Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 4(258)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ, ЛИЦА, ВЕДУЩЕГО ДОЗНАНИЕ, ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЁННЫМИ ЛИЦАМИ С ПСИХИЧЕСКИМИ АНОМАЛИЯМИ, С ИНЫМИ УЧАСТНИКАМИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются возможности следователя, лица, ведущего дознание, при расследовании уголовных дел с участием подозреваемых и обвиняемых, страдающих психическими аномалиями, по взаимодействию с участниками уголовного судопроизводства (специалиста, эксперта). Затрагиваются принципы взаимодействия с психологом, психиатром, сексологом и судебно-психиатрическим экспертом.
ABSTRACT
The article discusses the possibilities for an investigator, the person conducting the inquiry, in investigating criminal cases involving suspects and accused individuals suffering from mental abnormalities, regarding their interaction with participants in criminal proceedings (specialists, experts). The principles of interaction with a psychologist, psychiatrist, sexologist, and forensic psychiatrist are addressed.
Ключевые слова: психические аномалии, экспертиза, специалист, расследование уголовных дел.
Keywords: mental abnormalities, expertise, specialist, investigation of criminal cases.
При расследовании дел, совершённых лицами с психическими аномалиями, необходимо помнить о данном законодателем праве следователю, закреплённом в ст. 168 УПК РФ, привлечь к участию в следственном действии специалиста. В качестве специалиста с учётом специфичности дел, совершённых лицами с психическими аномалиями, могут выступать психиатры, психологи, сексологи и иные участники, обладающие специальными знаниями для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию (ст. 58 УПК РФ).
В целях установления психического состояния подозреваемого (обвиняемого), подлежащего допросу, следует проводить освидетельствование данного лица врачом-психиатром в порядке, предусмотренном ст. 179 УПК РФ [1]. При этом подвергать освидетельствованию необходимо тех подозреваемых (обвиняемых), в отношении которых на момент допроса имеется информация о наличии психического недостатка, а также тех лиц, внешность и поведение которых позволяют следователю сделать вывод о возможности наличия психического отклонения [2]. Предлагается, что освидетельствование поможет разъяснить положения по следующим вопросам: существуют ли основания для проведения судебно-психиатрической экспертизы, и если да, то какие вопросы целесообразно поставить эксперту; способен ли подозреваемый (обвиняемый) самостоятельно участвовать в проведении допроса; способен ли он самостоятельно участвовать в проведении следственных действий [6].
Однако вопросы с позиции методологии судебно-психиатрической экспертизы о способности лица участвовать в следственных действий и в проведении следственных действий относится к предмету экспертизы и в рамках осмотра специалиста их решение не предполагает. Поэтому данный аспект тактического действия остаётся дискутабельным и требует решения не только со стороны юридической науки, но и с точки зрения судебной психиатрии.
От выводов специалиста может зависеть и дальнейшая тактика действий следователя при производстве допроса указанного участника уголовно-процессуальных отношений [2]. При этом привлекать возможно не только психиатра, но и клинического психолога, врача – сексолога и пр., в зависимости от специфики уголовного производства. Участие специалистов в подготовке и проведении следственных действий во многом облегчит их производство. Взаимодействие с данными участниками уголовного процесса может протекать в форме получения у них справок и консультаций либо путём непосредственного их участия в следственных действиях.
Выявлять высокую вероятность возникновения конфликтной ситуации и упреждать её развитие предлагается путём консультаций следователя со специалистами – психологами, психиатрами, предметом которых явилась бы предварительная (предшествующая производству следственных действий с участием данного лица) диагностика психолого-криминалистического портрета подозреваемого, обвиняемого. Данная консультация должна предшествовать допросу этого лица, а при необходимости – совершению и других следственных действий с его участием.
По мнению И.Г. Гнетнева, приемлемой процессуальной формой фиксации консультации специалиста является заключение специалиста, оформленное в соответствии с ч. 3 ст. 80 УПК РФ [3].
Постоянное взаимодействие со специалистами общей и судебной психиатрии, клинической психологии или сексологии может осуществляться в виде: исполнения запросов следственных органов медицинскими учреждениями; личных контактов следователя и специалиста; привлечения специалиста к подготовке и участию в допросе и других следственных действиях; назначения судебных экспертиз (психиатрической, психолого-, сексолого-психиатрической и др.) в отношении участников процесса [4].
В процессе взаимодействия (или в виде неформального общения, или в виде обмена мнениями и информацией) следователь имеет возможность выбрать тактику допроса, проведения обыска, осмотра места происшествия, что коррелирует с особенностями психики лица, нозологической принадлежности его заболевания. Данные обстоятельства также помогут избежать допущения ошибок, определить способ реакции на те или иные возможные негативные поступки допрашиваемого во время производства следственных действий.
От выводов специалистов может зависеть дальнейшая тактика действий. Рядом авторов предлагается использование данных функций в случаях, когда: возникают обоснованные подозрения в самооговоре лица с психическими аномалиями либо в оговоре им других лиц; лицо с психическими аномалиями неоднократно и без видимых на то причин меняет показания, отказывается от их дачи, сообщает вымышленные, абсурдные или противоречивые сведения; предстоит проводить действия с лицом, страдающим тяжёлыми психическими расстройствами (шизофренией, эпилепсией на стадии тяжёлых психических расстройств, обострение биполярной аффективной симптоматики) [2-4]. При этом консультациям специалистов следует придавать большее значение, т.к. отказ от них или несвоевременное проведение может затянуть сроки расследования преступления [2].
В процессе общения со специалистом можно получить консультации как по общим вопросам из области общей или судебной психиатрии, сведения о соответствующей специальной литературе, которую необходимо будет изучить, также более узким: например, избрать линию поведения и действенные тактические приёмы в зависимости от вида и степени тяжести психического расстройства конкретного лица, в том числе с каких вопросов целесообразнее будет начать допрос, как реагировать на те или иные возможные негативные поступки допрашиваемого и т.п.
Специалист может высказать умозаключения о методах выявления личности правонарушителя и о круге лиц, на которых необходимо обратить внимание, дать характеристику особенностям поведения, а также дать прогноз дальнейших совершаемых действий или поведения лица при проведении следственных действий. Помощь психиатра также может оказаться незаменимой в процессе разоблачения самооговора, диагностики симуляции и при подготовке материалов для проведения судебно-психиатрической экспертизы [5].
Практическая помощь специалистов, а также непосредственное их участие в некоторых следственных действиях (например, при допросе) позволит правильно и своевременно применить тот или иной тактический приём с целью установления контакта, при разрешении конфликтных ситуаций и пр.
При привлечении специалиста необходимо помнить, что данное лицо обладает следующими правами, которые регламентированы ст. 58 УПК РФ. Например, специалист может отказаться от участия в производстве по уголовному делу, если он не обладает соответствующими специальными знаниями. Специалиста также наделён правом задавать вопросы участникам следственного действия с разрешения дознавателя, следователя и суда, знакомиться с протоколом следственного действия, в котором он участвовал, и делать заявления и замечания, которые подлежат занесению в протокол. При этом специалист не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд, а также разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве специалиста, если он был об этом заранее предупреждён в порядке (ст. 161 УПК РФ). При этом за разглашение данных предварительного расследования специалист несёт ответственность в соответствии со ст. 310 УК РФ.
И.Г. Гнетнев полагает, что особенности психики анализируемых лиц обусловливают целесообразность участия специалиста и в непосредственном производстве допроса, поскольку специалист способен оценить понятность сущности выдвигаемого подозрения, предъявленного обвинения; самостоятельность дачи показаний. Специалисты способны оказать следователю помощь в установлении психологического контакта, в формулировании понятных подозреваемому или обвиняемому вопросов [3].
На этапе подготовки к допросу привлечённые в качестве специалистов психиатр или психолог могут объяснит в какой обстановке проводить данные мероприятие, какие факторы могут вызвать отрицательную реакцию допрашиваемого, страдающего психическими расстройствами. Специалисты могут проинформировать следователя о возможных негативных эмоциях допрашиваемого и о том, как строить дальнейший допрос в таких случаях. О.П. Виноградова также отмечает, что специалисты помогут выбрать тактику проведения других следственных действий, подобрать материалы, необходимые для проведения допроса, определить порядок и последовательность их предъявления, а также последовательность задаваемых вопросов и их формулировку [2].
Несмотря на существование различных способов привлечения специалистов при рассмотрении дел, совершённых лицами с психическими аномалиями, в настоящее время остаются нерешённые законодателем проблемы, затрудняющие порой проведение подобного рода тактики. Данные трудности связаны с тем, что, например, в функции медицинского психолога в психиатрических и психоневрологических учреждениях нечётко определены, их профессиональные знания и возможности используются недостаточно. Также не оговорены функциональные обязанности указанных специалистов при привлечении их к участию в следственных действиях. Поэтому зачастую чёткого алгоритма в настоящее время не существует, за исключением тех случаев, которые уже оговорены в действующем законодательстве.
Анализ юридической литературы показывает, что обращение к специалистам является основополагающей тактикой при расследовании преступлений с участием лиц с психическими расстройствами. Помощь специалиста может потребоваться не только при подготовке допроса, проведении иных следственных действий, но и для подготовки материалов для назначения и проведения судебно-психиатрической экспертизы.
Список литературы:
- Букаев Н.М. Криминалистика: методика расследования преступлений: Курс лекций. - Владивосток: Издательство дальневосточного университета, 2000. - 95 с.
- Виноградова О.П. Особенности тактики отдельных следственных действий с участием подозреваемых (обвиняемых), страдающих нарушением психики // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2016. - №1. - С. 5-10.
- Гнетнев И.Г. Совершенствование методики расследования преступлений против жизни и здоровья, совершённых лицами, страдающими психическими расстройствами, не исключающими вменяемости: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.12. - Ростов-на-Дону, 2013. - 29 с.
- Ищенко Е.П. Криминалистика. Учебник для бакалавров. - М.: Проспект, 2020. - 560 с.
- Барсуков С.С., Стукалов С.Ю. Особенности расследования, преступлений, совершённых лицами с психическими аномалиями // Юристъ-Правоведъ: научно-теоретический и информационно-методический журнал. - 2023. - №2 (105). - С. 52-58.
- Дейнеко Т.В. Особенности тактики допроса подозреваемого (обвиняемого), страдающего нарушениями психики // Актуальные проблемы российского права. - Москва: МГЮА, 2011. - С. 315-321.
Оставить комментарий