Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 41(253)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8

Библиографическое описание:
Мосиенко Н.В. К ВОПРОСУ О КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 41(253). URL: https://sibac.info/journal/student/253/311213 (дата обращения: 15.01.2025).

К ВОПРОСУ О КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА

Мосиенко Никита Витальевич

магистрант, кафедра гражданского права и процесса, Институт сферы обслуживания и предпринимательства - филиал Донского государственного технического университета,

РФ, г. Шахты

Лунева Елена Николаевна

научный руководитель,

старший преподаватель, Институт сферы обслуживания и предпринимательства - филиал Донского государственного технического университета,

РФ, г. Шахты

TO THE ISSUE OF COMPENSATION FOR MORAL DAMAGE

 

Nikita Mosienko

Master's student, Department «Theory of State and Law», Institute of Service Sector and Entrepreneurship – branch Don State Technical University,

Russia, Shakhty

Elena Luneva

Supervisor, senior lecturer, Institute of Service Sector and Entrepreneurship – branch Don State Technical University,

Russia, Shakhty

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье затронута проблема компенсации морального вреда. Рассмотрено понятие и правовое регулирование института компенсации морального вреда, а также проанализированы основные периоды становления данного института в России.

ABSTRACT

This article touches upon the problem of compensation for moral harm. The concept and legal regulation of the institute of compensation for moral harm are considered, as well as the main milestones of the formation of this institute in Russia are analyzed.

 

Ключевые слова: правовое регулирование, институт компенсации морального вреда, факт нарушения своих прав и свобод.

Keywords: legal regulation, institute of compensation for moral harm, the fact that their rights and freedoms have been violated.

 

Общеизвестный факт, что правовое государство отличается от неправового по признаку наличия высокого уровня обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Не секрет, что в правовом государстве принцип верховенства общечеловеческих ценностей был и будет всегда в приоритете. Обеспечение справедливого, быстрого и эффективного восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного вреда – важнейшая задача правового государства. Российская Федерация, объявившая себя правовым государством, должна соответствовать этим критериям.

Так, на передний план, выступает проблема возмещения морального вреда. Ее актуальность обусловлена тем, что она затрагивает интересы многих физических и юридических лиц, т.к. целью данного института является выполнение нравственной социальной функции – охраны неприкосновенности личности, которая охватывает духовную и моральную сферу человека. А именно:

  • во-первых, компенсация морального вреда является способом восстановить справедливость и уравновесить нарушенные интересы. Когда потерпевшему был причинен моральный вред, это может оказать сильное негативное влияние на его эмоциональное состояние и психологическое благополучие. Компенсация, в данном случае, служит важным сигналом о том, что общество признает и осуждает причиненный вред и готово восстановить справедливость путем возмещения потерь;
  • во-вторых, компенсация морального вреда играет важную роль в защите прав потерпевших. Она помогает им вернуть чувство безопасности и достоинства, которые могли быть потеряны. Компенсация морального вреда выступает в качестве возмещения за нанесенный ущерб и выполняет превентивную функцию, напоминая обществу и нарушителям о неприемлемости подобного поведения. Это способствует сознательности и предотвращению подобных нарушений в будущем.

Тем не менее, применение компенсации морального вреда также имеет свои особенности. Определение морального вреда и размера компенсации может быть сложным процессом, требующим объективного анализа и экспертной оценки. Необходимо учитывать все аспекты причиненного вреда и обстоятельства дела, чтобы прийти к справедливому решению. Кроме того, существуют ограничения и пределы, установленные законодательством, которые определяют допустимые размеры компенсации.

Опираясь на данные факты, остановимся по подробнее на особенностях рассмотрения дел о компенсации морального вреда.

В 1991 году в СССР был принят Закон «О компенсации морального (неимущественного) вреда». Этот закон стал первым в истории СССР, который установил возможность компенсации морального вреда в денежной форме. [2 с. 12]. Ранее же, подобное считалось недопустимым. Даже сама идея «измерять достоинство советского человека в презренном металле» [1] была абсурдной!

Принятие Закона «О компенсации морального (неимущественного) вреда» стало важным шагом в сфере правовой защиты граждан. Значение данного Закона для граждан было огромным. Во-первых, граждане получили возможность отстаивать свои права и получать справедливую компенсацию за психологическую боль, унижение или потерю достоинства. Во-вторых, данный Закон способствовал формированию гуманитарных ценностей в обществе, стимулировал уважение к правам каждого человека. Он выступал важным инструментом профилактики нарушений и создания справедливого правового общества, где каждый может рассчитывать на защиту и возмещение причиненных неправомерных душевных страданий.

Однако, компенсация морального вреда не всегда является легкой задачей. Она требует доказательства факта наличия морального вреда и его связи с причиненным вредом. Кроме того, определение суммы компенсации иногда может вызывать споры и конфликты.

Позже, с целью оптимизации процесса были приняты, как общие, так и специальные нормы права. Так, Постановление Пленума Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» от 20 декабря 1994 г. № 10 (с последующими изменениями и дополнениями) являлось официальным документом, содержащим разъяснения и указания по применению законодательных норм о компенсации морального вреда. В п. 4 данного Постановления рассматривались вопросы, связанные с определением размера компенсации и учетом различных обстоятельств. Оно дало судебным органам и участникам процесса четкие правила и критерии для определения размера компенсации морального вреда, что в свою очередь, способствовало справедливости и предотвращало возможные ошибки или противоречия в решениях судов. Кроме того, Постановление учитывало важные обстоятельства, которые могли влиять на размер компенсации.

Отмечалось, что необходимо учитывать степень морального вреда, характер нарушенных прав, личные и семейные обстоятельства пострадавших и другие факторы. Это позволяло учесть индивидуальные особенности каждого случая и принять обоснованное и справедливое решение. Также, данное Постановление отражало принцип равенства сторон. Оно подчеркивало, что размер компенсации морального вреда должен быть пропорционален причиненному ущербу и не должен приводить к неоправданному обогащению или наказанию нарушителя. Такой подход способствовал балансу интересов и обеспечению справедливости. Еще не мало важный аспект состоял в том, что в вышеупомянутом документе перечислены утратившие силу и действующие в настоящее время законы.

Современные исследователи рассматривают этапы развития института компенсации морального вреда:

  • с 3 августа 1992 г. до 1 января 1995 г.;
  • с 1 января 1995 г. по настоящее время [4, с. 10].

Для первого этапа характерно действие Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик. Статья 131 Основ имела большое значение в правовой системе. Она определяла основные принципы гражданского законодательства, обеспечивала единообразие и стабильность в правовых нормах, а также формировала основы для защиты интересов граждан в гражданском обществе.

Вступление в силу части первой Гражданского кодекса РФ с 1 января 1995 года (второй этап) привело к принципиальным изменениям в институте компенсации морального вреда. Эти изменения существенно повлияли на механизм и принципы компенсации вреда, позволив более эффективно защищать права и интересы пострадавших. Так, одним из ключевых изменений, внесенных новым кодексом, было определение самостоятельного и независимого характера морального вреда. По новому законодательству, моральный вред рассматривался как отдельная категория ущерба, отличная от материального. Это позволяло более четко учитывать психологические последствия нарушений и причиненных страданий пострадавших. Кроме того, Гражданский кодекс РФ установил презумпцию компенсации морального вреда при нарушении чести, достоинства и деловой репутации граждан. Это означало, что при наличии факта нарушения указанных интересов, компенсация морального вреда считалась предопределенной и подлежала применению без дополнительных доказательств.

Другим важным изменением стало установление принципа компенсации морального вреда. Это означало, что компенсация должна быть направлена не только на восстановление имущественного положения пострадавшего, но и на компенсацию морального страдания, оскорбления и других нематериальных последствий.

Гражданский кодекс РФ ввел ограничение срока исковой давности для возмещения морального вреда. Согласно новым нормам, иск должен быть предъявлен в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав. Это позволяло обеспечить своевременную защиту интересов и предотвратить необоснованное затягивание судебного процесса.

Примечательно, что статья 2 Гражданского кодекса РФ устанавливает принцип защиты неотчуждаемых прав и свобод человека, а также других нематериальных благ гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих благ. А это означает, что гражданское законодательство Российской Федерации обеспечивает защиту таких важных аспектов жизни и интересов граждан, как их права и свободы, имущественные и нематериальные блага. При этом, если существенная природа этих нематериальных благ требует иного подхода, то гражданское законодательство будет определять специфические нормы и условия их защиты [3, с. 48].

Такая формулировка статьи 2 ГК РФ обеспечивает гарантии для граждан и их нематериальных интересов, а также предоставляет возможность установления дополнительных правил и условий защиты в зависимости от конкретного контекста. Это позволяет учитывать специфику каждого нематериального блага и обеспечивать справедливый подход к их защите в гражданском секторе.

Например, суды взыскивают компенсацию морального вреда по делам о восстановлении на работе, когда признают, что в результате незаконного увольнения работника нарушено такое неимущественное право, как его деловая репутация. Вместе с тем ГК РФ установил, что компенсация морального вреда, причиненного нарушением имущественных прав, на основании общих норм невозможна. Следовательно, за вред, причиненный в период с 1 января 1995 г. до настоящего времени, компенсация морального вреда допускается:

  1. при нарушении личных неимущественных прав либо других нематериальных благ - на основании общей нормы, содержащейся в ст. 152 ГК РФ, независимо от наличия специальной нормы, регулирующей конкретные правоотношения;
  2. при нарушении имущественных прав - только на основании специальной нормы, предусматривающей такую компенсацию в данных правоотношениях.

Таким образом, при причинении вреда после 1 января 1995 г. важнейшее значение для решения вопроса, связанного с компенсацией морального вреда, имеет характер правоотношений, возникших между потерпевшим и причинителем вреда.

Правильное определение характера правоотношений, возникающих между сторонами в вопросе о компенсации морального вреда, и закона, который их регулирует, играет значение для вынесения законных и обоснованных решений.

В п. 2 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено:

«Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина [5, с.19].

Моральный вред включает в себя широкий спектр моральных и физических страданий, начиная от нравственных переживаниях в связи с утратой родственников и заканчивая физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья и т.д.

Стоит обратить внимание на ту часть данного разъяснения, в которой указывается на возможность компенсации морального вреда, причиненного утратой родственников, поскольку в этом вопросе судьи бывает ошибаются.

Таким образом, закон допускает компенсацию морального вреда потерпевшему не только причинением именно ему физических страданий в результате увечья, но и нравственных страданий в результате гибели близкого человека (супруга, родителя, ребенка и др.).

По общему правилу компенсация морального вреда допускается при наличии вины причинителя вреда.

Однако в ряде случаев закон делает исключения из этого правила.

Так, в силу ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:

  • вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;
  • вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;
  • вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;
  • в иных случаях, предусмотренных законом.

Когда институт компенсации морального вреда появился в российском законодательстве, юристы прогнозировали, что суды окажутся завалены исками о возмещении морального вреда, причиненного неправомерными действиями органов государственного управления, должностными лицами, ущемляющими права граждан. Однако этого не произошло. Очевидно, помимо достаточно неэффективного и затяжного судопроизводства, такая ситуация порождается недостаточной юридической грамотностью населения. Граждане не знают все свои личные неимущественные права и, соответственно, не могут установить факт их нарушений, хотя это происходит везде и всюду, даже при покупке продуктов питания.

В сегодняшних реалиях необходимо точно представлять содержание своих прав и обязанностей, чтобы уметь при случае доказать факт нарушения своих прав и свобод.

На протяжении десятилетий обыкновенный человек еще не привык бережно относится к своему психическому и физическому благополучию и предъявлять обидчику счет за его нарушение, уже не говоря о предварительной оценке предполагаемого размера компенсации за причинение морального вреда. И если мы, как потенциальные потерпевшие, будем «спускать с рук» обидчику нарушение наших личных неимущественных прав, то наше общество еще больше погрязнет в произволе, коррупции, аморальности, безнравственности.

Надо уважать и защищать свое право и требовать от других соответствующего уважения.

 

Список литературы:

  1. Абрамов А. Л. Возмещение морального вреда: за или против. Ростов-н/Д, 2005. – С. 12.
  2. Закон СССР от 12 июня 1990 г. «О печати и других средствах массовой информации» // Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. –1990. – № 26. – Ст. 492. – Ст. 39. [электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/Закон_СССР_от_12.06.1990_№_1552-1
  3. Казанцев В. Возмещение морального вреда // Российская юстиция. – М.: Юрид. лит. – 2006. – № 5. - С. 48.
  4. Кузнецова О. В. Возмещение морального вреда: практ. пособие. – М.: Юстицинформ, 2009. – С. 10.
  5. Эрделевский А. М. Моральный вред: соотношение с другими видами вреда // Российская юстиция. – М.: Юрид. лит. – 2008. –№ 6. – С. 19.

Оставить комментарий