Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 42(254)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10

Библиографическое описание:
Бадыгина Е.С. РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИЙ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 42(254). URL: https://sibac.info/journal/student/254/312545 (дата обращения: 28.11.2024).

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИЙ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Бадыгина Елена Сергеевна

студент, факультет подготовки учителей начальных классов, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

РФ, г. Челябинск

Шишкина Ксения Игоревна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

РФ, г. Челябинск

АННОТАЦИЯ

Актуальной проблемой развития учебной мотивации младших школьников и поиск наиболее эффективных для этого средств. С учетом информатизации образования и внедрения информационных технологий в образовательный процесс возникает необходимость обоснования их применения не только для достижения предметных результатов (знания, умения), но и личностных и метапредметных, среди которых мотивация к обучению занимает важное место. В статье описывается опыт разработки и реализации программы развития мотивации младших школьников посредством технологий дополненной реальности на уроках окружающего мира. Представлены результаты апробации программы и динамика развития мотивации к обучению младших школьников.

 

Ключевые слова: мотивация к обучению, информатизация образования, технологии дополненной реальности, окружающий мир.

 

Одной из важных проблем современной психолого-педагогической науки является вопрос развития мотивации к обучению. Значимость роли мотивации в обучении объясняется тем, что она играет роль побудителя деятельности, стимулирования познавательной активности обучающихся и формирования интереса к учению, получению новых знаний, самообразования. Без высокого уровня учебной мотивации невозможно добиться успешных результатов, так как цели и задачи учебной деятельности должны быть поняты и приняты не как внешние ориентиры, которые задаются педагогами и родителями, а как внутренне значимые потребности (Б.Б. Раимбаев, Ю.Г. Маковецкая) [2].

Проблема развития мотивации к обучению подчеркивается в нормативных документах. Так, например, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286) среди требований к личностным результатам освоения обучающимися программ начального общего образования выделены сформированность у младших школьников готовности саморазвитию и мотивации к познанию и обучению (п. 40 ФГОС НОО).

В научной литературе также подчеркивается, что развитие мотивации к обучению у младших школьников – это одно из важнейших направлений деятельности педагога, так как младший школьный возраст – это период, когда ведущим видом деятельности является учение, которое без мотивации не является успешным и в полной мере результативным. Именно на этапе младшего школьного возраста важно выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы обучающиеся не потеряли интерес к школе и обучению. Без отсутствия целенаправленной работы по развитию мотивации к обучению у младших школьников наблюдается снижение интереса к учению (Т.О. Гордеева) [1].

Среди средств развития мотивации к обучению являются информационные (цифровые) технологии, в том числе технологии дополненной реальности. Данная технология активно внедряется в образовательную среду с целью ее преобразования в интерактивное обучающее пространство. Технология дополненной реальности объединяет реальный и виртуальный миры, интерактивна в режиме реального времени и обеспечивает распознавание в трех измерениях (3D), позволяет заинтересовать младшего школьника на пути получения знаний, сформировать интерес к учебному предмету «окружающий мир», создать условия для развития мотивации к обучению (А.С. Муховиков, И.А. Панишев, И.Е. Жданов) [3].

Для изучения влияния технологий дополненной реальности на мотивацию к обучению у младших школьников было проведено исследование. Для исследования использовалась «Методика изучения мотивов учебной деятельности младших школьников (М.Р. Гинзбург)». В ходе исследования выявлено, что низкий уровень мотивации к обучению имеет 40% младших школьников. Это говорит о том, что у обучающихся преобладает внешняя мотивация обучения, в структуре мотивов важное место занимают мотив получения отметки, позиционный мотив, игровой мотив. Детей не привлекает процесс учения, на уроках они занимаются посторонними делами, не проявляют познавательного интереса к предмету.

Для развития мотивации к обучению у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира была реализована программа. Задачи: знакомство младших школьников с технологиями дополненной реальности на уроках окружающего мира, формирование познавательного интереса младших школьников к урокам окружающего мира, развитие познавательной активности и самостоятельности младших школьников.

Уроки проводились по программе А.А. Плешакова (УМК «Школа России»), в неделю 2 часа, всего 10 уроков. Уроки разработаны по разделу «Природа и человек». На уроках использовались следующие программы «дополненной реальности»: изучение звездного неба (Star Walk), знакомство со спутниками и МКС (Satellite Trackeк), зарисовка иллюстраций (SketchAR), методические пособия и книги («Девар Медиа», издательство «АСТ»: Мир животных планеты, Микромир и другие), приложение LarangE, DEVAR. Характеристики AR-технологий: совмещение реального и виртуального, взаимодействие в реальном времени, расположение в трехмерном пространстве.

Внедрение технологий дополненной реальности на уроках окружающего мира осуществлялось посредством следующих заданий.

1. Тарелка с дополненной реальностью. Этот девайс работает с приложением LarangE. Открывается приложение, наводится камера смартфона на тарелку и выполняются задания, предлагаемые виртуальным героем. Задание: выберите на своём смартфоне приложение LarangE, выполните задания виртуального героя, следуя меню приложения, используя полученные знания, выполните задания, выбери среди предложенных картинок те, которые встретились тебе в задании. Почему ты не выбрал остальные картинки? Объясни.

2. Раскраски с дополненной реальностью. Работа с этим приложением позволяет учащимся создавать изображения. Раскрашенные картинки «оживут» прямо на экране гаджета, появится возможность играть с анимированными персонажами, прикоснувшись к экрану устройства. Это отличный инструмент для развития навыков и знаний по различным темам школьной программы. Задание: Раскрасьте картинку. Выберите на своём смартфоне приложение 3D класс. «Оживите» картинку с помощью приложения.

3. Книги с дополненной реальностью. На уроках окружающего мира используются книги, которые «оживают» через приложение DEVAR. Герои любимых мультфильмов, доисторические динозавры, представители животного мира, планеты и звезды и многое другое «оживает» на страницах книг DEVAR. В процессе работы объекты можно сфотографировать или снять на видео и сохранить в своём телефоне, чтобы использовать, например, при подготовке домашнего задания.

На уроках использовались книги «Микромир», «Нескучная физика», «Космос», «В глубинах океана», «Животные». Они дополняют виртуальной реальностью практически все темы учебника «Окружающий мир».

Книга «Микромир». Задание: прослушай информацию, выполни задание, Например, вырасти свою снежинку и подготовь рассказ с опорой  на вопросы: Что представляют собой снежинки? Что может содержаться в снежинке? Как образуются снежинки? Сколько кристаллов может содержать снежинка? Под каким углом могут образовываться ответвления от лучей снежинки и почему? Что влияет на рост снежинки? Как растут снежинки в сухую погоду?

Книга «Нескучная физика». Задание: проведи эксперимент, который описан, и ответь на вопрос: Как ведут себя частицы воды в твёрдом, жидком и газообразном состоянии? От чего это зависит?

Книга «Космос». Задание: Дай определение карликовой планеты. Составь рассказ о карликовых планетах.

Географические карты и глобус с дополненной реальностью. После загрузки приложения камера гаджета наводится на глобус или карту. Можно полететь в космос и поближе рассмотреть любую из планет Солнечной системы, а можно спуститься вглубь земных недр и узнать, из чего состоит наша Земля.

Выполнение этих заданий направлено на формирование личностных, познавательных, логических, коммуникативных УУД. Они способствуют формированию навыков поиска и выделения необходимой информации,  в том числе с помощью компьютерных средств. Заполняя таблицу, учатся структурировать полученные знания, анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам. При ответе на поставленные вопросы осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. В процессе работы учащиеся учатся слушать друг друга, вступать в диалог, учитывать мнение одноклассников и доказывать свою точку зрения, делать выводы.

Для оценки эффективности проведенной работы была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности мотивации к обучению детей младшего школьного возраста (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Динамика уровней сформированности мотивации к обучению детей младшего школьного возраста (методика М.Р. Гинзбурга), в %

 

Как видно из представленных данных, в экспериментальной группе увеличилось количество обучающихся с высокий уровнем мотивации к обучению – на 10%. Также следует отметить снижение количества детей с низким уровнем мотивации на 20%. В контрольной группе отмечается незначительная динамика в развитии мотивации к обучению: количество младших школьников с низким уровнем мотивации снизилось только на 5%. Умладших школьников в экспериментальной группе повысился уровень сформированности мотивации к обучению благодаря реализованной программе на основе технологий дополненной реальности. Это проявляется в преобладании внутренних мотивов учебной деятельности. Положительное влияние технологий дополненной реальности на уровень развития мотивации к обучению младших школьников доказано в результате проведенной экспериментальной работы.

Таким образом, в результате проведенного исследования выявлено, что у младших школьников повысился уровень сформированности мотивации к обучению благодаря использованию на уроках окружающего мира технологий дополненной реальности.

 

Список литературы:

  1. Гордеева Т.О. Мотивация школьников XXI века: практические советы. М.: Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2022. 135 с.
  2. Мотивация учения: учебно-методическое пособие / Б.Б. Раимбаев, Ю.Г. Маковецкая; под ред. А.В. Ильиной. Челябинск: ЧИППКРО, 2019. 56 с.
  3. Муховиков А.С., Панишев И.А., Жданов И.Е. Перспективы развития технологий виртуальной и дополненной реальности // Тезисы XLV Научно-практической конференции студентов «Мир культуры глазами молодых исследователей». Пермь, 2020. С. 219-222.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.