Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(252)
Рубрика журнала: Психология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена проблеме развития эмоциональной сферы младших школьников средствами театральной деятельности. В статье определяется значимость развития эмоциональной сферы именно в школьном возрасте, поскольку данный возрастной период является сенситивным для формирования эмоциональной сферы. В статье предложены возможности для развития эмоциональной сферы младших школьников средствами театральной деятельности, ввиду того, что искусство является важным условием формирования всесторонне развитой гармоничной личности.
ABSTRACT
The article is devoted to the problem of developing the emotional sphere of younger schoolchildren by means of theatrical activity. The article defines the importance of the development of the emotional sphere precisely at school age, since this age period is sensitive for the formation of the emotional sphere. The article offers opportunities for the development of the emotional sphere of younger schoolchildren by means of theatrical activities, due to the fact that art is an important condition for the formation of a comprehensively developed harmonious personality.
Ключевые слова: младшие школьники, эмоциональная сфера, искусство, гармоничная личность, эмоции.
Keywords: junior schoolchildren, emotional sphere, art, harmonious personality, emotions.
За эмоциональную компетентность человека в значительной степени отвечает эмоциональная сфера. В условиях цифровизации образования и переход школ на дистанционный формат обучения, развитие эмоциональной сферы приобретает особую значимость. У школьника остается все меньше возможностей для развития эмоциональной сферы, поскольку он вступает в меньшее количество реальных контактов с другими людьми. Младшие школьники часто бывают не уверены в себе, боятся отвечать у доски, боятся совершить ошибку, замыкаются, не проявляют активности на уроках и переменах. Уровень эмоциональной сферы во многом закладывается еще в детском возрасте, когда ребенок учится распознавать свои и чужие эмоции, управлять собственными эмоциями и эмоциональными проявлениями других людей. В младшем школьном возрасте период формирования эмоциональной сферы является сенситивным. Именно по этой причине важно уделять внимание развитию и формированию эмоциональной сферы, поскольку именно эмоциональная сфера помогает человеку добиваться успеха в жизни в силу того, что человек лучше понимает свои эмоциональные переживания, лучше ими управляет и может вести эффективную коммуникацию с другими людьми.
Некоторые учёные выделяют одну позицию в психологии по вопросу развития эмоциональной сферы. Данная позиция транслирует то, что управление эмоциями – это не природная склонность, которая имеет отношение к способности человека хорошо проявлять себя в каком-то конкретном навыке, а это и есть ряд сиюминутных, динамичных, тактических умений и навыков, которые можно применять в зависимости от ситуации. Проблемой развития эмоционального состояния детей занимались многие ученые, педагоги, психологи (Л.С. Выготский, С.А. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Т.А. Маркова, А.П. Усова и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Развитие эмоциональной сферы средствами тренировки, и обучения, несомненно, возможно. В рамках системы основного образования развитию эмоциональной компетентности школьника уделяется мало внимания. Эта проблема может быть решена за счет вне образовательных занятий.
Одним из самых действенных способов снятия зажатости и эмоционального раскрепощения младшего школьника является театральная деятельность (К. Станиславский, В. Миерхольд и другие). По нашему мнению, театральная деятельность может способствовать развитию эмоциональной сферы младшего школьника за счет того, что он учится понимать эмоции героев пьесы, учится транслировать эти эмоции через свою актерскую игру так, чтобы зрители поняли его и почувствовали именно те эмоции, которые он хочет передать. Отечественные педагоги и психологи рассматривают театрализованную деятельность как специфический вид художественно-творческой деятельности, которая имеет огромное значение для всестороннего развития школьников (Л. В. Артёмова, Л. С. Выготский, Н. С. Карпинская, Б. М. Теплов). Проблемой развития эмоционального состояния детей занимались многие ученые, педагоги, психологи (Л.С. Выготский, С.А. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Т.А. Маркова, А.П. Усова и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Через приобщение к искусству, которое помогает развить эмоциональную составляющую человека, младший школьник в процессе подготовки к театральной постановке учится понимать, какие эмоции испытывают герои, почему они переживают такие эмоции, как эти эмоции выражаются. Также ребенок старается передать эти эмоции и переживания через свою актерскую игру, а значит, он и сам учится их переживать и транслировать во внешний мир. Помимо этого, игра на сцене может приводить к переживанию стресса, ведь ребенок выступает перед публикой, а значит, он будет учиться управлять своими эмоциями. Стоит отметить, что театральная деятельность может помочь в решении различных педагогических и психологических проблем в обучении и развитии школьников, в частности, может помочь создать благоприятный психологический климат, снять напряженность, расширить словарь эмоций школьника, повысить уверенность в себе, социальную и коммуникативную компетентность школьника [3, 4].
Проблему развития творческих способностей в его взаимосвязи с эмоциональным восприятием и эмоциональной отзывчивостью ребенка рассматривают: Ю. Азаров, А. Алейников, В. Белова, Б. Березовский, Х. Василькович, и др. Проблему влияния театрального искусства на становление творческих способностей школьников представляют в своих работах: О. Грачева, А. Ершова, Ю. Куликов, А. Михайлова, В. Мышкина и др.
При наблюдении за детьми на репетициях, мы выделили два типа эмоционального поведения детей младшего школьного возраста. Эмоционально активные дети с легкостью играют свои роли, у них особенно выражен интерес к театральным действиям, свои действия они сопровождают ярко выраженными эмоциональными реакциями: смехом, удивлением и т.д. Эмоционально пассивные дети не могут репетировать длительное время, у них быстро пропадает интерес к игре. Они переживают, когда на них смотрят окружающие. У таких детей нужно стимулировать необходимость в активном речевом общении.
В развитии эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста главным звеном является характер эмоциональной отзывчивости, что обосновывает ее взаимосвязь с уровнем развития театрализованной игры. Педагогу необходимо уметь ставить и решать игровые проблемные ситуации для формирования нравственной ориентации у младших школьников. Главное условие в работе с детьми - это эмоциональное общение через совместные действия взрослого и ребенка посредством жестов, звуков, интонации и мимики. Мы делаем вывод, что, применяя театральную игру, равно как особый способ художественного развития личности ребенка, рассматриваются возможности театральной деятельности как средство для развития эмоциональной сферы в целом.
Список литературы:
- Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций. /П.К. Анохин— М., 1984. – 380 с.
- Богданова О.А. Воспитательные возможности внеклассной театральной деятельности / О.А. Богданова// Методист. – 2006. - №1 – с.49- 51.
- Петрова Д.В. Возможности развития эмоциональной компетентности у творчески одаренных подростков// Молодой ученый. 2020. № 13 (303). С. 225-227.
- Поставнева И.В. Особенности развития способности к сопереживанию дошкольников с признаками одаренности В сборнике: Психология одаренности и творчества. Сборник научных трудов II международной научно-практической онлайн-конференции . 2020. С. 69-73.
- Зайцев А. О социальной роли театра / А. Зайцев// Искусство в школе. – 2013. - №4. – с.49-50
- Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 752 с.
Оставить комментарий