Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(251)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8

Библиографическое описание:
Султанова С.Р. СЕРЕБРО ДОРОЖЕ ЗОЛОТА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 39(251). URL: https://sibac.info/journal/student/251/308668 (дата обращения: 20.05.2024).

СЕРЕБРО ДОРОЖЕ ЗОЛОТА

Султанова Сабина Ровшановна

студент 2-го курса направления подготовки 54.03.01 «Дизайн», Московский Государственный Университет Технологий и Управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ),

РФ, г. Москва

«Это было зрелище, превосходящее все прецеденты, и мы никогда не мечтали его увидеть»

Говард Картер

 

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящается 100–летию с обнаружения «Гробницы Тутанхамона» в 2022 году. В работе поднимаются вопросы о том, как отличается содержание экскурсионных маршрутов, связанных с «золотыми сокровищами Тутанхамона» в Москве и Каире.

ABSTRACT

This article is dedicated to the 100th anniversary of the discovery of “Tutankhamun’s Tomb” in 2022. The work raises questions about how the content of excursion routes related to the “golden treasures of Tutankhamun” in Moscow and Cairo differs.

 

Ключевые слова: археология, музей, Египет, Тутанхамон, выставка, мифы, легенды, сравнения, египтология, экспонаты.

Keywords: archeology, museum, Egypt, Tutankhamun, exhibition, myths, legends, comparisons, Egyptology, exhibits.

 

Казалось бы, как можно сравнивать столицу Египетских находок и какой-либо иной город в отношении археологической ценности, однако в данной работе я хочу понять, как отличается восприятие данной темы среди Египтян и жителей иных стран. Базироваться данное исследование будет на сравнительном анализе посещения выставки «Сокровища гробницы Тутанхамона» в Москве и Каирского музея (Египетского Национального Музея).

В первый раз выставка «Сокровища гробницы Тутанхамона» в Москве была посещена нами в ноябре 2022 года. В данном павильоне представлены копии сокровищ, найденных в гробнице Тутанхамона. Если говорить о техническом исполнении павильона, то нельзя не упомянуть продуманную организацию пространства. Кропотливо воссозданы декорации археологических раскопок как в «предбаннике», так и на территории самой выставки. Экспонаты воссозданы точно и кропотливо, рассматривать каждый из них интересно и увлекательно. Экскурсия проводилась гидом в позднее время. Экскурсовод рассказывал истории большинства представленных экспонатов. Важную часть повествования составляла история самого Тутанхамона и его отца Эхнатона, предпосылки того, почему данный император был забыт, а его гробница осталась нетронутой. Особое внимание уделялось бюстам, в том числе бюсту Нефертити. Гид рассказывал о теориях его создания и о том, как данное произведение искусства было нелегально вывезено из Египта. Также большое количество времени рассказывали о мифологии и о символике Древнего Египта, так как эти теории напрямую связаны с погребальными ритуалами и экспонатами, представленными на выставке. Также был упомянут исследователь-археолог Говард Картер и лорд Джордж Карнарвон, которым и принадлежит открытие данного исторического «памятника». Процесс исследования и изучения гробницы был представлен в тематической комнате «зал археолога», в которой расположились письма, книги, чертежи и муляжи археологических инструментов, напрямую отсылающие нас к исследованиям древности.

Самым запоминающимся эпизодом экскурсии была история с васильковым венком, который жена юного фараона возложила в его усыпальницу. Экскурсовод рассказал, что во время изучения гробницы исследователи обнаружили этот сохранившейся сквозь века трогательный жест и с помощью научного исследования смогли определить примерное время захоронения Тутанхамона. Однако, изучив больше информации, нам так и не удалость с точностью определить являлась ли эта легенда правдой. По официальным источникам, цветочные гирлянды, которыми было окружен саркофаг, рассыпались в пыль, стоило археологам попытаться с ними взаимодействовать. Что примечательно, Египтолог из Каира не упоминал об этой истории, возможно за недостатком данных или малозначительностью этой истории в сравнении с другими находками.

Посещение выставки в Москве в ноябре 2023. Данная экскурсия также проходила с гидом, однако оставила иные впечатления. Если говорить об оценке, то её можно было бы назвать «обзорной». Перед мероприятием был показан документальный ролик о работе археологов. Рассказ был менее красочным и не таким подробным как год назад. Меньше внимания было уделено саркофагам и истории находок в целом. Осталось впечатление неполноценности данной экскурсии. Возможно, данный момент связан с увеличением потока посетителей в дневное время.

Посещение Каирского Национального музея в Августе 2023 года. Длительность данной экскурсии не в пример больше, но и количество экспонатов не может идти ни в какое сравнение. Экскурсоводом выступал Hesham Mahmoud Mohamed, египтолог и профессиональный экскурсовод. Помимо самой выставки участников с помощью карт и репродукций погружали в историю Древнего Египта и его тайны. Интересная деталь – если в музеях на территории Москвы упоминается Египет и его легенды, большинству теорий даётся научное или близкое к таковому объяснение, однако экскурсоводы Египта любят подогревать интерес участников экскурсии «тайнами» и «заговорами» вокруг сокровищ. Например, известная фраза, которая по легенде, была высечена на самой большой Древнеегипетской гробнице «Смерть поразит своими ядовитыми крыльями всех, кто нарушит покой короля» (дословный перевод). Проклятье фараонов в теории достигает всякого, кто оскверняет своим появлением усыпальницы Древнего Египта. Подобные послания не новость в истории не только Древнего Египта, но и религиозных государств прошлого в целом. Однако никакого «проклятья», о котором с особым азартом рассказывают экскурсоводы и любители истории и мистики, нет и никогда не было. Это легко определить, проведя небольшое самостоятельное исследование. Если опираться на околонаучную теорию и отмести в сторону скептицизм и череду совпадений, то можно прийти к выводу, что (в теории) в гробницах могли находиться яды и токсичные испарения, дабы защитить фараонов от посмертного разграбления, а также грибок, который, несмотря на длительный процесс мумификации, мог содержаться в телах и отравлять «случайных путников». Но насколько данная теория близка к правде сказать сложно, так как бывали случаи, когда сами древние Египтяне и разграбляли могилы царей. И самая рациональная теория гласит, что никакого проклятья нет и быть не может, так как, несмотря на громкие заголовки в газетах 20-ого века, команда Говарда Картера и лорда Джорджа Карнарвона погибла далеко не сразу после вскрытия и «осквернения» могилы царя. Говард умер в возрасте 64 лет (через 13 лет после вскрытия гробницы) от сердечной недостаточности, что вполне нормально явление для того времени. А вот лорд Карнарвон действительно скончался всего через год после обнаружения гробницы, ему было 56 лет, причина – воспаление лёгких. Однако и это совершенно нормальное явление, тот же Генрих Шлиман, знаменитый археолог, погиб от осложнений, вызванных воспалением лёгких, если учесть тяжёлые нагрузки на организм, резкие перепады температуры и фактор смертности от данного заболевания в начале 20 ого века, то почти не остаётся сомнений в том, что данная ситуация не несёт никакого таинственного смысла. Когда история с «проклятьем» стала главной темой заголовков, Говард Картер написал в письме:

«Дорогая мисс Ионидес. Я боюсь, что должен признать, что у меня не те же чувства в отношении Вейгалла [Артур Вейгалл - египтолог и газетный репортёр]. На самом деле, смерть — это настоящее благословение. Хотя он был умным писателем, но хитрил. Проклятие было его изобретением. Вейгалл был на раскопках исключительно в качестве корреспондента "Дейли мейл". Он не присутствовал на открытии гробницы, потому что прибыл последним, через несколько минут после её вскрытия…» письмо из Луксора, датированное 21 января 1934 года.

Даже удивительно, как такая знаменитая легенда рушится, стоит только капнуть поглубже в своём исследовании. Если же главный археолог данной экспедиции отрицает наличие «проклятья», не даёт ли это нам права предположить, что данная легенда является не более чем выдумкой, в погоне за громкими заголовками. А вот о пирамидах Древние Египтяне говорят с гордостью и всячески отрицают наличие «высших сил», способствовавших их созданию. Египтологи готовы часами рассказывать о конструкциях пирамид, об инструментах, которые использовались при их создании. Наш гид объяснял кто из архитекторов древности просчитывал идеальный градусный наклон пирамиды и почему самые первые из них не отличались идеальной конструкцией и гладким «фасадом».

Так может тайны Древнего Египта уже совсем не тайны? Многим людям хочется верить во что-то таинственное и невозможное, но может это «таинственное и невозможное» уже перед нами? И заключается оно не в теориях заговоров, а в невероятной мастерстве и искусстве прошлых поколений?

Помимо «золота Тутанхамона» много времени уделялось Розеттскому камню. Сами Египтяне считают Розеттский камень, чуть ли не большей ценностью, чем всё золото гробницы Тутанхамона, вместе взятое. Приехав в Каир, как бы ни старались, вы не сможете пропустит мимо ушей окутанные тайной истории камня и его расшифровки.

Канопы, тронные залы, формулы бальзамирования, расшифровка папирусов, Египетские цари и царицы, настоящие мумии, ритуалы и мифология – это всё было изучено нами в ходе экскурсии.

А теперь перейдём непосредственно к золотому кладу гробницы Тутанхамона. Сами экспонаты находятся в отдельной «Золотой комнате», вход туда осуществляется строго по одному и без экскурсовода. Фотографировать экспонаты строго запрещено, за этим следят охранники, за попытку нарушить правило человека немедленно удаляют из комнаты. Несмотря на то, что большие экскурсионные очереди двигаются очень быстро, из-за чего просто нет возможности рассмотреть экспонаты поближе, пришлось отделиться от своей группы, но это определенно того стоило. Удивительно тонкая работа, присмотревшись к огромным золотым саркофагам, можно разглядеть, как рука скульптора соскользнула с намеченного пути и оставила лишнюю черточку на идеально гладкой поверхности. От такой близости с древностью захватывает дух.

Сложно даже приблизительно сравнивать экскурсии в Каирском музее и в павильоне на ВДНХ, однако нам есть, что сказать по этому поводу. В связи с тем, что в Египте запрещено фотографировать и надолго задерживаться у экспонатов «Золотой комнаты», рассмотреть каждый и закрепить в голове знания о них, слушая рассказы экскурсовода – крайне сложно. Невозможность сосредоточиться и вдоволь насладиться открывшимся перед тобой зрелищем поистине удручает. Но это можно сделать на Московской выставке. Конечно, изучать подлинники и копии – это не одно и то же, однако за неимением иных вариантов и путей обхода – это единственное что остаётся жаждущим умам. Египтологи щедро делятся своими знаниями, но несмотря на это, остаются вещи, на которые у них есть устоявшаяся точка зрения, не позволяющая рассматривать иные теории. И наоборот, некоторые истории они готовы приукрашивать снова и снова, чтобы привлечь внимание случайных зрителей к древностям. Нельзя утверждать, что подобным не злоупотребляют и экскурсоводы других стран, однако узнать точку зрения иного профессионала всегда полезнее, чем остановиться на чём-то одном. Ведь именно в споре рождается истина.

 

Список литературы:

  1. Кацнельсон И.С. Тутанхамон и сокровища его гробницы: учебное пособие/ И.С. Кацнельсон — М.: Наука, 1976. — 152 с.
  2. Antiques Trade Gazette [Электронный ресурс] URL: https://www.antiquestradegazette.com/
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.