Поздравляем с 9 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 12(266)

Рубрика журнала: Экономика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Конычева И.Д., Макарчук М.М. РИСКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В РОССИИ И В МИРЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 12(266). URL: https://sibac.info/journal/student/266/323768 (дата обращения: 09.05.2024).

РИСКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В РОССИИ И В МИРЕ

Конычева Инесса Дмитриевна

студент, кафедра экономики и финансов, Московский областной филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

РФ, г. Красногорск

Макарчук Мария Марковна

студент, кафедра экономики и финансов, Московский областной филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

РФ, г. Красногорск

THE PROSPECTS AND RISKS OF RUSSIAN AND WORLD OIL AND GAS ECONOMY SECTOR

 

Inessa Konycheva

student, Department of Economics and Finance, Moscow regional branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation,

Russia, Krasnogorsk

Maria Makarchuk

student, Department of Economics and Finance, Moscow regional branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation,

Russia, Krasnogorsk

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье проведено исследование основных трендов современного мирового сообщества, которые оказывают влияние на нефтегазовую отрасль, которая является флагманом как во всем мире, так и в России. Приведенный анализ учитывает особенности климатического регулирования в мире, положение российского сектора на международной арене. На основе выявленных рисков для сектора предложены вероятные сценарии развития событий для компаний нефтегазовой отрасли и сделан вывод о необходимости формирования умеренно-консервативной стратегии развития бизнеса.

ABSTRACT

This article conducts a study of the main trends of the modern world community that influence the oil and gas industry, which is the flagship both throughout the world and in Russia. The given analysis takes into account the highlights of climate regulation in the world and the position of the Russian sector in the international arena. Based on the identified risks for the sector, probable scenarios for the development of events for companies in the oil and gas industry a proposal and a conclusion are drawn about the need to form a moderately conservative business development strategy.

 

Ключевые слова: нефтегазовая отрасль, возобновляемые источники энергии, нефтеперерабатывающие заводы, инвестиции, инфраструктура, деглобализация, электрификация, климатическое регулирование.

Keywords: oil and gas industry, renewable energy sources, oil refineries, investments, infrastructure, deglobalization, electrification, climate regulation.

 

Современная промышленность продолжает быть ключевым элементом современной экономики. Нефтяной и газовый сектора являются составными частями отечественной промышленности, которые охватывают не только энергетическое обеспечение, но и широкий спектр других сфер, а именно, финансы, торговля, экология, социальное обеспечение [1, с. 2].

Нефтегазовый сектор экономики является самым крупным в мировой экономике, что и определяет его интернациональную направленность.  Мировой рынок нефти с момента возникновения претерпел огромные изменения. Характер, иерархическая и географическая структура современного мирового рынка нефти во многом являются результатом его исторического развития [2, с.36].

Изучению данного глобального сектора ежегодно посвящается множество научных трудов, ценность которых актуализируется с течением времени, в том числе, с начала введения в отношении России санкций со стороны коллективного Запада. Так как данная отрасль является ресурсоемкой, а развитие ее инфраструктуры требует колоссальных инвестиций, то понимание среднесрочных и долгосрочных рисков и перспектив, иными словами сценариев развития экономической ситуации, необходимо для обеспечения устойчивого развития компаний отрасли. Говоря о российском секторе, стоит отметить, что нефтегазовая отрасль является одной из ведущих по объемам генерируемых средств. Более того, в России данная отрасль динамично развивается. Сравнивая данные первых трех кварталов, можно говорить, что объем нефтегазовой отрасли в России в 2023 году является максимальным. (Рис. 1)

Однако в глобальном масштабе происходят существенные изменения, которые будут рассмотрены в данной статье.

Нефтегазовая промышленность является элементом топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК), обеспечивающим добычу нефти и газа, производство нефтепродуктов, их транспортировку и реализацию.

 

Рисунок 1. Объем нефтегазовой отрасли в структуре ВВП России [3, 4]

 

В соответствии с принятой в настоящее время технологической специализацией можно выделить следующие сферы деятельности:

1) поиск и разведка месторождений;

2) строительство скважин (нефтяных, газовых, нагнетательных и др.);

3) добыча нефти, газа, конденсата;

4) переработка нефти и газа, нефте- и газохимия;

5) транспорт, хранение, сбыт нефти, газа и продуктов их переработки;

6) строительство нефтепродуктопроводов, газопроводов, газохранилищ и нефтебаз [5, с. 49].

На сегодняшний день нефтегазовая отрасль существует в следующих условиях:

- восстановление мировой экономики по завершении ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции;

- высокий уровень инфляции и растущие ставки в крупнейших экономиках мира;

- геополитическая напряженность, обусловлена продолжающимися конфликтами на Украине и на Ближнем Востоке;

- установление потолка цен на российскую нефть, увеличение страховых взносов;

- введение санкционных ограничений на поставки российской нефти и газа.

Особое внимание мировое сообщество уделяет возобновляемым источникам энергии (ВИЭ), что подтверждается увеличивающимися инвестициями и растущими мощностями, вводимыми в эксплуатацию ежегодно.

Важнейшими достижениями ускоренного роста ВИЭ может служить сумма годовых инвестиций по всему миру, которая росла в течение последовательных 4-х лет и достигшая 366 млрд долларов по состоянию на 2021 года (в 2023 году объем инвестиций в ВИЭ превысил 1 трл. долл.), а солнечная и ветровая энергетика составили рекордные 12,6% от всей потребляемой энергии в мире, в соответствии с годовым отчетом REN 21 [6]. На долю ВИЭ приходится 28,3% в производстве электроэнергии в мире, увеличившись за последнее 10 лет на 8%.

Учитывая существующие реалии, российская нефтегазовая отрасль в последние годы также трансформировалась по следующим направлениям:

- произошла широкомасштабная переориентация экспортного рынка, что обусловило рост логистических затрат;

- формирование экономической политики организаций с учетом существующей девальвации курса рубля и высокой инфляции;

- увеличение налоговых отчислений за счет повышения нагрузки на отрасль.

После событий 2022 года фокус глобальной энергетической политики сместился от проблемы изменения климата в сторону энергетической безопасности, так как обострение торговой войны Китая и США, специальной военной операции на Украине и палестино-израильского конфликта сформировало необходимость создания деглобализированной мировой экономики.

Крупные потребители энергии активизировали свои усилия по обеспечению импорта и наращиванию собственного производства энергоносителей в условиях фрагментации рынков сырья.

Процесс деглобализации для нефтегазового сектора в краткосрочной и среднесрочной перспективе представляется негативным фактором, влекущим за собой снижение объемов мировой торговли и международных инвестиций, введение ограничений на перемещение капитала, что непосредственно для энергетики обозначает замедление потребления энергии, возрастание волатильности цен и снижение глобальной кооперации процессов декарбонизации.

Так, спрос на жидкие углеводороды в 2020 году составлял -9,3 млн. барр./сут., далее последовало восстановление спроса до 5,5 млн. барр./сут. в 2021 году, 2,3 млн. барр./сут. в 2022 году и 1,9 млн. барр./сут. в 2023. Динамика демонстрирует, что плосковидное восстановление и соответствующий экономический эффект исчерпан. На фоне рецессии в ЕС, слабой положительной динамики в США и данных по Китаю ниже ожиданий, лишь сокращающаяся добыча нефти ОПЕК позволяет балансировать рынок и поддерживать цены на нефть в адекватном диапазоне.

Исходя из этого можно заключить, что действующая сделка ОПЕК+ позволит сохранить благоприятные цены на нефть в 2024-2026 годах. Этот период также будет завершающим в восстановлении после коронавирусной пандемии.

Несмотря на это, мировая нефтегазовая отрасль будет вынуждена учитывать имеющиеся риски, а именно:

- замедление роста мировой экономики;

- неопределённость в урегулировании конфликта России с Украиной, а также на Ближнем Востоке

- изменения ценового потолка на российскую нефть;

- срок действия сделки ОПЕК+.

Для российского нефтегазового сектора представляется наличие 4 вариантов установления цен на нефть, в рамках которых учитываются такие факторы, как мировой спрос, наличие и размер ценового потолка, и продолжение действия сделки ОПЕК+. Так, при отсутствии высокого спроса на российскую нефть и прекращения сделки ОПЕК+, а также снижением ценового потолка на российскую нефть в связи с введением новых санкций может существенно опустить цену.

Кроме того, необходимо учитывать риск, связанный с грядущими выборами президента США в 2024 году, что может повлиять на сделку ОПЕК+ в случае недостижения взаимопонимания между Саудовской Аравией и США.

Говоря о переработке углеводов, стоит отметить, что лидерами загрузки НПЗ (нефтеперерабатывающих заводов) являются Индия (104%), США (92%) и ЕС (85%) по состоянию на 2023 год. При этом динамика с 2020 года позволяет говорить о том, что данные страны существенно нарастили нагрузку в то время как Россия ее сократила на 1% в связи с наличием серьезных инфраструктурных рисков, а Китай сократил и вовсе на 10%, опустившись в рейтинге со 2 на 5 место.

Таким образом, общемировой тенденцией сегодня является рост высокими темпами мощностей ВИЭ в отличие от генерирующих мощностей, использующих ископаемые топлива. Это является фактором перераспределения инвестиций в пользу ВИЭ, несмотря на наличие кризиса в данной отрасли.

В зависимости от политической конъюнктуры мировая энергетика может развиваться по эволюционному, равновесному и трансформационному сценариям. Первый предполагает ограниченное сотрудничество между странами в энергетике, что обуславливает стремление к обеспечению энергетической безопасности отдельно взятого государства или блока. Равновесный сценарий предполагает среднее сотрудничество между странами в энергетике, которое позволит достичь баланса между энергетической безопасностью, доступностью энергии и экологической устойчивостью. Последний вариант предполагает высокое сотрудничество между странами в энергетике, которое позволит обеспечить экологическую устойчивость.

Таким образом, современная политика климатического регулирования отличается неопределенностью в среднесрочной и долгосрочной перспективе, так как соответствие реальных действий заявленным целям крупнейшими экономиками мира в существующей ситуации остается открытым вопросом.

Однако любой из вариантов развития событий, как, например, сохранение на имеющемся уровне потребления продуктов нефтегазовой отрасли или же, наоборот, сокращение в связи с ужесточением климатических мер потребует от мирового сектора и отечественного, в частности, инвестиций в проекты по развитию инфраструктуры.

Динамика увеличения переработки продуктов нефтегазовой отрасли в азиатских странах создает угрозу конкурентоспособности не только европейскому, но и российской. Аналогично необходимо учитывать тренд по наращиванию мощностей ВИЭ особенно в ресурсодефицитных регионах, что напрямую влияет на объемы и стабильность потребления углеводородов.

Однако драйвером роста может выступить ускоренная электрификация личного и общественного транспорта во всем мире, который является вторым по величине элементом потребления электроэнергии.

Принимая во внимание названные выше риски, в целях сохранения конкурентоспособности компаний нефтегазовой отрасли в России каждая компания должна оценить вероятность наступления одного из трех сценариев по направлениям своей деятельности, разработать план действий в каждом из сценариев, подготовить свой портфель таким образом, чтобы умеренно-консервативно осуществлять экономическую деятельность в любом из вариантов развития событий, оптимизировать портфель с учетом риска и доходности имеющегося капитала.

 

Список литературы:

  1. Дурдыев Т., Дурдыев С., Атадов Г., Нурназаров Б. Роль нефтегазового сектора в экономике // Всемирный ученый. 2024. №16. 5 с.
  2. Федосеева Г.А. Международный нефтяной бизнес и международные экономические отношения. - М.: Финансовая акад. при Правительстве Рос. Федерации, 1999. – 352 с.
  3. ВВП кварталы // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/VVP_kvartal_s_1995.xlsx (дата обращения: 20.02.2024).
  4. Нефтегазовый сектор // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/NG_sektor_2023.xlsx (дата обращения: 20.02.2024).
  5. Гулькова С.Г., Никитина А.В., Соломенник С.Ф. Экономика нефтегазового производства. - 1 изд. - Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2015. - 136 с.
  6. Renewables 2022 Global Status Report // Ren21 URL: https://www.ren21.net/wp-content/uploads/2019/05/GSR2022_Full_Report.pdf (дата обращения 21.02.2024)
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.