Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(252)

Рубрика журнала: Экономика

Секция: Менеджмент

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8

Библиографическое описание:
Зайкина Е.Д. ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПЛАТФОРМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА В ПРОЕКТЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 40(252). URL: https://sibac.info/journal/student/252/309637 (дата обращения: 20.05.2024).

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПЛАТФОРМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА В ПРОЕКТЕ

Зайкина Елизавета Дмитриевна

магистрант, кафедра организационного развития, Российский государственный гуманитарный университет,

РФ, г. Москва

THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES AND PLATFORMS AS AN ASSPECT OF INCREASING THE EFFICIENCY OF PERSONNEL MOTIVATION AND STIMULATION IN A PROJECT

 

Elizaveta Zaykina

Master's student, the Department of Organizational Development, Russian State University for the Humanities,

Russia, Moscow

 

АНОТАЦИЯ

В статье рассматривается применение цифровых технологий и платформ с точки зрения повышения эффективности процессов мотивации и стимулирования персонала в проекте.

ABSTRACT

The article discusses the use of digital technologies and platforms as a way of increasing the efficiency of personnel motivation and stimulation in a project.

 

Ключевые слова: мотивация и стимулирование персонала в проекте, цифровые технологии, цифровые платформы.

Keywords: personnel motivation and stimulation in a project, digital technologies, digital platforms.

 

Сегодня все сферы деятельности человека охватывают стремительно развивающиеся цифровые технологии. Всё больше внимания современных исследователей уделяется проблеме использования цифровых технологий для повышения эффективности широкого спектра деятельности, не исключение и сфера управления персоналом, в том числе аспект мотивации и стимулирования персонала в команде проекта. Всё менее дорогостоящие и более надёжные быстро совершенствующиеся цифровые технологии приводят к глубинным трансформациям во всех областях экономики и социальной сферы [9, c. 4].

Цифровые технологии придают новые характеристики всем областям управления персоналом: подбору сотрудников, их адаптации, обучению и развитию, организации работы и прочим. Считается, что цифровизация не только меняет технологии, но и меняет коммуникацию, социализацию и взаимодействие персонала. Цифровые технологии предназначены для постоянно меняющихся методов, практикуемых организацией при управлении персоналом [10, с. 577], а также для повышения уровня профессионализма, цифровой грамотности.

Стимулирование и мотивация персонала – один из важнейших аспектов в области управления персоналом. Поскольку мотивированный квалифицированный персонал является залогом успешного выполнения трудовых функций и проектов, это направление управления персоналом представляется одной из наиболее сложных и главенствующих задач, стоящих перед руководителем проекта. Персонал проекта необходимо мотивировать, и важно применять цифровые технологии для повышения эффективности процессов стимулирования и мотивации.

Эффективная система мотивации и стимулирования персонала гарантирует рост производительности его труда [1, c. 90]. В управлении персоналом не существует единственной оптимальной системы мотивации и стимулирования персонала, поскольку в каждом коллективе срабатывает индивидуальный набор методов и технологий, зависящий от ряда факторов: характера трудовой деятельности, отрасли, в которой она осуществляется, личностных особенностей персонала, возможностей руководителей проектов и работодателей, а также применяемых технологий, обусловленных процессами цифровизации.

К методам нематериальной мотивации, которые можно эффективно использовать в цифровом пространстве, относят ряд видов стимулирования персонала. Одним из них является возможность работы удаленно. Эта технология является мотивирующей за счёт экономии времени на дорогу и транспортных расходов сотрудника, некоторое возможное повышение производительности труда вследствие этого. В условиях цифровизации выгодно привлекать внештатных сотрудников, на их мотивацию влияет не только удалённая работа, но и возможность участвовать в нескольких проектах параллельно, работать на разные организации, что обеспечивает относительную свободу, возможность взаимодействия с организациями в других регионах или странах [7, с. 442]. К другим методам нематериальной мотивации относится геймификация – перенос процессов в особый игровой мир, например, используя игровую систему получения бонусов оплаты труда за выполнение заданий, получение сотрудниками различных электронных бонусов, в том числе подписок на популярные платформы (например, стриминговые сервисы), доступ к электронным книгам, самостоятельный выбор условий и графика труда [8, с. 269].

Цифровизация экономики и общества требует от системы мотивации упора на раскрытие личных качеств и способностей человека к критическому мышлению, способности работать в коллективе, инициативности, коммуникабельности. В следствие этого возникает необходимость коррекции системы мотивации с целью достижения баланса между методами материального стимулирования и методами самореализации персонала, роста их заинтересованности в работе и получении как материального, так и морального удовлетворения от профессиональной деятельности. Для обеспечения конкурентности работникам необходимо постоянно совершенствовать свои навыки, уровень знаний, повышать квалификацию. К примеру, важно, чтобы в систему мотивации и стимулирования было внедрено объяснение сотрудникам их достижений, прозрачность целей организации, благоприятная атмосфера, позволяющая сотруднику видеть и получать признание за вклад в развитие компании и получение адекватного вознаграждения за это. Также значимыми выделяются налаженный канал связи в компании [3, с. 6].

На сегодняшний день на рынке существует много онлайн платформ, нацеленных на мотивирование персонала. Рассмотрим несколько из них.

1. Платформа Motivity – это приложение с готовой методологией для автоматизации и постройки с нуля HR-процессов, в том числе мотивации и стимулирования [4]. Это модульная система, которая позволяет собирать платформу под конкретную задачу или спектр задач. Платформа делает упор на нематериальную составляющую мотивации, призвана оптимизировать общение персонала, автоматизирует сбор обратной связи от сотрудников и изучать мотивацию как команд проектов, так и отдельных специалистов.

Среди базовых модулей этой платформы, связанных с мотивацией сотрудников, можно выделить: «индекс счастья», «геймификация», «отчеты» о социальной жизни компании, об уровне мотивации и вовлеченности, «мероприятия», «уведомления и подписки», «форма обратной связи».

Среди дополнительных модулей можно отметить создание собственной игры-обучения с системой награждений и грейдов.

Можно выделить следующие плюсы платформы: простой и интуитивно понятный интерфейс; большой выбор функций для HR-менеджеров; наличие демоверсии; наличие информации о базовой стоимости в свободном доступе; возможность интеграции с другими системами и приложениями; наличие мобильного приложения для удобства использования.

Минусы: отсутствие консолидированного сжатого описания функционала; ограничения бесплатной версии; необходимость оплаты за дополнительные функции и возможности; некоторые пользователи могут столкнуться с проблемами при настройке и использовании платформы.

2. Платформа Эквио – это платформа для обучения, мотивации, общения и управления персоналом [6]. В функционале платформы разделы настраиваются под бизнес-задачи, самое важное можно вынести на главную страницу в виде виджетов. Из базовых разделов присутствуют база знаний, медиатека, мероприятия.

Среди мотивационных модулей можно выделить рейтинг – визуализацию достижений сотрудника в рамках команды проекта или подразделения, компании и пр. Рейтинг формируется исходя из суммы баллов, набранных сотрудниками за прохождение курсов и программ обучения. Также можно отметить магазин подарков, дающий сотрудникам возможность обменять набранные баллы на подарки. Магазин подарков позволяет разработать как материальные вознаграждения, так и нематериальные.

Отдельно для руководителей выведен функционал наград, которым можно поощрять наиболее эффективных сотрудников, а также делать предупреждения за опоздания или невыполнение задач своевременно.

Можно выделить следующие плюсы платформы: удобный интерфейс; интерактивное отображение информации, краткое представление всего функционала; наличие демоверсии; отображение широкого спектра тарифов; широкий функционал; интеграция с другими популярными платформами; предоставление подробных отчетов и аналитики; наличие мобильного приложения.

Минусы: ограниченность функционала, многие функции, например, видеоконференции, доступны только на платной подписке; сложность настройки.

3. Платформа Пряники – это платформа корпоративных коммуникаций для быстрого решения HR-задач [5]. Платформа является модульной, позволяет собирать интерфейс, ориентируясь на поставленные задачи.

На платформе есть конструктор гейммеханик: игровой валюты, бейджей, рейтингов, конкурсов, квестов, магазина призов, повышения продуктивности, командообразования, укрепления корпоративной культуры и других задач.

Платформа в целом является геймифицированной, позволяет организовать внутренние коммуникации, мотивационные программы. Механики геймификации на этой платформе наиболее нацелены на мотивацию и вовлечение сотрудников. Сервис предлагает, как вариант встроенных элементов геймификации в коммуникации, обучение, сбор идей и обратной связи сотрудников, так и геймификацию как основу крупных мотивационных проектов – соревнований и прочих мероприятий, подходящих под конкретные задачи организации или проекта, культуру и особенность аудитории.

Можно выделить следующие плюсы платформы: интуитивно понятный интерфейс; возможность интеграции с другими системами; акцент на геймификации процессов; наличие демоверсии; есть опция консалтинга и разработки мотивационной системы с нуля; наличие мобильного приложения.

Минусы: отсутствие тарифов в свободном доступе; ограничения бесплатной версии; ограниченная информация о функционале в свободном доступе, большинство данных предоставляется по запросу.

Рассмотренные платформы схожи между собой по функционалу и используемым механикам. Большим преимуществом всех рассмотренных платформ является предоставление бесплатной пробной версии, возможность настроить функционал под индивидуальные задачи и особенности, фокус на нематериальной мотивации персонала. К общим недостаткам проанализированных HR-платформ относятся ограниченность демонстрационной версии, сложность настройки.

В настоящее время проекты реализуются для решения самого широкого спектра задач, а на навык управления проектами сейчас принято смотреть как на базовую профессиональную компетенцию. Успех проектной деятельности складывается из таких важных составляющих, как, во-первых, методы управления проектами, во-вторых, слаженная и результативная работа команд проектов. Именно система стимулирования и мотивации, применяемая для создания и развития команды проекта, гарантирует успешность команды и проистекающие из нее успешность проекта и реализацию целей проекта [2, c. 21].

 

Список литературы:

  1. Акинина К.О., Рассказова О.А. Особенности мотивации и стимулирования персонала на предприятиях электроэнергетики // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2021. №55.
  2. Ермолаева М. В., Кокуева Ж. М. Психологические подходы к мотивационным процессам в проектной команде //Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2019. – Т. 28. – С. 20-34.
  3. Козлова О.А., Селезенева Е.А. Особенности мотивации работников в условиях формирования цифровой экономики // Human Progress. 2018. №10.
  4. Платформа Мотивити: [Электронный ресурс]. URL: https://motivity.ru/. (Дата обращения: 17.10.2023).
  5. Платформа Пряники: [Электронный ресурс]. URL: https://pryaniky.com/. (Дата обращения: 17.10.2023).
  6. Платформа Эквио: [Электронный ресурс]. URL: https://e-queo.com/. (Дата обращения: 17.10.2023).
  7. Смирнова Д. А. Применение цифровых технологий в системе нематериальной мотивации персонала / Д. А. Смирнова, Е. С. Науменко, А. А. Ляпунова // Цифровая экономика и финансы : Материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 17–18 марта 2022 года. – Санкт-Петербург: Центр научно-производственных технологий "Астерион", 2022. – С. 441-445.
  8. Тимакова К. С. Особенности использования методов нематериальной мотивации персонала в организации // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 1–4 (69). – С. 268–270.
  9. Уваров А. Ю. Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования //М.: НИУ ВШЭ. – 2020. – Т. 108. – №. 2019. – С. 4.
  10. Чупина И.П., Симачкова Н.Н., Зарубина Е.В. Цифровизация технологии мотивации в HR-деятельности / Московский экономический журнал. №2 – 2021. – С. 572–583.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.