Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 41(253)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8
ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ ОТНОШЕНИЯ ПРАВА И НРАВСТВЕННОСТИ В ТРУДАХ П.И. НОВГОРОДЦЕВА
АННОТАЦИЯ
В данной научной статье рассматриваются проблемные аспекты теории отношения права и нравственности в трудах выдающегося российского юриста П.И. Новгородцева. Производится анализ основных положений теории права и нравственности, выделяются их сходства и различия, а также описывается взаимодействие этих двух явлений. В статье подчеркивается, что П.И. Новгородцев считал, что право и нравственность являются двумя самостоятельными явлениями, каждое из которых имеет свои специфические функции и задачи. Однако, он также отмечал, что право и нравственность взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.
Ключевые слова: право, нравственность, П.И. Новгородцев, Московская школа естественного права, философия права.
Павел Иванович Новгородцев, являясь одним из ведущих философов права второй половины XIX века, внес серьезный вклад в развитие идеи естественного права в России. Его подход к проблемам права пронизан стремлением преодолеть позитивизм и утвердить нравственный идеализм в юриспруденции. В основе этого нравственного идеализма лежит естественноправовая идея абсолютной нравственной ценности личности, которая определяет смысл и идеал человеческого общежития.
П.И. Новгородцев – основатель «Московской школы естественного права» [1], интерпретировал право, как результат сложного процесса борьбы и взаимодействия различных общественных сил [1]. Данное определение он предложил, пытаясь определить качественную сущность права, которая по своей природе не имеет постоянной величины, из-за чего, в том или ином случае, превалирующими будут диаметрально противоположные правовые ценности. П.И. Новгородцев, во многом как и Б.Н. Чичерин, в своих воззрениях на право, соотношение личности и государства, разделял основные идеи индивидуализма и либерализма. Его правовые взгляды находились под заметным влиянием кантианства и естественного права, необходимость возрождения которого является стержневой идеей всей его философско-правовой позиции.
Отличительная черта права, по мнению П.И. Новгородцева, – это стремление к «точным определениям и … возможностью принуждения» [2], что связанно прежде всего с тем, что право «стремится взять под свою охрану лишь важнейшие условия общежития» [2]. Обособляя право и нравственность П.И. Новгородцев стремился показать, что «нравственность, по сравнению с правом, представляет собой высший размер требований, предъявляемых к лицу» [2]. Отметим, что нравственность и право одинаково действенны во взаимоотношениях людей.
В трудах Б.Н. Чичерина можно найти понимание права, как «внешней свободы человека, определенной общим законом» [3]. По своей сути свобода человека Б.Н. Чичерина и нравственные начала П.И. Новгородцева близкие по списку категорий, относящихся к характеристики внутренних качеств личности. У П.И. Новгородцева нравственные начала выше права, у Б.Н. Чичерина нравственность является частью права.
В теории П.И. Новгородцева происходит размежевание права и нравственности, так как право, в данном случае, создается системой взаимоограничений и издержек, тогда как нравственность такового не имеет. Необходимо отметить, что в данной теории не рассматриваются общественные санкции, П.И. Новгородцев находит возможность использования «силы» только в функциях права, что делает данное высказывание частично ошибочным. Поскольку проявление нравственной «силы», хотя и имеет отличающиеся проявления, но их по-прежнему можно считать мерами пресечения негативных действий человека.
П.И. Новгородцев не рассматривает морально-общественные санкции, потому что термин нравственность в его теории, в отличие от идей Б.Н. Чичерина, относится только к внутренним проявлениям человеческого существования. Он указывает категории, относящиеся к нравственности, а именно «нравственное понятие взаимоограничения и обязанности…» [2] Однако данные понятия могут относится и к правовым аспектам. П.И. Новгородцев подчеркивает, что право по своему существу, регламентирует отношения между субъектами, при нарушении каких-либо границ сосуществования, тогда как нравственность определяет внутренне отношение субъекта к различным действиям. Если в теории Б.Н. Чичерина нравственные начала – катализатор отношений, то в учении П.И. Новгородцева это субъективная система измерения совершенных человеком действий.
Однако право и нравственность согласно П.И. Новгородцеву связаны между собой: «там, где право отказывается давать какие-либо предписания, выступает со своими велениями нравственность; там, где нравственность бывает не способна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявления эгоизма, на помощь ей является право со своими средствами внешнего принуждения» [2].
Таким образом, в теориях П.И. Новгородцева и Б.Н. Чичерина мы видим тесную связь права и нравственности. Взгляды П.И. Новгородцева, очевидно, актуальны и в наши дни. Его работы представляют собой ценный источник для изучения понятия права и его роли в обществе.
Список литературы:
- Кацапова И.А. Правовая идея П.И. Новгородцева: нравственное начало общественной жизни и его выражения в морали и праве // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-ideya-p-i-novgorodtseva-nravstvennoenachalo-obschestvennoy-zhizni-i-ego-vyrazhenie-v-morali-i-prave?ysclid=lp6ta1eq32184808861 (дата обращения 15.11.2023)
- Новгородцев П.И. Право и нравственность // URL: https://portalus.ru/modules/philosophy/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1108362394&archive=0216&start_from=&ucat=&&ysclid=lp6vx175rh729552136 (дата обращения 15.11.2023)
- Чичерин Б.Н. Вопросы философии // URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003725808/?ysclid=lp6ykg4hoh1330192 (дата обращения 16.11.2023)
Оставить комментарий