Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 3(257)
Рубрика журнала: Культурология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ВО ВРЕМЕНА ФРАНКИЗМА
THE PILGRIMAGE TRADITION DURING THE FRANCO REGIME
Anna Zarianova
student, faculty of foreign languages and area studies, Moscow State University,
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается история восстановления паломничества по Пути Святого Иакова в XX веке, во времена правления Франциско Франко. Религиозные традиции использовались для развития идей национал-католицизма, для воодушевления и сплочения испанского народа. Шаги, предпринятые для развития паломничества были направлены на развитие инфраструктуры Пути и восстановление культурных объектов.
ABSTRACT
The article examines the history of the restoration of the pilgrimage along Camino de Santiago in the XX century, during Francisco Franco's regime. Religious traditions were used to develop the ideas of national Catholicism, to inspire and unite the Spanish people. The steps taken to develop the pilgrimage were aimed at developing the infrastructure of the Camino and restoring cultural sites.
Ключевые слова: паломничество, Путь Святого Иакова, франкизм, национал-католицизм, туризм.
Keywords: pilgrimage, Camino de Santiago, Francoism, national Catholicism, tourism.
В данной статье мы рассмотрим причины интереса Ф. Франко к древней паломнической традиции Пути Святого Иакова (Camino de Santiago, Камино) и действия, предпринятые им по возрождению традиций Пути.
Одной из составных частей идеологии франкизма был национал-католицизм. Предполагалось, что единство испанской нации неразрывно связано с ее конфессиональной католической общностью. Католическая религия объявлялась сущностью «испанской души». Как отмечают исследователи, в годы франкизма католицизм был не избранной верой, а скорее единственным приемлемым образом жизни [4, с. 128].
Ф. Франко предпринял шаги, направленные на восстановление разрушенных национальных католических традиций. В разгар гражданской войны, 21 июля 1937 года, Франко восстановил символическое подношение апостольскому престолу в день Святого Иакова (25 июля), а затем связал с именем Святого Иакова победу над республиканцами в битве при Брунете. Благодаря идеологической политике Ф. Франко образ Святого Иакова стал во главе нового «крестового похода» против «врагов Испании» [1].
Каудильо использовал образ Сантьяго Матамороса (святого Иакова, в истории — борца с врагами Испании маврами) для поддержки испанской идентичности, неразрывно связанной с католицизмом [3, с. 238].
Политика национального католицизма, развития национальных религиозных традиций не могла обойти стороной паломничество по Пути Святого Иакова.
Паломническая традиция берет свое начало в IX веке, когда по преданию, у подножья горы Либредон были найдены останки апостола Иакова. Обретение мощей Святого Иакова произошло в сложный для Испании период борьбы с арабскими завоевателями. Открытие было воспринято как знак свыше и обещание помощи небес. На месте обнаружения этих святых мощей король Альфонсо II Целомудренный приказал построить базилику. Затем здесь появился город Сантьяго-де-Компостела, который стал оплотом христиан на северо-западе Пиренейского полуострова, барьером на пути арабского наступления. Легенды повествуют о многочисленных случаях чудесной помощи образа Святого Иакова в сражениях с арабскими завоевателями. Вскоре святой Иаков стал небесным покровителем Испании. С XII века Сантьяго-де-Компостела уже считался главным паломническим центром всех западных христиан (после Иерусалима и Рима). Сеть паломнических маршрутов, ведущих в Сантьяго-де-Компостела из разных городов Европы, пользовалась необычайной популярностью.
Число средневековых паломников, приходящих в Сантьяго-де-Компостела, увеличивалось до XIV века. Последующие события — эпидемии чумы в Европе в XIV-XVI веках, религиозные войны между католиками и протестантами — привели к тому, что паломничество постепенно сошло на нет.
В конце XVI века при приближении войск Фрэнсиса Дрейка монахи спрятали реликвии апостола и его учеников, но со временем место хранения было забыто. В конце XIX века останки апостола были вновь обнаружены, их подлинность была подтверждена, и в 1884 году папа Лев XIII призвал католиков всего мира возобновить паломничество «по обычаю наших предков» [2].
Однако возобновление интереса к паломничеству началось в 30-40-х годах XX века, во многом благодаря активному участию Ф. Франко. Регулирование паломничества было возложено на Церковь. Кофрадии (или религиозные братства) содержали приюты (альберге) для паломников. Церковь поощряла молодежные паломничества в «святые» годы (годы, в которые день святого Иакова (25 июля) приходится на воскресенье). Эти паломничества были «ориентированы на развитие веры» [3, с. 241]. 1938 год был объявлен «внеочередным» «святым годом» в знак союза между Святым Иаковом и франкистами; сам Франсиско Франко пришел в Сантьяго-де-Компостела как паломник. В 1943 состоялось открытие железной дороги в Ла-Коруньи, что придало дополнительный импульс паломничеству.
Очередной «святой» 1948 год был очень значимым для Камино, поскольку в этот год Ф. Франко возглавил национальное приношение Апостолу 25 июля; этот акт заключался в открытии Святой Двери (расположенной в задней части собора Сантьяго-де-Компостела) и исполнении гимна Святому Иакову. Под руководством недавно основанного Молодежного католического действия 28 августа 1948 года около 68 000 молодых людей из Испании собрались в Сантьяго-де-Компостела. К ним присоединились около 40 000 португальских католиков [6]. В этом году также был отремонтирован хостел католических королей, расположенный в Леоне.
В 1950-е годы началось развитие туризма в северной Испании. В эти годы были предприняты новые действия по развитию Пути уже как туристической достопримечательности. В 1951 году был создан и опубликован информационный бюллетень, рассказывающий о Пути, на испанский язык был переведен Каликстинский Кодекс. В 1954 «святом» году кардинал Кирога-и-Паласиос направил письмо, в котором приглашал паломников прибыть в Сантьяго, это стало еще одним способом популяризации Пути. В этот год в Сантьяго-де-Компостела прибыло несколько групп паломников, в основном это были сторонники Ф. Франко [5].
В 1960-е годы на въезде в города на Французском пути (самый популярный маршрут Камино) появились первые дорожные указатели с надписями «Camino de Santiago», были изданы первые туристические брошюры с описанием маршрута, открылись первые парадоры — гостиницы в исторических зданиях. В 1962 году Французский путь был объявлен «историко-художественным ансамблем», был образован Попечительский совет Дороги [5]. В О-Себрейро, деревне Элиас-Валинья, были отреставрированы церковь и приют для паломников, а на горе Монте-ду-Гозо, которая находится рядом с Сантьяго де Компостела был восстановлена часовня Сан-Марко. В 1965 году, в «святой» год, было проведено множество акций и мероприятий, таких как открытие хостела Сан-Маркос в Леоне или создание Бурго-де-лас-Насьонес в городе Сантьяго-де- Компостела.
В этом же году министр информации и туризма, галисиец Мануэль Фрага Ирибарне, начал первую международную кампанию по продвижению туризма в Сантьяго-де-Компостела. Начались многочисленные работы по благоустройству Пути, реставрации объектов культуры, а также организации мест приема паломников.
Тогда же были сделаны первые действия по регистрации и учету паломников: была введена карточка паломника (Tarjeta del Peregrino), появилась практика постановки печатей в этом документе. Пилигрим, прошедший пешком последние триста километров, мог на три ночи остановиться в парадоре Сантьяго-де-Компостела — в память о том, что изначально это был странноприимный госпиталь для паломников.
Правительство начало рассматривать паломническую традицию как основу для развития туризма и экономики северных регионов Испании. Это была прекрасная возможность положить конец изоляции Испании и автаркии режима.
Тем не менее, в период франкизма инфраструктура Пути и информационная составляющая оставались слабыми, фактическое число паломников было небольшим [5].
В заключение следует отметить, что во времена правления Франко на Пути произошло немало событий. Были сделаны важные шаги по возрождению традиции Пути Святого Иакова и стимулированию интереса к паломничеству. Если в 30-40-е годы паломническая традиция рассматривались как способ сплочения нации через принудительную католическую идентификацию, то в 50-60-е годы Камино-де-Сантьяго стал основой для создания особого типа туризма, совмещающего в себе религиозные, духовные и познавательные составляющие.
В дальнейшие годы благодаря действиям испанского правительства, органов регионального управления и общественных организаций интерес к Камино многократно возрос.
Список литературы:
- Коваль, Т.В. Национал-католицизм: основные идеи и практические результаты // Латиноамериканский исторический альманах. – 2022. – №35. – С.236-254
- Пожидаева А.В. «И положили, где следовало»: традиция почитания реликвий на христианском Западе [Электронный ресурс] // Искусство. – 2015. – № 1 (596) URL: https://iskusstvo-info.ru/i-polozhili-gde-sledovalo-traditsiya-pochitaniya-relikvij-na-hristianskom-zapade/
- Frey, Nancy Louise. Pilgrim Stories. Berkley:U of California P,1998.
- Hooper, John. The New Spaniards. London:Penguin Books, 1995.
- Kissling, E. M. The Camino de Santiago in Twentieth Century Spain. UR Scholarship Repository. URL: https://scholarship.richmond.edu/lalis-faculty-publications/41/
- Pack, S. D. (2010). Revival of the Pilgrimage to Santiago de Compostela: The Politics of Religious, National, and European Patrimony, 1879–1988. The Journal of Modern History, 82(2), 335–367. https://doi.org/10.1086/651613
Оставить комментарий