Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 6(26)
Рубрика журнала: Технические науки
Секция: Архитектура, Строительство
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЦЕНТРОВ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ НА ТЕРРИТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Развитие культуры и искусства невозможно без духовного развития граждан. При этом необходимо сохранять уже давно и прочно сложившуюся в России единственную в своем роде систему подготовки музыкантов, художников, артистов, деятелей кино, литераторов.
Утраты культурных ценностей, если это действительно ценности, нельзя восполнить. Любые потери подлинных ценностей в области культуры и искусства неизбежно отразятся на жизни нынешнего и будущего поколений, приведут к духовному истощению, пробелам в исторической памяти.
В Санкт-Петербурге культурная среда создает все условия для получения уникального духовного, интеллектуального и жизненного опыта. Этому способствуют архитектура, огромное количество объектов культуры: музеев (в том числе под открытым небом), театров, литературных кафе, выставочных залов и т. п.
Повышение уровня жизни приводит к развитию сферы культуры и искусства и привнесению разнообразия в услуги, предоставляемые населению. Чем более развита личность, тем выше ее потребность в творческом самовыражении. Для удовлетворения таких потребностей требуется увеличение ассортимента культурных услуг, создание новых объектов, где можно приобщиться к культуре и искусству.
Современное общество из-за проникновения Интернета во все сферы жизни испытывает острую нехватку живого общения. В первую очередь это касается представителей молодого поколения. Поэтому объекты досуга в нынешних реалиях рассматриваются как качественно новый этап в развитии социально-культурной деятельности населения.
Молодежный центр – одна из форм работы с молодежью. Сегодня это объект нового типа. Это учреждение, где огромное внимание уделяется культурному просвещению, развитию и отдыху, это площадка для поддержки молодежных инициатив.
В современной России количество подобных объектов незначительно. Их проектирование – пока эксперимент. Практически отсутствует отечественный опыт проектирования и строительства таких сооружений, которые отвечали бы как требованиям безопасности, так и социальному запросу молодежи. Таким образом, необходимо изучение структуры и форм таких объектов, исходя из мировой практики проектирования и строительства подобных сооружений.
Рассмотрим примеры европейских и азиатских стран.
Прообразы современного молодежного центра просматриваются в архаических временах (античная и новая история Европы); они представляли собой общественные образования коллективной досуговой деятельности, где также можно было общаться по интересам. Наглядный образец таких объектов – клубы, дома творчества, которые в процессе реформирования превратились в центры досуга и культурные комплексы. Зарубежные страны уже во второй половине XX века воспринимают молодежный досуг как вид человеческой жизнедеятельности, как особенность целостного образа жизни.
Во Франции после Второй мировой войны в каждом городе, селении начали строить Дома молодежи. Их яркой особенностью являлось соблюдение соразмерности. Главная цель таких объектов – свободный воспитательный процесс для развития и определения интересов молодежи в отсутствии гигантомании форм сооружения. Основной задачей этих досуговых учреждений было объединить людей разного происхождения и разного рода занятий (ремесел). Программа молодежных учреждений включала в себя интеллектуальную, художественную, физическую деятельность, проведение спектаклей и творческих встреч, культурное развлечение. Новый молодежный центр Франции со своим внутренним пространством, где можно свободно уединиться для душевного общения, как нельзя лучше отражает характер молодого поколения европейцев. В здании расположились детский сад и офисы, молодежная гостиница евроформата. Уникальное оформление фасада вызывает интерес горожан, привлекает внимание и делает сооружение полновесным центром общественной жизни.
В Японии молодежный центр расположен за городской чертой. Он решает проблему культурно-развлекательного отдыха.
Для сравнения можно рассмотреть культурный центр в Сарагосе – городе на северо-востоке Испании. Центр представляет собой не здание, а целое городское пространство для проведения всевозможных общественных мероприятий, проходящих в городе. Задачей архитекторов при строительстве этого центра было создать здание, напоминающее город, с множеством разнообразных общественных площадок и площадок с городскими видами.
В Китае архитекторы постарались гармонично вписать культурный центр в существующую городскую среду. Он стал одной из достопримечательностей, а окружающая местность заметно изменилась к лучшему.
Молодежный центр в латвийском городе Резенкне построен в полной гармонии с природой. Для детей и подростков здесь открыто порядка сотни секций и кружков. Здание практичное, но также и внешне очень привлекательное и необычное, состоящее из причудливых геометрических форм. Проект удачно вписался как в городскую инфраструктуру, так и в окружающий ландшафт. В этом центре есть даже свое телевидение и радио.
В Южной Корее Центр современного искусства сочетает в себе стиль нового времени и древние элементы города Кенджу – бывшей столицы Королевства Шилла, существовавшего в древние времена. В нижней части этого объекта расположено выставочное пространство, наверху проходит обучение. Четкое зонирование пространства здания не нарушает работу центра и позволяет легко вести управление. Вполне логично, что это сооружение считается уникальным и стало одной из самых ярких достопримечательностей города.
Во всем мире большое внимание уделяется вопросам проектирования и строительства молодежных центров и комплексов, так как молодежь – наше будущее, которое нуждается в позитивном общении и гармоничном развитии.
Учитывая разнообразие таких учреждений, можно классифицировать их:
- по темпераменту отдыха (пассивный, активный);
- по частоте проведения (ежедневный, праздничный, выходного дня);
- по продолжительности (кратковременный, долговременный);
- по наклонности (творческий, рекреационный, культурный, спортивный).
В каких направлениях может быть построен современный молодежный центр с точки зрения архитектуры?
В качестве ориентиров для осуществления процесса развития сферы культуры и искусства используются такие понятия, как востребованность, доступность, эффективность.
Сооружение центра как социально значимого объекта должно быть уникальным. Здесь следует обратить пристальное внимание на архитектурно-художественный аспект. Образ сооружения должен нести художественную нагрузку, которая может быть символичной и обладать высокой выразительностью.
Необходимо выстроить единую композицию, чтобы различные элементы функций были автономны и в то же время композиционно объединены.
Важной задачей архитектора является продумать функции центра, чтобы у молодежи было желание туда приходить. Поэтому на этапе проектирования большую роль играют опросы населения, социологические исследования.
Анализируя уже проведенные исследования в различных регионах страны, становится понятно, что существует запрос не только на ставшие традиционными кружки и формы проведения досуга, такие как танцы, концерты. Молодежь хочет современных IT- технологий, досуговых площадок, разработанных по последним достижениям мировой науки и культуры.
Важно также, чтобы такие объекты стали доступны повсеместно. Молодежные центры должны быть доступны для посещения, невзирая на удаленность населенных пунктов, должны отвечать потребностям населения, быть действительно мультифункциональными, совмещать в себе несколько функций, чтобы в одном и том же месте можно было проводить самые разные культурные мероприятия, а кино, концерты и спектакли – демонстрировать с применением новейших спецэффектов и оборудования.
Также в центре должны быть различные обучающие кружки, клубы по интересам. Хорошо, если здание спроектировано так, что пространство легко трансформируется для различных видов обучения и отдыха.
Безусловно, что при проектировании и строительстве следует предусматривать возможность свободного передвижения и удобства для маломобильных групп населения, а также размещение вспомогательного персонала для этого. Молодежные центры должны также создаваться с использованием новейших архитектурных форм и зонирования пространства.
Чтобы искусство и культура успешно процветали и совершенствовались, следует создавать на территории Санкт-Петербурга новые и новые места, где молодые люди могут реализовывать все свои позитивные цели и задачи, развиваться, отдыхать, формировать личностные качества. Ведь современное общество нуждается в творческом потенциале молодежи.
Список литературы:
- Алтанов В.С. Принципы проектирования зданий культурных центров с гибкой объемно-планировочной структурой: Дис. канд. арх. – М., 1987.
- Еханина Е.Г. Принципы модернизации функционально-пространственной структуры клубных зданий: Дис. канд. арх. – М., 1990.
- Иконников А.В. Формирование городской среды. – М.: Знание, 1973.
- Кравченко А.М. Принципы функциональной и пространственной организации центров досуга: Дис. канд. арх. – М., 1991.
- Лучанкин А.И., Сняцкий А.А. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. – Екатеринбург: УрО РАН, 1996.
- Теркунова Т.В. Особенности формирования новых типов культурно-просветительских учреждений – центров для досуга подростков: Дис. канд. арх. – М., 1982.
- Усманов М.С. Функционально-планировочная организация учреждений досуга молодежи в крупнейших городах: Дис. канд. арх. – Ташкент, 1985.
- Щеглов А.В. Архитектура домов творчества молодежи (Формирование художественного образа): Дис. канд. арх. / Моск. арх. ин-т. – М., 1992.
Оставить комментарий