Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 8(262)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Даумов А.А. ВЛИЯНИЕ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 8(262). URL: https://sibac.info/journal/student/262/320696 (дата обращения: 30.05.2024).

ВЛИЯНИЕ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Даумов Артем Амангалеевич

магистрант, кафедра «Педагогика и психология», Тольяттинский государственный университет,

РФ, г. Тольятти

THE IMPACT OF STRESSFUL SITUATIONS ON HUMAN HEALTH

 

Artyom Daumov

master's student, Department of Pedagogy and Psychology, Tolyatti State University,

Russia, Tolyatti

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрено влияние стресса на состояние здоровья человека, приведена краткая характеристика психосоматических расстройств. Описано влияние психоэмоционального напряжения на течение и последствия гастроэнтерологических, сердечно-сосудистых заболеваний, а также бронхиальной астмы, сахарного диабета, ревматоидного артрита.

ABSTRACT

The article describes the effect of stress on human health, provides a brief description of psychosomatic disorders. The influence of psychoemotional stress on the course and consequences of gastroenterological, cardiovascular diseases, as well as bronchial asthma, diabetes mellitus, rheumatoid arthritis is described.

 

Ключевые слова: здоровье, стресс, психосоматические расстройства.

Keywords: health, stress, psychosomatic disorders.

 

Здоровье – это индивидуальная и общественная ценность. В наше время актуально не только физическое, но и психическое, эмоциональное и социальное благополучие людей, что очевидно, как при анализе причин ухудшения здоровья, так и организации медицинской помощи, решении проблем по реализации диагностических, лечебных и профилактических мероприятий.

В современных условиях глобальной политической и социальной нестабильности, экологического неблагополучия, кризисных явлениях в экономике возрастает опасность экстремальных воздействий на организм человека, который оказывается в условиях острых или хронических психически травмирующих событий, когда психическая сфера становится особенно уязвимой.

Исследования последних лет выявили значительное повышение уровня психосоциального стресса, увеличение распространенности психологической дезадаптации, пограничных психических расстройств, уровня тревожности, враждебности, депрессивных расстройств. По данным экспертов ВОЗ, распространенность аффективных расстройств с элементами соматизации в 1990-е годы в странах Европы и США составляла 5-10 % по сравнению с 0,4-0,8% в начале 1960-х годов [1].

Психосоматические расстройства – это группа состояний, возникающих из-за взаимодействия психических и соматических факторов, проявляющихся соматизацией психических нарушений, психическими расстройствами, отражающими реакцию на соматическое заболевание, или развитие соматической патологии под влиянием психогенных факторов [4].

Первой от перенапряжения страдает нервная система, наступает нервное истощение организма, затем ‒ сердечно-сосудистая, иммунная системы, возникают соматические заболевания. Так, при всем разнообразии патогенеза заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), прослеживается его связь с психологическими факторами. Перенапряжение психоэмоционального фона чаще всего обусловлено пережитым в прошлом острым стрессом и наличием хронической стрессовой ситуации.

S.P. Li и др. изучено влияние психоэмоционального перенапряжения (стресс и депрессия) на развитие, течение и последствия гастроэнтерологических заболеваний – функциональной диспепсии, синдрома раздраженного кишечника, рефлюкс-эзофагита, язвенной болезни, рака желудка и толстой кишки (n=23698). Установлено, что психологический статус больных определяется социально-экономическими условиями жизни (семейные отношения, безработица, смена профессии, плохое питание). Выявленная связь психотравмы с возникновением заболеваний ЖКТ достаточно высока (60 %), а обострение связано с психотравмой в 20 %. Сопоставление клинико-лабораторных и психосоциальных показателей выявило наличие прямой связи тяжести течения заболеваний, глубины органических нарушений со стрессовым анамнезом. Обострение заболеваний в 62% случаев было связано с нарушением режима питания и его неполноценностью, что является отражением тяжелого социально-экономического фона. Наслоением данного фактора на хроническое нервное перенапряжение объясняется тенденция связывания режима питания с эмоциональным фактором (59-75 %) [9].

Считается доказанной важная роль психического фактора в возникновении сахарного диабета (СД). Установлено, что длительные стрессовые ситуации приводят к манифестации СД вследствие перехода из латентной формы в развернутую, что подтверждает связь между психоэмоциональным состоянием человека и особенностями углеводного обмена. Психотравма, формируя очаг застойного возбуждения в нервных образованиях гипоталамуса, обуславливает гипоксию бета-клеток поджелудочной железы, приводит к нарушению образования инсулина и развитию СД. Проведение исследований пациентов с СД, F. Adili и др. обнаружили у 20% пациентов отчетливую зависимость во времени между перенесенными острыми психотравмами и развитием признаков СД. Интервал времени при этом между психотравмой и началом заболевания не превышал 1,5 месяца. Среди больных диабетом у 33% были выявлены межличностные взаимоотношения с окружением, сопровождавшиеся длительным эмоциональным напряжением [6].

Одно из самых распространенных психосоматических заболеваний – бронхиальная астма. На роль психогенных факторов в ее формировании и рецидивировании обращалось внимание во многих фундаментальных трудах, посвященных этиологии психосоматозов. Как классический пример психосоматических заболеваний рассматривается также ревматоидный артрит, психологические и социальные аспекты которого имеют достаточную историю изучения, при этом в большинстве исследований речь идет о выделении их основных механизмов, действующих как в процессе возникновения заболевания, так и при его прогрессировании. Многими авторами описана роль психологического стресса в развитии злокачественных новообразований. Доказано участие в канцерогенезе и дискоординации контроля деления клеток не только традиционных химических и физических онкогенов, но и факторов стресса [1, 4].

Рассматривая основные факторы кардиоваскулярного риска, врачи часто не обращают внимание на стрессорные факторы и неблагоприятные адаптационные реакции, которые и провоцируют болезни сердечно-сосудистого континуума. В то же время, негативные тенденции заболеваемости населения и рост смертности от ССЗ нельзя объяснить только с позиций влияния традиционных факторов риска (ФР) [3].

Сердечно-сосудистая система как эффектор большинства адаптационных реакций организма чаще других систем реагирует на повреждающее воздействие стресса, который, с учетом индивидуальной реактивности симпатической нервной системы, обуславливает ишемию миокарда, способствует аритмогенезу, активирует функцию тромбоцитов и увеличивает вязкость крови [229]. В работе Z. S. Wu обобщаются данные о психосоциальных факторах риска ССЗ, к которым автор относит пять наиболее значимых ‒ депрессию, тревогу, личностные факторы и черты характера, социальную изоляцию и хронический стресс [10].

Современные исследователи обращают внимание на роль психосоциальных (неконвенционных) факторов в возникновении артериальной гипертензии (АГ) и ишемической болезни сердца (ИБС). Доказано, что заболеваемость АГ увеличивается при приближении к урбанизированным центрам, население которых вовлечено в ритм современной жизни с его психоэмоциональными и физическими перегрузками, что подчеркивает значение социального стресса в патогенезе заболевания [4].

Клинически значимую тревожную симптоматику Р. Г. Оганов и соавт. наблюдали у 33 и 38 %, депрессивную ‒ у 30 и 38% больных АГ и ИБС, соответственно. Наличие у пациентов при начальном обследовании клинически выраженной депрессии в 1,59 раза увеличивало комбинированный риск несмертельных и смертельных последствий, в 1,64 раза ‒ риск смерти от ССЗ и в 1,82 раза ‒ риск смерти от всех причин. Выявлено, что для соматических больных является типичным сочетание тревожной и депрессивной симптоматики (одновременное наличие отдельных симптомов тревоги и депрессии) [5].

Учитывая отчетливое негативное влияние тревожно-депрессивной симптоматики на прогнозирование, авторы рекомендуют проведение скринингового обследования больных ССЗ, особенно перенесших инфаркт миокарда и мозговой инсульт, для выявления депрессивной и тревожнодепрессивной симптоматики и ее последующей адекватной коррекции.

По данным А. А. Евсюкова и соавт., в условиях амбулаторного наблюдения у больных ИБС с высоким сердечно-сосудистым риском выявлено, что при ИБС с депрессией наблюдается высокая частота сочетаемости ФР сердечно-сосудистых осложнений и ассоциированных клинических состояний, связанная с высокой значимостью психосоциальных факторов, обусловленных психосоциальным стрессом, отсутствием социальной поддержки, инвалидностью, низким доходом, значительным снижением социально-психологической адаптации и показателей качества жизни, в совокупности неблагоприятно влияющих на течение и прогноз заболевания [2].

Выявлена зависимость между стадиями гипертонической болезни (ГБ) и психотравмирующим событием. Невротические расстройства, связанные со стрессом, предшествовали развитию начальной стадии ГБ, тогда как при ГБ II-III стадии психосоциальный стресс и связанные с ним аффективные или невротические расстройства способствовали прогрессированию ГБ и усилению риска кардиоваскулярных осложнений [2].

Стресс является существенным фактором этиопатогенеза цереброваскулярной патологии и может провоцировать развитие острого нарушения мозгового кровообращения. Стрессовая реакция организма при неоднократном воздействии стрессовых факторов из «защитной» превращается в мощный патогенетический фактор. Кардиопсихиатрия, изучающая психические расстройства, имеющие общие с ССЗ патогенетические механизмы, многие из которых «заимствованы» у стресса, является сравнительно новым и перспективным направлением в медицине.

В зависимости от типа поведенческих реакций, что, по мнению некоторых исследователей, имеет большее значение, чем общеизвестные факторы риска (курение, АГ, ожирение, гиперхолестеринемия, СД), возможно развитие определенных нарушений ритма сердца, в том числе злокачественных аритмий высокой градации, способных привести к внезапной смерти. Подчеркивая, что эмоциональная травма и психологический стресс могут служить триггерами серьезных кардиальных событий, V. Hachinski и P. Sörös, указывают, что среди пациентов с имплантированными кардиовертерами-дефибрилляторами частота развития желудочковых аритмий была в 2-3 раза выше в течение 30 суток после атаки на Всемирный торговый центр (Нью-Йорк, США, 2001). Таким образом, специалисты доказывают значимость психосоциальных факторов в развитии ССЗ и их прогнозе относительно нарушений состояния здоровья и, в отличие от биологических факторов риска, считают их предикторами ССЗ [8].

С возрастом меняется эмоциональная жизнь большинства людей: общий фон настроения характеризуется появлением состояний тревоги, подавленности и печали с пессимистической цепью размышлений. У некоторых усиливаются такие черты, как мрачность, раздражительность, тревожная недоверчивость, уязвимость; становятся более эмоциональными реакции на реальные неприятности. Кроме того, синдром тревоги и депрессия негативно влияют на течение и прогноз всех видов соматической патологии, особенно сосудистого характера.

По данным C. Hörnsten, средний процент пожилых пациентов, перенесших инсульт, с депрессией составлял 12,8±0,4% и увеличивался с 11,0±0,6% среди 65-летних до 18,1±1,2% среди 80-летних пациентов. Чаще всего это были одинокие люди, финансово ограниченные, имевшие жизненный кризис в предыдущем году [7].

Таким образом, имеющиеся проблемы здоровья населения имеют многоаспектный комплексный характер. Сохранение здоровья, которое с позиций современной науки воспринимается как триединство физического, психического и социального статусов, – одна из центральных проблем современности. Речь идет о состоянии, когда основные показатели жизнедеятельности организма при взаимодействии с окружающей средой не выходят, во-первых, за пределы физиологической нормы (физическое здоровье), во-вторых, за пределы адекватного интеллектуального, эмоционального и сознательного взаимодействия с окружающей средой (психическое здоровье) и, в-третьих, за пределы адекватного поведения личности в окружающей среде (социальное здоровье).

 

Список литературы:

  1. Александер Ф. Психосоматическая медицина: принципы и применение / Ф. Александер. – М. : Канон+, 2020. – 351 с.
  2. Евсюков А.А., Петрова М.М., Гарганеева Н.П. Депрессивные расстройства в кардиологии // Кардиосоматика. – 2014. – № 5. – С. 40-42.
  3. Королева Е.Г. Психосоматические заболевания и сердечно-сосудистая патология // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. – 2022. – № 4. – С. 12-17.
  4. Маринчева Л.П., Злоказова М.В. Психосоматика. – Киров : Кировский государственный медицинский университет, 2021. – 100 с.
  5. Оганов Р.Г., Погосова Г.В., Колтунов И.Е. Депрессивная симптоматика ухудшает прогноз сердечнососудистых заболеваний и снижает продолжительность жизни больных артериальной гипертонией и ишемической болезнью сердца // Кардиология. – 2011. – № 51. – С. 59-66.
  6. Adili F., Larijani B. Diabetic patients: Psychological aspects // Ann NY Acad Sci. – 2016. – Vol. 15. – P. 329-349.
  7. Hörnsten C, Lövheim H, Nordström P, Gustafson Y. The prevalence of stroke and depression and factors associated with depression in elderly people with and without stroke // BMC Geriatr. – 2016. – Vol. 7. – P. 174.
  8. Sörös P, Hachinski V. Cardiovascular and neurological causes of sudden death after ischaemic stroke // Lancet Neurol. – 2012. – Vol. 11. – P. 179-188.
  9. Lee S.P., Sung I.K., Kim J.H. The effect of emotional stress and depression on the prevalence of digestive diseases // J Neurogastroenterol Motil. – 2015. – Vol. 30. – P. 273-282.
  10. Wu Z. S. Epidemiological studies on the relationship between psychosocial factors and cardiovascular disease // Zhongguo Yi Xue Ke Xue Yuan Xue Bao. – 2021. – Vol. 12. – P. 73-82.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.