Поздравляем с 1 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 14(268)

Рубрика журнала: Филология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Безносиков Д.И. ФИЛОСОФИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 14(268). URL: https://sibac.info/journal/student/267/324467 (дата обращения: 30.04.2024).

ФИЛОСОФИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ

Безносиков Дмитрий Иванович

студент, группа НГД-НГГ-23о-М, Ухтинский государственный технический университет,

РФ, г. Ухта

SAFETY PHILOSOPHY AT HAZARDOUS PRODUCTION FACILITIES

 

Dmitry Beznosikov

student, group NGD-NGG-23o-M, Ukhta State Technical University,

Russia, Ukhta

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена философскому анализу безопасности как социального явления, ее феномена, определению философской безопасности как основа образования в области безопасности. Особое внимание в статье уделено термину «безопасность». Также найден вариант построения пирамиды достижения высокой культуры безопасности.

ABSTRACT

The article is devoted to the philosophical analysis of security as a social phenomenon, its phenomenon, the definition of philosophical security as the basis of education in the field of security. Particular attention is paid to the term “security” in the article. An option was also found to build a pyramid for achieving a high safety culture.

 

Ключевые слова: безопасность, опасное производство, философия безопасности.

Keywords: safety, hazardous production, safety philosophy.

 

Текущее нестабильное состояние нефтегазового комплекса обострило проблемы безопасности производства, увеличилось количество несчастных случаев на опасных производственных объектах, связанных прежде всего с человеческим фактором. Поэтому можно говорить о необходимости, с одной стороны, теоретико-методологического осмысления безопасности (уточнение принципов научного исследования), а с другой —определения философии культуры безопасности в контексте производства.

На сегодняшний день в философии категория «безопасность» определена прежде всего, как интегральная проблема, поэтому для решения используются данные различных наук. В целом, безопасность – широкое, универсальное и всеобщее понятие. Оно используется в различных сферах и имеет разносторонний смысл. Феномен безопасности на всех этапах развития человеческого сообщества никогда не утрачивал своей актуальной практической значимости.

В специальной литературе понятие безопасности, как правило, трактуется по-разному:

  • безопасность как отсутствие опасностей (на основе принципа дихотомии, т.е. некое целое, которое состоит из двух противоположных частей, в данном случае это целое — существование человека);
  • безопасность как определенная деятельность по обеспечению или по предупреждению каких-либо угроз, опасностей (деятельностный подход, связанный с уровнем развития общественного производства, благодаря которому и создаются те или иные защитные (предупреждающие) действия);
  • безопасность как осознанная потребность, ценность, интерес, так или иначе связанные с тем или иным целеполаганием.

В современной научной и философской литературе просматривается тенденция, которая характеризуется стремлением осмыслить различного рода угрозы и опасности, ожидающие нас в XXI столетии. Философский аспект проблемы безопасности усматривается в некоторых моментах.

1) Мировоззренческое осознание опасности социально-экологической катастрофы, когда рассматривается стратегия ноосферного мышления.

2) Чрезвычайная ситуация, сложившаяся в развитии на рубеже двух тысячелетий и придающая ей уникальный характер.

3) Общенаучный анализ катастроф посредством привлечения категориального аппарата философии и науки и использования синергетического подхода к решению проблем безопасности.

4) Необходимость восстановления социального иммунитета человечества.

5) Поиск адекватных положению вещей решений целого спектра надвигающихся катастроф.

С развитием техногенной культуры и в ситуации, которая оценивается как период глобального кризиса цивилизации, все более актуальными становятся вопросы формирования культуры безопасности.

Обеспечение безопасности на опасных производственных объектах является приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества. Данная задача может быть решена путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. Проанализировав ряд источников отечественных и зарубежных авторов, можно определить, культуру безопасности жизнедеятельности, как способность пользоваться знаниями и умениями в практической деятельности, можно утверждать, что культура безопасности включает в себя знания, мировоззрение и, как следствие, безопасный тип поведения. Ключом к внедрению позитивной культуры безопасности является вовлечение и сотрудничество работников.

На данный момент существуют различные методы достижения высокой культуры безопасности, в статье мы хотим свой вариант построения пирамиды достижения этого уровня.

Треугольник несчастных случаев, также известный как треугольник Генриха или треугольник Берда, представляет собой теорию предотвращения промышленных аварий. Он показывает взаимосвязь между серьезными авариями, незначительными авариями и близкими промахами. Эта идея предполагает, что если количество незначительных аварий сократится, то соответственно снизится и количество серьезных аварий.

Наша концепция основывается на модели человеческих потребностей, за основу построения взята иерархия пирамиды Маслоу (рис. 1). В качестве физиологического слоя, нами предлагается использование понятия – отсутствие травматизма на производстве. На следующей ступени пирамиды – потребность в безопасности, что в целом совпадает с нашей позицией – безопасность всего технологического процесса. Далее следует разместить трудовой коллектив. Следующая ступень – потребность в признании, здесь расположим уважение со стороны руководства, поощрения. На самом верху – самоактуализация. Таким образом, получилась пирамида культуры безопасности. (рис. 1)

 

Рисунок 1. Пирамида Маслоу

 

Эффективное использование пирамиды достигается за счет применения проверенных инструментов, которые для каждого производственного объекта будут свои.

Расставляя приоритеты в области безопасности и усиливая ее важность на рабочем месте, вы смещаете акцент с сокрытия и реактивных методов. И вместо этого, вы способствуете формированию культуры безопасности на основе отчетности об инцидентах и активного предупреждения несчастных случаев.

 

Список литературы:

  1. Н.Р. Букейханов, С.И. Гвоздкова, А.П. Никишечкин. Иерархия управления потребностей А. Маслоу и потребность в управлении // Российские регионы: взгляд в будущее. 2017
  2. Немчинов В.М. Проблемы стабильности и нестабильности в поликультурном обществе // Поликультурное общество: стабильность и коммуникация. М., 2003.
  3. Фетисова Ю. В. Безопасность и культурный контекст к обоснованию понятия «культурная безопасность» // Омский научный вестник – 2019 - №13 – с 88-90
  4. Воробьев Ю.Л., Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / Ю.Л. Воробьев, В.А. Пучков, Р.А. Дурнев; под общей редакцией Ю.Л. Воробьева. МЧС России. - М.: Деловой экспресс, 2006. - 316 с.
  5. Рыбалкин Н.Н. Философия безопасности. М., 2006. 293 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.