Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 2(256)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8

Библиографическое описание:
Лесовская В.В. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА В ЭПОХУ «ОТТЕПЕЛИ» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 2(256). URL: https://sibac.info/journal/student/256/316239 (дата обращения: 23.07.2024).

СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА В ЭПОХУ «ОТТЕПЕЛИ»

Лесовская Валерия Вадимовна

студент I курса, Колледж Таганрогского института управления и экономики,

РФ, г. Таганрог

Штанько Марина Александровна

научный руководитель,

канд. филос. наук, доц., доц. кафедры Гуманитарных дисциплин, Таганрогский институт управления и экономики,

РФ, г. Таганрог

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные тенденции и характеристики советской культуры в период «оттепели».

 

Ключевые слова: хрущевская оттепель, искусство, культура, кинематограф, литература.

 

Конец 1950-х – начало 1960-х годов в Советском Союзе стал периодом истории, получившим название "хрущёвская оттепель". Период руководства Никиты Сергеевича Хрущева, который длился с 1953 по 1964 годы, характеризуется стремительными преобразованиями в различных сферах общества.

В политической сфере хрущевская оттепель проявилась в открытой критике культа личности Сталина и его политического наследия. Председателем Совета Министров стал Г.М. Маленков, считавшийся преемником умершего диктатора. Пост его первого заместителя занял Л. П. Берия, ставший во главе министерства внутренних дел. Министром иностранных дел был назначен В. М. Молотов, К. Е. Ворошилов избран Председателем Верховного Совета СССР. Лишь Н. С. Хрущев не получил высших государственных постов. Но, оставаясь секретарем ЦК КПСС, он фактически контролировал весь партийный аппарат, что позволило в дальнейшем активно влиять на принятие важных решений и устранить конкурентов [1]. Позднее, добившись положения лидера в руководстве страны, Хрущев решился на проведение десталинизации. Также Хрущёв в 1956 году выступил на XX съезде КПСС со знаменитым "отчетом о культе личности и его последствиях». В экономической сфере хрущевская оттепель сопровождалась проведением реформ и модернизацией.

Оттепель во многом затронула литературу и искусство в СССР. Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 1930–1940-х годах, а теперь заново вошли в литературу уже знакомые нам С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Поэзия вошла в моду – стихи читали в концертных залах, на стадионах; на площадях собирался народ на слушании молодых писателей, поэтов, философов. В это время появляется плеяда талантливых авторов, поколения «поэтов-шестидесятников», чье творчество было проникнуто духом творческих исканий, стремлением действительного изображения жизни во всей ее полноте. Основными представителями поэзии шестидесятых были:

  • Б. А. Ахмадулина («По улице моей который год…»);
  • А. А. Вознесенский («Миллион алых роз», «Песня на “бис”», «Начни с начала», «Плачет девочка в автомате»);
  • Р. И. Рождественский («Мгновения», «Ноктюрн», «Позвони мне, позвони…», «Эхо любви», «Любовь настала», «Притяжение земли»).

В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. В центре – обыкновенный человек в условиях фронта. Верно отмечал А. Т. Твардовский, что авторы, являвшиеся при этом фронтовиками, «видели пот и кровь войны на своей гимнастерке», «выше лейтенантов не поднимались и дальше командира полка не ходили». Они писали о войне без идеологических стереотипов, без псевдоромантики, говорили самую на то настоящую, кровавую правду; изображали через призму психологизма собственные пережитые страдания.

В своё время меня безумно тронул роман Константина Симонова «Живые и мёртвые», основанный на авторских документальных материалах (Симонов прошел всю Великую Отечественную войну фронтовым корреспондентом). Отступление Красной Армии от западных границ, тысячи мирных жителей, бежавшие от фашистов, тяжелые бои и огромные потери – правда о войне стала главной сюжетной линией. Несомненная заслуга Симонова заключается в том, что он не приукрашивает военные события, а представляет читателям исключительно жесткую, но настоящую окопную правду – беспристрастно описывая героизм и трусость, любовь и подлость, дружбу и предательство. Роман получил сильный общественный резонанс, тем самым, стал знаковым произведением эпохи хрущевской оттепели.

В 60-е начинает закладываться только фундамент отечественной научной фантастики как полноценного литературного жанра, но только к 80-ым он становится полноценным. В этот же период советская фантастика начинает уходить от твёрдых рамок научности, несмотря на давление цензуры. Многие произведения выдающихся фантастов позднесоветского периода относятся к социальной фантастике, славящиеся знакомыми нам направлениями утопии и антиутопии. Яркими примерами такой литературы являются «Мы» Евгения Замятина – роман, написанный автором в 1920 году, в СССР не печатался до 1988 года как «идеологически враждебное» и «клеветническое» произведение [2]. Появляются книги братьев Стругацких, Кира Булычёва, Ивана Ефремова, в которых поднимаются социальные и этические вопросы, содержащие воззрения авторов на человечество и государство в симбиозе с космической тематикой. Нередко фантастические произведения содержали и скрытую сатиру. Эта же тенденция находит своё отражение и в кинофантастике, в частности, в работах Андрея Тарковского «Солярис» и «Сталкер». Параллельно с этим в позднем СССР снималось много приключенческой фантастики для детей, в которой часто содержался прогноз научно-технических достижений будущего. «Оттепель» подарила возможность советской фантастике как жанру «повзрослеть».

Оттепельное кино было живой реакцией культуры на череду важнейших исторических переломов. Полет человека в космос, запуск первого искусственного спутника «Спутник-1», успехи в различных областях – современникам верилось, что Советский Союз неминуемо движется в сторону большого мира, и это вдохновляло экспериментировать, созидать и мечтать. Оттепель пришла на смену эпохе «малокартинья» [3], когда в год снимали от силы 10 картин, и каждая проходила одобрение главного цензора; молодые творцы не снимали их вовсе.

Одна из особенностей оттепельного кино – авторы не выступали под знаменами конкретных художественных течений и не выпускали манифестов. В данный период киноотрасль словно очнулась и стала активно развиваться в различных жанрах – от комедии и сказок, до детективов и драм. Чухрай, Данелия, Шпаликов, Шукшин и многие другие режиссеры создали новое лицо отечественного киноискусства. Героями фильмов становились молодые люди – их ровесники, глядящие на мир через призму романтики, честности и свободы («Весна на Заречной улице» (1956) М. Хуциева, «Я шагаю по Москве» (1964) Г. Данелии). Язык кино этой поры так ясно и говорил зрителям о том, что если дружить – то до последнего, если заводить детей – то по любви, а если мечтать – то о невероятном. Атмосфера превалировала над сюжетом, образы героев наивные и лиричные, но такие подлинные и ясные. Человек становился самоцельным объектом изучения, а идеологические и цензурированные речи сменились живыми интонациями.

Условные ровесники века сняли в «оттепель» свои лучшие произведения. Иван Пырьев взялся за экранизацию Достоевского «Идиота», о которой мечтал десятилетиями; космический и научный прорыв Советского Союза вывел не только на авансцену, но и на киноэкраны новых романтических героев – ученых, инженеров, физиков, как например, сделал Михаил Ромм в картине «Девять дней одного года». Рабочий коллектив отныне не масса безликих людей, а собрание индивидуальных личностей, объединенных духом товарищества.

Кино «оттепели» открыто осуждало тоталитарный режим Сталина в таких работах как «Чистое небо» (1961) реж. Г. Чухрай, «Тишина» (1964) реж. В. Басов, и прежнюю систему ценностей – «Урок жизни» (1955) реж. Ю. Райзман, «Дело Румянцева» (1956) реж. И. Хейфиц. Режиссеры сняли главные картины о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов – «Баллада о солдате» (1959) реж. Г. Чухрай, «Судьба человека» (1959) реж. С. Бондарчук.

Несмотря на все положительные изменения, «хрущевская оттепель» также имела свои ограничения и противоречия. В начале 60-х годов авторитет Хрущева упал. Его устранения желали многие как в высших эшелонах власти, так и среди простых людей. Отставка становилась неминуемой.

Таким образом, «хрущевская оттепель» оказала огромное влияние на последующие годы советской истории, имела долгосрочные последствия для политической, экономической и культурной обстановки в стране. Эпоха «оттепели» по сей день считается одним из ключевых периодов в истории Советского Союза.

 

Список литературы:

  1. Зверев. В. В. История России с иллюстрациями. Краткий курс: учебное пособие. Тема: «Славное десятилетие» Н. С. Хрущева – Москва: РГ-Пресс, 2023. – 544 с.
  2. Скалон Н. Р. Будущее стало настоящим : роман Е. Замятина "Мы" в лит.-философ. контексте : учеб. пособие / Н. Р. Скалон. - Тюмень: Экспресс, 2004. - 114 с.
  3. https://statehistory.ru/3428/Grazhdanskaya-voyna-v-sovetskom-kinematografe--Period-malokartinya--1943-1953-gg/
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.