Поздравляем с 1 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 8(262)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Слесарчук О.В. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОБЪЕМА ПРАВ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПО ДОГОВОРУ ЦЕССИИ ЦЕССИОНАРИЮ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 8(262). URL: https://sibac.info/journal/student/262/320710 (дата обращения: 01.05.2024).

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОБЪЕМА ПРАВ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПО ДОГОВОРУ ЦЕССИИ ЦЕССИОНАРИЮ

Слесарчук Олеся Владимировна

магистрант, кафедра частного права, Алтайский филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы,

РФ, г. Барнаул

Бондаренко Светлана Александровна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц., доц. кафедры частного права, Алтайский филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы,

РФ, г. Барнаул

При заключении договора уступки права требования возникает вопрос о правах цессионария, которые передает ему цедент. Особый интерес представляют вопросы, связанные с правами нового кредитора и заменой кредитора при сохранении содержания обязательства.

По сложившимся правилам, современный гражданский оборот рассматривает объект обязательства, как строгий субъектный состав: должник и кредитор. Перемена сторон не влечет за собой прекращения или изменения существа обязательства, поскольку новому участнику переходят все права и обязанности прежнего. В результате замены кредитора в обязательстве происходит правопреемство.

В сущности, обязательственного правоотношения рассматривается содержание такого рода: реальное поведение участников и их взаимодействие - это есть субъективные права и обязанности сторон с заранее установленными границами правомерного поведения отдельно взятого субъекта для конкретной ситуации. Следовательно, перемену лиц в обязательстве, а именно замене цедента – цессионарием, можно определить, как замену субъекта взаимодействия, являющегося частью конкретного отношения, и установление границ для нового правообладателя.

В части 1 статьи 384 Гражданского кодекса РФ ясно указано, что «если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в объеме и на тех условиях, которые существовали на момент перехода права. К новому кредитору переходят и права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие, связанные с требованием права, включая право на проценты». [1] Исходя из этой нормы права следует, что договор, по которому, согласно его существу, возможна передача объекта гражданского права другому лицу, может являться основанием для уступки. Стоит отметить, что стороны свободны в праве заключения договора, а права и обязанности цедента и цессионария будут определяться содержанием договора, его видом, а также нормами Гражданского кодекса РФ. Как отметил Сарбаш С.В.: «Стороны свободны в заключении договора. Поэтому основанием уступки может быть любой договор, по которому согласно его существу возможна передача объекта гражданского права». [9, с. 233]

Действия по передаче прав требования по договору цессии возможны начиная с момента образования задолженности и до факта ее погашения. Передача прав также может произойти до начала взыскания долга, в процессе судебного разбирательства или в процессе исполнения судебного решения.

При переходе права требования от одного лица к другому, объем и условия погашения задолженности определяются в договоре, который был заключен между сторонами и по которому образовался долг, либо если долг передается частично в договоре уступки. Договор уступки прав дает цессионарию (новому кредитору) имущественные права, среди которых существует основное право - требовать от должника исполнения обязательств по договору, который был уступлен цедентом (первоначальным кредитором). Среди прав цессионария существует право потребовать должника уплатить долг, существующий в данный момент   перед первоначальным кредитором (цедентом) и который цедент уступил цессионарию. Если по договору требование является неденежным, то должник обычно обязуется передать цессионарию какую-то вещь, выполнить работы или оказать услуг.

Требование цессионария может быть исполнено должником в должном объеме. Под этим может пониматься, что обязательство исполняется по договору цессии, в котором цессионарий и цедент договорились об объеме и условиях исполнения обязательств. В случае отсутствия таких условий, требование исполняется в объеме и на условиях, которые существовали к моменту перехода требования к цессионарию.

Во время процесса передачи прав кредитора другому лицу, важно соблюдать права нового, а также права предыдущих кредиторов. Относительно прав цессионария в постановлении пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. № 54 «О некоторых вопросах применения положений главы 24 ГК РФ о перемене лиц в обязательстве на основании сделки» была сформулирована конкретная правовая позиция. [2] (далее – Постановление 54)

Согласно этому Постановлению 54, уступка требования подразумевает передачу прав, принадлежащих первоначальному кредитору (цеденту), новому кредитору (цессионарию) по договору. Договор об уступке требования регулируется положениями гражданского законодательства, применяемыми к соответствующему виду сделки. При уступке требования по договору купли-продажи продавец (цедент) должен передать требование, свободное от прав третьих лиц. В случае неисполнения этой обязанности, покупатель (цессионарий), который не знал и не должен был знать о правах третьих лиц, имеет право требовать уменьшения цены или расторжения договора.

Если требование, которое уступается, подлежит государственной регистрации, то договор уступки также должен быть зарегистрирован должным образом. Отсутствие регистрации не влечет за собой негативных последствий для должника, при условии того, что он был письменно уведомлен о уступке требования и предоставил исполнение требования цессионарию.

Существует такой вариант уступки права требования, что у цессионария будет меньше прав, чем было у первоначального кредитора – в случае уступки части права требования. Однако, цедент не вправе передать больше прав, чем имеет сам. Тем не менее, объем прав цессионария все же может увеличиться в связи с его особым правовым статусом и положением.

Закон позволяет уступать как уже существующее, так и будущее требование. При уступке будущего требования, которое возникает с момента его появления, цессионарий получает право на это требование в момент заключения договора уступки. Цедент может понести ответственность за неисполнение договорных обязательств, если уступка будущего требования не состоялась из-за отсутствия самого права. Аналогичное правило применяется и в случае отсутствия возможности перехода требования из-за его прекращения или принадлежности другому лицу.

Необходимо также упомянуть о том, что уступка требования может быть допустимой с отсутствием согласия должника на переход к другому кредитору. Должник имеет право исполнить обязательство перед первоначальным кредитором, если уступка права требования по неденежному обязательству без согласия должника делает его исполнение более обременительным. В ином случае, когда переход требования не является обременительным для должника, но требует дополнительных затрат, эти расходы должны быть возмещены цедентом и цессионарием солидарно.

Смена кредитора не влияет на право на защиту интересов в определенном судебном органе, выбранном первоначальными сторонами. Арбитражная оговорка, заключенная между первоначальным кредитором и должником, сохраняет свою силу при заключении договора цессии, и обязательные досудебные процедуры считаются соблюденными, если претензия была направлена должнику первоначальным кредитором до уведомления о переходе права, а новый кредитор подал исковое заявление.

Важно указать, что механизм правопреемства в материально-правовых отношениях также приводит к процессуальному правопреемству. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.11.2018 г. № 43-П, «как общее правило, определяющее возможность процессуального правопреемства, основанного на материально-правовом правопреемстве, федеральный законодатель установил изменение состава сторон спорного правоотношения - выход одной из сторон. При этом в данном Постановлении содержится открытый перечень оснований для процессуального правопреемства, приведенный в качестве примера применения общего правила, сформулированного достаточно широко, что подтверждается и судебными актами, представленными в Конституционный Суд РФ». [3]

Стоит отметить, что при процессуальном правопреемстве нет необходимости повторно заявлять об истечении срока исковой давности или его восстановлении, согласно пункту 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности». [4]

В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» рассмотрены вопросы перехода права на возмещение судебных издержек. [5]

Правопреемники по процессуальным вопросам имеют право требовать пересмотра судебных постановлений на основе новых или ранее неизвестных обстоятельств, в соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 31 «О применении норм гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений». [6]

В исполнительном производстве вопрос правоприемства, относящийся к выбывшей стороне, рассматривается судом, а вопрос правопреемства решается судом (статья 44 ГПК РФ, статья 44 КАС РФ, статья 48 АПК РФ, пункт 1 части 2 статьи 52 Закона об исполнительном производстве), что подтверждено пунктом 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства». [7]

Поручитель, исполнивший основное обязательство во время судебного процесса, имеет право вступить в дело в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями, если кредитор-истец не согласен на свою замену в деле, согласно пункту 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 г. № 45 «О некоторых вопросах разрешения споров о поручительстве». [8]

Таким образом, при заключении договора уступки прав требования у нового кредитора (цессионария) возникают не только материальные права, возникшие из первоначального договора и договора уступки, а также процессуальные права. Процессуальное права цессионария возникают в момент подписания договора уступки и могут быть ограничены в процессе судебного разбирательства договором цессии и совершенными действиями цедента, а так де зависят от вида судебного спора и стадии истребования долга или судебного разбирательства.

Все эти факторы следует учитывать при заключении договора уступки прав требования, а также формирования исковых требований.

 

Список литературы:

  1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/8827d995cee4871343af7d09165d9e5f7b015fcb/
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54 «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки» // [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=BjBwQ&base=LAW&n=286129&dst=100067&field=134#mu1PI5UlKRxkkMU1
  3. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.11.2018 N 43-П// [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?BASENODE=1-1&req=doc&cacheid=2E6452CACB2B8F26974E2959461F5B26&mode=multipwref&rnd=uKEV7w&base=LAW&n=311377#7cMuC5U74xwMTxcK
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» // [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186662/
  5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» // [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194054/
  6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 31 «О применении норм гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений» // [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139109/
  7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» // [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189010/
  8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 г. № 45 «О некоторых вопросах разрешения споров о поручительстве» // [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372286/
  9. Сарбаш С.В. «Элементарная догматика обязательств»: Учебное пособие / Исслед. центр частн. права им. С.С. Алексеева при Президенте РФ, Рос. школа частн. права. – М.: Статут, 2016. – 336 с. С.233
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.