Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(255)
Рубрика журнала: Экономика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ
FINANCIAL POLICY IN THE CONTEXT OF SANCTIONS
Kazanbek Saidahmedov
master's student, Faculty of the Higher School of Public Audit, Lomonosov Moscow State University,
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
Для российской экономики 2022 год получился крайне насыщенным. Блокировка активов за рубежом, разрыв клиринговых цепочек, введение блокирующих санкций, уход крупных иностранных компаний и многие другие события стали важными вызовами как для экономики страны в целом, так и для финансового сектора России, в частности.
ABSTRACT
The year 2022 turned out to be extremely eventful for the Russian economy. The blocking of assets abroad, the rupture of clearing chains, the introduction of blocking sanctions, the departure of large foreign companies and many other events have become important challenges for both the country's economy as a whole and for the Russian financial sector in particular.
Ключевые слова: санкции, макропруденциальные меры, финансовая политика.
Keywords: sanctions, macroprudential measures, financial policy.
В конце февраля 2022 года на фоне новых жестких санкций против российской экономики и финансовых рынков Министерство финансов и Банк России ввели ряд мер по установлению контроля за движением капитала. Если санкции, введенные в отношении российской финансовой системы, не будут сняты, Министерству финансов и Банку России, скорее всего, придется еще больше вмешиваться в работу рынка и вводить радикальные ограничения на покупку иностранной валюты компаниями и гражданами.
Новые меры по установлению контроля за движением капитала распространяются как на нерезидентов (запрет на выплату дивидендов и купонов, невозможность выхода из российских активов), так и на резидентов (ограничения на вывоз валюты, на зачисление средств на их зарубежные счета и покупку валюты с 30%-ной комиссией на бирже). Ключевым решением стало установление обязательства для экспортеров продавать 80% валютной выручки на валютном рынке. [1]
"Спецоперация" [2] на Украине и беспрецедентные западные санкции, включая замораживание значительной части международных резервов, серьезно ограничили возможности российских регулирующих органов влиять на обменные курсы. Исследования показывают, что развивающиеся страны за последние 20 лет достаточно эффективно использовали свои резервы для преодоления кризисов, увеличивая расходы в нужное время и выравнивая колебания национальных валют. Сейчас Россия частично утратила этот инструмент, что привело к необходимости столь жестких мер. Еще в 2015 году, на фоне довольно сложной экономической ситуации, Банку России казалось, что возвращение к контролю за движением капитала не является актуальной темой.
Может ли контроль за движением капитала быть эффективным решением? Некоторые экономисты считают, что это довольно простой способ для развивающихся стран ограничить приток и отток инвестиционных средств. "Горячий капитал", который поступает на рынок по высоким ставкам и так же быстро уходит, когда ставки снижаются, может нанести значительный ущерб экономике малых стран. Свободное движение капитала позволяет увеличивать инвестиции во время роста, но в плохие времена это резко замедляет деловую активность и снижает стоимость финансовых активов.
Эту проблему можно решить, не прибегая к контролю за движением капитала, например, с помощью макропруденциальных мер. В последние несколько лет Центральный банк использовал аналогичные инструменты, в частности, ограничивал открытые валютные позиции банков, стимулировал дедолларизацию расчетов и привлечение внешнего капитала. Это помогло снизить зависимость российского рынка от иностранного финансирования и оказало положительное влияние на способность государства и компаний обслуживать долги. [3] Но разразившийся кризис сделал такие меры недостаточными.
Если санкции, введенные в отношении российской финансовой системы, не будут сняты, мы вполне можем стать свидетелями перехода российских регулирующих органов к долгосрочной политике контроля за движением капитала. Вероятно, Минфину и Банку России придется еще более решительно вмешиваться в работу рынка, поощряя участников, в первую очередь экспортеров, активнее продавать резервы, а также вводить радикальные ограничения на покупку иностранной валюты для компаний и граждан.
Прямо сейчас у России очень ограниченное пространство для маневра. Можно ожидать, что меры по контролю за движением капитала будут усиливаться, а отток средств за рубеж будет все более ограниченным. Сокращение импорта сможет уравновесить потенциальное падение стоимости экспорта, но это означает необходимость сохранения текущих мер в течение длительного времени. В случае частичного эмбарго на экспорт российских товаров Министерству финансов и Центральному банку будет все труднее контролировать ситуацию, а обменные курсы могут обновить максимумы.
Формула стабильности нашей экономики и ее влияния на бюджет должна заключаться в том, что бюджет должен быть сбалансированным, даже умеренно жестким, но денежно-кредитная политика должна быть более или менее мягкой и адекватной.
После приостановления в начале 2022 года бюджетное правило было возобновлено в январе 2023 года, но с новыми параметрами. С февраля 2022 года валютные операции не проводились в рамках бюджетного правила. Сначала это было сделано для того, чтобы не оказывать давления на рубль, который слабел из-за геополитики, а затем началась резкая реструктуризация экономики, которую могло предотвратить бюджетное правило.
Кроме того, доллары и евро стали "токсичными", а торговля юанем имела низкую ликвидность, поэтому в арсенале не было подходящей валюты для операций. Постепенно экономика стабилизировалась, и Министерство финансов одобрило проект бюджета на 2023-2025 годы. В то же время объем торгов юанями на Московской бирже значительно вырос и стал сопоставим с оборотом в долларах и евро. Это позволило вернуться к бюджетному правилу в 2023 году. Теперь вместо долларов Центральный банк будет покупать и продавать китайские юани. Кросс-курс юаня к доллару отличается низкой волатильностью, поэтому через него эти операции будут влиять на обменный курс доллара к рублю и ограничивать колебания последнего.
Целевым уровнем больше не является цена на нефть, а уровень нефтегазовых доходов. В 2023-2025 годах Минфин планирует получать от нефти и газа 8 трлн рублей ежегодно.
В целом финансовая политика России в 2022-2023 годах будет направлена на смягчение последствий санкций, одновременно способствуя экономическому росту и развитию за счет бюджетного консерватизма, диверсификации экономики, отказа от зависимости от экспорта нефти и газа, привлечения иностранных инвестиций в страну с помощью различных стимулов и укрепления ее финансовой системы с помощью новых нормативных актов. Хотя этих мер может оказаться недостаточно для полной компенсации негативного воздействия санкций на российскую экономику, они должны помочь обеспечить ее стабильность, несмотря на внешнее давление.
Список литературы:
- Афанасьев М.П., Фам Т.Д.Ч., Шаш Н.Н. (2022) Управление государством трансформацией финансового сектора экономики в контексте экономических санкций (на примере России) // Вопросы государственного и муниципального управления. № 3. C. 87–113
- Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 29.12.2022) "О средствах массовой информации"
- Банк России разработал концепцию проведения макропруденциальной политики и планирует в ближайшей перспективе реализовать ряд ключевых мер. https://cbr.ru/press/event/?id=14177
Оставить комментарий