Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 41(253)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8

Библиографическое описание:
Зимина Н.А., Лушавина И.П. СОАВТОРЫ КАК СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 41(253). URL: https://sibac.info/journal/student/253/310713 (дата обращения: 20.12.2024).

СОАВТОРЫ КАК СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА

Зимина Наталия Анатольевна

студент, кафедра гражданского права, Саратовская государственная юридическая академия,

РФ, г. Саратов

Лушавина Ирина Павловна

студент, кафедра гражданского права, Саратовская государственная юридическая академия,

РФ, г. Саратов

Крылова Екатерина Владимировна

научный руководитель,

старший преподаватель, Саратовская государственная юридическая академия

РФ, г. Саратов

CO-AUTHORS AS SUBJECTS OF COPYRIGHT

 

Natalia Zimina

student, Department of Civil Law, Saratov State Law Academy,

Russia, Saratov

Irina Lushavina

student, Department of Civil Law, Saratov State Law Academy,

Russia, Saratov

Ekaterina Krylova

Scientific supervisor, Senior lecturer, Saratov State Law Academy,

Russia, Saratov

 

АННОТАЦИЯ

В статье проанализирована категория субъектов авторского права на основе правоприменительной практики и научной литературы. Сущность изучаемой категории рассмотрена через характерные признаки: создание единого объекта авторского права, совместность и добровольность деятельности, творческий характер работы, заключение соглашения о соавторстве. На основе выявленных признаков рассмотрены пробелы законодательного регулирования отдельных вопросов соавторства. Проведено сравнение раздельного и нераздельного соавторства на основе судебной практики.

ABSTRACT

The article analyzes the category of copyright subjects based on law enforcement practice and scientific literature. The essence of the category under study is considered through the characteristic features: the creation of a single copyright object, the joint and voluntary nature of the activity, the creative nature of the work, the conclusion of an agreement on co-authorship. Based on the identified features, the gaps in the legislative regulation of individual issues of co-authorship are considered. A comparison of separate and undivided co-authorship based on judicial practice is carried out.

 

Ключевые слова: авторское право, субъект авторского права, соавторство, творческий характер.

Keywords: copyright, subject of copyright, co-authorship, creative nature.

 

Соавторы – это лица, совместным творческим трудом создавшие произведение, независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Можно выделить ряд признаков, определяющих сущность соавторства. Во-первых, в результате коллективной работы создается единое произведение, изменение любой части которого неизменно повлияет на восприятие остальных [6, с. 152]. Во-вторых, соавторство отличает совместность деятельности, которая проявляется не столько в процессе создания произведения, сколько в итоговом результате. Деятельность соавторов может быть даже разделена временным промежутком, но в итоге образовывать единое произведение [3]. В-третьих, вклад каждого лица должен носить творческий характер, что позволит отграничить рассматриваемый институт от сотрудничества, то есть оказания технической или организационной помощи. В-четвертых, человек добровольно участвует или отказывается от соавторства, без принуждения со стороны. В-пятых, соавторство закрепляется и подтверждается соглашением, то есть взаимным волеизъявлением, выраженным в устной или письменной форме на любой стадии создания произведения или после его завершения.

Несмотря на определенность представленных признаков в науке и на практике возникают проблемы при определении и правовом регулировании соавторства. Первая проблема связана с определением размера вклада творческого труда каждого из соавторов. Ю. В. Блинова и Г. В. Дворянкин [7], основываясь на равном распределении доходов от совместного использования или распоряжения результатом интеллектуального труда, выделяют презумпцию равного вклада в создание произведения. На мой взгляд стоит согласится с А.А. Семаевым [8, с. 18], который считает такой подход в корне неверен, так как участие авторов в создании единого произведения не всегда носит однородный характер. При определении доли участия соавторов нужно учитывать значимость и качество того творческого труда, который они внесли в произведение.

Неоднозначно выделение соглашения между субъектами в качестве обязательного признака. Некоторые ученые (М.А. Невская, Е.Е. Сухаре, Е.Н. Тарасова, Ю.С. Харитонов) считают соглашение вспомогательным элементом, так как соавторство порождается в первую очередь не им, а коллективным творческом трудом [9]. В.Н. Белоусов, поддерживая позицию Э.П. Гаврилова и В.И. Еременко, признает соглашение обязательным условием существования соавторства [2, с. 80]. Соглашение подтверждает взаимность и добровольность действий соавторов по внесению своего творческих усилий в произведение. Подчеркивается и неопределённость формы соглашения: А.А. Семаев считает, что закрепление обязательной простой письменной формы позволит урегулировать отношения между соавторами, предотвратив возможные разногласия [8, с. 26]. Устная форма расплывчата и не может точно определить правовой статус соавторов.

Выделяют два вида коллективных произведений и соответственно две разновидности рассматриваемой категории. При нераздельном соавторстве произведение представляет собой единое целое, части которого не могут выступать самостоятельными объектами авторских прав. Например, Шестой кассационный суд общей юрисдикции признал, что фотограф и позирующий являются соавторами, так как вместе внесли творческий вклад в создание фотографии, проявляющийся в «выборе экспозиции, размещения объекта фотографирования в пространстве, стиля и концепции модели, подбора света, фильтров, резкости кадра и т.п.» [4]. При раздельном соавторстве произведение состоит из частей, имеющих самостоятельное значение (например, главы учебника). Каждый из авторов, если иное не предусмотрено соглашением между ними, может распоряжаться своей частью. Так Девятый Арбитражный апелляционный суд признал, что музыка и текст музыкального произведения имеют самостоятельное значение и могут использоваться независимо друг от друга [5]. От раздельного произведение необходимо отличать составное, элементы которого не образуют единое целое и могут быть разъединены без ущерба для друг друга и всего произведения (например, книга и иллюстрация).

Таким образом, соавторство выступает способом объединения творческих способностей нескольких лиц по созданию нового к авторского права. Но правовое регулирование данного института несовершенно, что порождает правовую неопределенность в вопросе формы соглашения соавторов, доли творческого участия.

 

Список литературы:

  1. Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 4) от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006 г.  - № 52 (часть I). Ст. 5496.
  2. Белоусов В. Н. Договор авторского заказа в гражданском праве России: дис. … канд. юрид. наук. - Иркутск, 2018. -156 с.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ 23 апреля 2019 г. № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2019. № 96.
  4. Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 07 декабря 2020 по делу № 88-22521/2020, 2-2064/2020. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 31 января 2022 № С01-2261/2021. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Гражданское право: учебник: в 3 томах. Том 3 / Е. Н. Абрамова, Н. Н. Аверченко, Ю. В. Байгушева [и др.]; под ред. А. П. Сергеева.  2-е изд., перераб. и доп.  Москва: Проспект, 2019. 736 с.
  7. Блинова Ю. В., Дворянкин Г. В. Институт Соавторства в России и Германии: общее и особенное // Актуальные проблемы российского права. -2023. №1 (146). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-soavtorstva-v-rossii-i-germanii-obschee-i-osobennoe (дата обращения: 27.11.2023).
  8. Семаев А.А. Соавторство: выпускная квалификационная работа. Тольятти, 2022. 43 с. – URL: http://hdl.handle.net/123456789/23636 (дата обращения 27.11.2023)
  9. Харитонова Ю. С. Соглашение о соавторстве как основание самостоятельного вида коллективного управления исключительными правами / Ю. С. Харитонова // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2008. – № 1. – С. 15-23.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.