Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(255)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10

Библиографическое описание:
Кондакова В.И. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ С УЧАЩИМИСЯ ДШИ: РАБОТА В КЛАССЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ВИОЛОНЧЕЛЬ» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 1(255). URL: https://sibac.info/journal/student/255/315304 (дата обращения: 20.08.2024).

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ С УЧАЩИМИСЯ ДШИ: РАБОТА В КЛАССЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ВИОЛОНЧЕЛЬ»

Кондакова Вера Игоревна

магистрант, кафедра современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков, Российский государственный социальный университет,

РФ, г. Москва

Круглова Марина Геннадьевна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц., факультет искусств, Российский государственный социальный университет,

РФ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные этапы работы над музыкальным произведением. Проделаны попытки обобщить известные методы в работе над сочинением, распределив их в логическом порядке.

 

Ключевые слова: музыкальное произведение, ознакомительный этап, практическая работа над сочинением, завершающая работа.

 

Работа над музыкальным произведением представляет собой многоэтапный процесс. Интерпретация музыкального сочинения требует от исполнителя собственного индивидуального понимания и переживания музыки. Убедительность исполнения музыкантом любого композиторского сочинения является его целью. Рассматривая принципы работы над пьесой или произведением крупной формы в классе по специальности «Виолончель» важно обратить внимание на психологические и возрастные особенности учащихся, так как работа в классе с детьми разных возрастов предполагает привлечение различных форм работы.

Изучив методику обучения музыкантов-педагогов таких как К.Ю. Давыдов, Л.Н. Мардеровский, Р.Е. Сапожников, в области виолончельного исполнительства, можно выделить общие принципы работы над музыкальным сочинением в классе виолончели.

Работа над музыкальным произведением включает в себя три этапа:

  1. Ознакомительный;
  2. Углубленная работа над произведением;
  3. Завершающая работа над цельностью исполнения.

Вкратце остановимся на каждом пункте.

Ознакомительный этап представляет собой общее представление о музыкальном сочинении. Идет знакомство с образом и характером произведения. Для того, чтобы учащемуся было проще понять образ, педагог может сыграть несколько раз это произведение на виолончели, так ученик почувствует его целостность. После показа педагога нужно приступить к его общему разбору. Полезно сперва пропеть мелодию с фортепиано, потом прохлопать ритм, выявить эмоциональную окраску произведения, убедиться в правильности исполнения нот и длительностей, ознакомить немного учащегося с эпохой написания произведения и композитором.

После первого этапа следует практическая работа над музыкальным материалом. На данном шаге происходит подробный анализ сочинения, который занимает большую часть уроков. Главная его цель – углубленное постижение содержания материала, работа над штрихами, аппликатурой, запоминанием текста наизусть, точностью интонации, динамическими нюансами, темпом, которые подчинены музыкальному образу. В произведение важно добиться выразительности исполнения.

Особенное значение в достижении выразительности отведена работе над фразировкой. Для того, чтобы ребенку проще было понять исполнение каждой фразы нужно: определить начало и окончание фраз в произведении, пропеть их без инструмента несколько раз путём сольфеджирования, подобрать ассоциативные образы или эпитеты к исполняемому материалу, определить кульминационные зоны.

Одной из важных особенностей музыкального исполнения на струнном смычковом инструменте является правильное исполнение штрихов, так как штрихи являются одним из средством выразительности и передачи характера музыки. Для точности и убедительности исполнения штрихов полезно подбирать этюды на определенный вид техники, который встречается в произведении. Это поможет ребенку справится с техническими трудностями. «Для выразительности фразировки основное значение имеет распределение смычка. Упражнения на комбинированные штрихи позволяют добиться ловкости в управлении скоростью и весом смычка» [2, с. 64].

Третий этап — это завершающая работа. Она нацелена на формирование целостного музыкального образа и его воплощение в исполнении. Особое место здесь занимает работа с концертмейстером. Совместное исполнение обогащает музыкальное представление учащихся, помогает лучше понять и усвоить содержание произведения, укрепляет и совершенствует интонацию и ритмическую организацию учащихся, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания. На завершающем этапе следует работа над: выдержкой и исполнительской волей учащегося, так как ребенок должен с самого начала и до конца исполнения быть сконцентрирован, помнить и держать в голове художественные задачи, которые были перед ним поставлены; нарабатывается физическая выносливость, ведь игра на виолончели требует от музыканта крепких пальцев и рук; идет работа над формированием окончательного темпа музыкального сочинения.

Также необходимо исполнить произведение перед родителями, друзьями, одноклассниками, так как предварительное обыгрывание на публике дает возможность исполнителю выявить слабые, недоученные места, что позволит ему не допускать их при следующем проигрывании.

 

Список литературы:

  1. Бодина Е. А. История музыкальной педагогики. От Платона до Кабалевского: учебник практикум для вузов. – М.: Юрайт, 2017. – 234 с.
  2. Долгачева С. А.  Искусство игры на инструменте : учебно-методическое пособие. – Белгород: БГИИК, 2020. – 144 с.
  3. Долгачева С. А. Секреты исполнения музыкального произведения : учебно-методическое пособие. – Белгород: БГИИК, 2020. – 128 с.
  4. Сапожников Р. Е. Обучение начинающего виолончелиста – М.: Музыка, 2018. – 120 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.