «ИГИЛ» (Террористическая организация, запрещенная в Российской Федерации) в Юго-Восточной Азии. Эти события показывают нам уровень влияния и объем средств, которыми смогли завладеть радикальные организации в Юго-Восточной Азии [5].

Несмотря на то, что филиппинская армия одержала победу в боевых столкновениях в городе Марави, деятельность исламистских радикальных организаций не прекратилась. В 2018 году террористами из исламистских групп были организованы и осуществлены взрывы в городе Ламитан и на острове Исулан. В январе 2019 года в городе Холо «Исламское Государство» (Террористическая организация, запрещенная в Российской Федерации) организовало и провело теракт в Римско-католическом соборе. В результате этот террористический акт унёс жизни 20 человек, 102 человека пострадали. В последующие годы террористическая активность в Филиппинах не утихала, например, 2 декабря 2023 года в университете города Марави во время христианской мессы произошел теракт, в результате которого погибло 4 человека, а пострадало более 50. Ответственность за этот террористический акт взяло на себя «Исламское Государство» (Террористическая организация, запрещенная в Российской Федерации).

В настоящее время радикальная религиозная идеология таких террористических организаций, как «Исламское Государство» (Террористическая организация, запрещенная в Российской Федерации), имеет в Юго-Восточном регионе значительное влияние. Об этом свидетельствует постоянная террористическая угроза и проведение откровенных боевых столкновений с государственной армией, которые оказывают воздействия не только на политику внутри государств, но и на их международное взаимодействие. В 2001 году в Брунее была принята Декларация государств АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) по осуществлению совместных действий в борьбе с терроризмом. Осознав глубину террористической угрозы после печально известных событий на Бали в 2002 году, государства Юго-Восточной Азии выступили в рамках восьмого саммита АСЕАН с совместным заявлением, выражающим решительные намерения борьбы с терроризмом и призывом к международному сообществу оказать помощь в этой борьбе. В рамках контртеррористической деятельности усиливалась связь США с такими государствами, как Индонезия (учреждение специального контртеррористического подразделения полиции) и Филиппины (учреждение сил быстрого реагирования) [6]. На двенадцатом саммите стран АСЕАН в 2007 году была принята Конвенция о борьбе с терроризмом, которая была призвана обеспечить границы сотрудничества государств в сфере противодействия, предупреждения и пресечения терроризма во всех его формах и проявлениях. В ноябре 2009 года АСЕАН принял Общий план борьбы с терроризмом, главными целями которого были укрепления сотрудничества между правоохранительными и разведывательными службами государств, устранение причин терроризма и условий его распространения, защита народа и важной инфраструктуры государств АСЕАН.

События в городе Марави в 2017 году побудили страны Юго-Восточной Азии перейти от заключения Деклараций, Конвенций и планов к их исполнению, осуществлению реальных антитеррористических действий. В 2017 году Малайзия, Индонезия и Филиппины организовали совместное патрулирование морского и воздушного пространства для того, чтобы предотвратить усиление напряженности в регионе. Государства начали делиться разведывательными данными, касающихся террористических угроз, например, индонезийская программа «Наши глаза» [7].

Также представляется важным рассмотреть геноцид рохинджа – народ, исповедующий ислам и проживающий на территории Мьянмы, где около 90% населения являются буддистами. Начиная ещё с семидесятых годов прошлого столетия рохинджа постоянно преследовался и притеснялся военными Мьянмы и буддистами-националистами. Однако после событий, произошедших 9 октября 2016 года, когда на приграничные пункты в штате Ракхай были совершены нападения вооруженных лиц из группировки "Хараках аль-Якин" (повстанцы рохинджа), военные Мьянмы начали репрессии в отношении народа рохинджа. В ноябре того же года были опубликованы спутниковые снимки, фиксирующие уничтожение 1250 домов в деревнях, где проживали рохинджа. Военные Мьянмы допускали массовое насилие, убийство мужчин, женщин и детей. Народ рохинджа был вынужден бежать, спасаясь от геноцида, в Бангладеш, Индию, Таиланд, Малайзию и другие части Южной и Юго-Восточной Азии. Количество покидавших Мьянму рохинджа было настолько большим, что вызвало кризис беженцев. Многие страны стали усиливать контроль на границах (к примеру, Непал), Индии пришлось депортировать 40000 беженцев, Бангладеш рассматривал вариант переселения 232000 рохинджа на осадочный остров Бхасан Чар.

Бурную реакция мировой общественности вызвал проводимый военными Мьянмы геноцид, основанный на религиозных и этнических отличиях народа рохинджа. Преобладающее число из тех государств, чья официальная позиция выражала осуждение действий властей Мьянмы и признание их насильственными в отношении рохинджа, были странами с религиозным доминированием ислама. В число этих стран входят: Афганистан, Азербайджан, Египет, Индонезия, Иран, Ирак, Турция, Узбекистан. Многие другие государства отреагировали более сдержанно, выразив обеспокоенность ситуацией в Мьянме и пообещав направить гуманитарную помощь [8]. К таким странам, например, можно отнести: Нидерланды, Италию, Данию, Бельгию, Южную Корею, Норвегию, Швейцарию, Канаду и некоторые другие. Власти США осудили насилие в отношении народа рохинджа, отметив, что подобные действия могут привести к ненависти и хаосу, которые будут способны охватить весь регион. США также отменили планируемое военное сотрудничество с Мьянмой и выделили средства для помощи беженцам. Власти Малайзии признали происходящие события геноцидом и отметили, что в Мьянму могут перебраться террористические организации, если ситуация в стране не изменится в лучшую сторону. Израиль в связи с событиями, происходящими в Мьянме отменил поставки вооружения в это государство. Бангладеш является страной, которая приняла больше всего беженцев-рохинджа и власти которой считают действия военных Мьянмы насилием и этническими чистками. Президент Российской Федерации Путин В.В. выступил против насилия и призвал власти Мьянмы взять ситуацию под контроль. Китай же выразил поддержку своему союзнику – Мьянме.

В урегулирование ситуации в Мьянме принимают активное участие и международные организации. Европейский союз гарантировал оказание постоянной поддержки Бангладешу по вопросу беженцев. Организация исламского сотрудничества официально выразила осуждение действий властей Мьянмы. Организация Объединенных Наций официально характеризует происходящее в Мьянме как геноцид и этнические чистки.  В 2020 году Международный суд Организации Объединенных наций принял решение о том, что властям Мьянмы необходимо остановить геноцид рохинджа и собрать все свидетельства актов массового насилия. Для исполнения этого решения правительство Мьянмы в апреле 2020 года приняло две Президентские директивы.

События в Мьянме ярко демонстрируют нам, что конфликты, насильственные действия, геноцид, основанные на религиозной или этнической почве, остро воспринимаются мировым сообществом. Геноцид, устроенный военными Мьянмы и направленный против мусульманского народа рохинджа, признали и осудили многие государства, в особенности те, у которых доминирующей религией является ислам. Другие страны тоже не оставляли ситуацию в Мьянме без оценки, выражали озабоченность и выделяли средства на гуманитарную помощь. Насильственные действия правительства Мьянмы, применённые им против религиозного и этнического меньшинства, резко подорвали имидж государства на мировой арене.

В контексте религиозного аспекта представляется интересным рассмотреть оккупацию Восточного Тимора Республикой Индонезия, которая проходила в период с 1975 года по 1999 год. Операция по оккупации Восточного Тимора началась почти сразу после приобретения им независимости от Португалии. Как уже отмечалось ранее, в Восточном Тиморе преобладающей религией является христианство, а в Индонезии мусульманство. Культурное и религиозное отличие Индонезии и Восточного Тимора, желание независимости побуждало тиморцев к активному сопротивлению.

 Примечательна деятельность религиозного деятеля Восточного Тимора по имени Карлуш Фелипе Шименеш Белу. Попытки Карлуша Бела по мирному урегулированию проблемного вопроса, касающиеся его родной страны, путем проведения референдума с целью определения будущего статуса Восточного Тимора, были высоко оценены в мире. Для этого он обращается в Ватикан, к генеральному секретарю ООН и к президенту Португалии. В декабре 1996 года за активную деятельность он был награжден Нобелевской премией.

Результаты референдума за независимость Восточного Тимора были объявлены 4 сентября 1999 года; 78,5 % проголосовавших отдали свой голос за независимость. Наряду с культурным отличием, постоянными ожесточенными актами насилия со стороны индонезийских военных над населением оккупированной ими страны, не последним фактором в выборе тиморцев был религиозный. Подобное отличие государств в религиозном и культурном плане мешало их интеграции и стало одной из причин определения Восточным Тимором себя в международном пространстве как независимого, суверенного участника. Таким образом, религия может служить одним из факторов для самоопределения народов. Примером этого может также служить деятельность Исламского освободительного фронта Моро в Филиппинах в первом десятилетие двадцать первого века и деятельность Объединенной организации освобождения Патани.

Исламский освободительный фронт Моро (ИОФМ) – организация, которая долгое время вела вооруженную борьбу с государственной армией с целью создания независимого шариатского государства на юге Филиппин.  ИОФМ изменила основную цель своей деятельности в 2011 году на стремление к статусу штата в составе Филиппин, подобно американским штатам. После сорока пяти лет вооруженных столкновений организация подписала мирное соглашение в 2014 году. Это соглашение стало возможным благодаря договоренностям ИОФМ и правительства Филиппин о создании автономного округа Бангсаморо, который был учрежден в 2019 году. Посредником в проведение переговоров между ИОФМ и правительством Филиппин выступала Малайзия.

Объединенная организация освобождения Патани – это сепаратистское движение на юге Таиланда, основанное на религиозно-национальном признаке и стремящееся к созданию собственного независимого государства. Но несмотря на некоторую схожесть с событиями на Филиппинах, правительство Таиланда до сих пор не смогло урегулировать ситуации, и Объединенная организация освобождения Патани в настоящее время продолжает борьбу за независимость мусульманского юга страны.

Таким образом, религиозный фактор влияния религии на международные отношения в Юго-Восточной Азии проявляет себя в возросшей в двадцать первом веке и не спадающей активности радикальных религиозных организаций, в особенности в Индонезии и на Филиппинах. В связи с этой активной деятельностью государствам Юго-Восточной Азии просто необходимо усиливать международное сотрудничество в контртеррористической борьбе. Религия также является одним из факторов самоопределения народов в международном пространстве, что было продемонстрировано на примере Восточного Тимора и движений за независимость в Таиланде и на Филиппинах. Также было отражено, что любое насилие, основанное на религиозно-этнической неприязни, будет вызывать бурную реакцию в мировом сообществе и осуждения со стороны тех государств, где притесняемая религия является доминирующей. Соответственно, можно сделать вывод о том, что религия в Юго-Восточной Азии в настоящее время имеет значительное влияние в формировании международных отношений.

 

Список литературы:

  1. Hart M. Malaysia’s Counterterrorism Strategy: Keeping ISIS in Check. Geopolitical Monitor, 02.01.2018.
  2. Llewellyn, Aisyah (11 November 2023). "Q&A: Bali bomber on crime, punishment, and what motivated deadly attack". Al Jazeera. Retrieved 12 November 2023.
  3. Nava Nuraniyah. The Evolution of Online Violent Extremism in Indonesia and the Philippines. Global Research Network on Terrorism and Technology: Paper no. 5. London, 2019. 16 p.
  4. Casey K. Youth and Violent Extremism in Mindanao, Philippines. A mixed-methods design for testing assumptions about drivers of extremism. Center for Secure and Stable States, DAI. Bethesda, Md., 24.08.2018. 14 p.
  5. Dancel R. ISIS Militants Not Flocking in Droves to South-East Asia, Says Top US Counter-terrorism Official. The Straits Times, 22.11.2019.
  6. Faris Mokhtar. Battered in the Middle East, IS Eyes Southeast Asia as Next Terrorism Hotspot. February 4, 2019.
  7. Southeast Asia Expects Long Fight against ISIS Influence. The Straits Times, 30.10.2019
  8. Myanmar: Restrictions on international aid putting thousands at risk // Amnesty International, 4.09.17
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.