Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 42(254)
Рубрика журнала: Филология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10
СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФСКОГО МЕТОДА ПОЗНАНИЯ
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается сущность философского метода познания. Диалектическому методу познания уделяется особое внимание.
Ключевые слова: философия науки, диалектика, диалектический метод, методология, наука, понятие, методология науки, метод научного познания.
Философские методы представляют собой комплекс взглядов, операций и приемов, обладающих всеобщим и универсальным характером. Эти методы не могут быть подвергнуты математизации или формализации и не могут быть точно описаны в строгих терминах. Одним из ключевых философских методов является диалектика. Диалектика представляет собой систему принципов, описывающих закономерные отношения, развитие познания и жизни. Этот метод также является основой для мыслительных процессов познания. Основной целью диалектики является анализ деления единого на противоположности и исследование их парадоксальных взаимосвязей.
При этом прослеживаются все возможные взаимоотношения, выявляемые в процессе эволюции элементов. Рассматривается науку как единую систему, включающую все связи, родовые характеристики и функции. Диалектический метод представляет собой один из наиболее известных методов философского познания, имеющий свои корни в традиции Сократа, который применял его в своих знаменитых диалогах. Термин "диалектика" переводится с греческого как "спорить, вести дискуссию". Сократ утверждал, что смысл диалектического метода заключается в достижении понимания через создание ситуации, в которой сталкиваются различные или противоположные точки зрения на определенный вопрос. Участники обсуждения представляют свои взгляды, ссылаются на авторитеты, опираются на опыт, формулируют выводы и критикуют аргументы соперников. В таких диалогах обычно участвуют люди из одной культурной обстановки, что обеспечивает возможность достижения согласия. Результатом диалогического спора может быть либо победа аргументов с самыми обоснованными аргументами, либо достижение компромисса. В последующем, у Гегеля и в марксистской философии, диалектический метод приобретает другую интерпретацию.
Гегель признавал диалектику единственным научным методом познания реальности, поскольку сама реальность, по его мнению, представляет собой объективный диалектический процесс. Диалектический метод объединяет различные принципы познания, такие как принцип противоречия, единство исторического и логического, историзм, движение от абстрактного к конкретному, а также некоторые другие. Этот метод успешно применяется при взаимодействии с объективной реальностью, формируя субъективные представления о данной объективной реальности, примером которой может служить природа.
Герменевтический метод является одним из самых широко применяемых методов в современной философии. Термин "герменевтика", происходящий от греческого и означающий "искусство истолкования", используется для обозначения как философского метода, так и направления в философии.
Герменевтика представляет собой метод истолкования и понимания текстов, основанный на признании того, что у такта может быть множество толкований. В такой ситуации необходимо разработать наиболее адекватный подход к пониманию текста, отделяясь от внешних факторов, таких как социально-экономические условия или исторические обстоятельства, и уделяя внимание лишь внутреннему содержанию текста. Интерпретация текста всегда отражает особенности самопонимания того, кто проводит эту интерпретацию. Герменевтический метод оказывается продуктивным при анализе субъективной реальности, примером которой служат межличностные отношения в обществе.
В начале XX века в философии появился феноменологический метод, также известный как феноменологическая редукция. При использовании этого метода сознание и мышление о предмете освобождаются от различных искажений, внесенных в них шаблонами, схемами, догмами и подобными элементами.
Структуралистский метод, связанный с одноименным философским направлением, представляет собой широко распространенный подход в современной философии. Суть структурализма заключается в признании структуры объекта — системы взаимосвязей между его элементами, которые остаются неизменными при различных трансформациях и модификациях — в качестве основного объекта философского анализа. В рамках структурализма считается, что объекты лишены структуры не существуют, и поэтому структура выступает как субстанциальное начало в философском анализе. Согласно этому подходу, любое явление обладает своей структурой, например, многообразие языков может быть сведено к праязыку как основному источнику. Социальные институты общества также обладают общей неизменной структурой.
Научные методы, хотя не присущи исключительно философии, широко применяются в ее вспомогательных задачах. К таким методам относятся анализ и синтез, индукция и дедукция, метод абстрагирования и другие.
Философский экзистенциализм прибегает к художественным методам, так как их способности выразить глубинные черты человеческого существования значительно превосходят возможности рационального дискурса.
Список литературы:
- Грязнова, Е.В. Предмет философии науки / Е.В. Грязнова // NB: Философские исследования. - 2013. - № 6. - С.514 - 529.
- Зеленов, Л.А. Введение в общую методологию: Монография / Л.А. Зеленов. – Н. Новгород: Изд - во Гладкова О. В., 2002. – 155 с.
- Борисов С.В. Скерцо или Наука и разум // NB: Философские исследования. - 2013. - 9. - C. 212 - 332. DOI: 10.7256 / 2306 - 0174.2013.9.5105. URL: http: // www.e - notabene.ru / fr / article _ 5105.html
- Ветошкин А. П., Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Философия с иллюстрациями. Учебник. — М.: РГ-Пресс. 2020. 624 с.
- Бранская Е. В., Панфилова М. И. Основы философии. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 184 с.
- Кузьменко Г. Н., Отюцкий Г. П. Философия и методология науки. Учебник. — М.: Юрайт. 2014. 450 с.
Оставить комментарий