Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 5(25)
Рубрика журнала: Технические науки
Секция: Архитектура, Строительство
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
ОТРАЖЕНИЕ ПЛАСТИКИ ПРИРОДНЫХ ФОРМ В АРХИТЕКТУРЕ
«Наше развитие является развитием тех наук, которые раскрывают нам образ жизни более близкий, более созвучный природному образу жизни. Люди, живущие в лесах, в джунглях и на море, в высшей степени остро чувствуют жизнь природы и инстинктивно полагают свои жизненные дороги в гармонии с ритмами, циклами и порядками природы». Саймондс Д. [7].
На современные средовые запросы урбанистической среды по созданию гармоничного пространства направлены аркологические принципы в строительстве. Поэтому и реабилитация разрушающихся ландшафтов должна происходить, опираясь на исторические образцы уникальных архитектурных предложений, основанных на переосмысленной природной пластике. Это может быть живая и неживая натура: бионика, каменистый горный ландшафт (археологические формы, «отрихтованные» временем), их средовое сочетание.
Антонио Гауди представитель модерна довольно четко выдерживал образ живой природы в своих сооружениях. Все его строения особого осмысления и развития в архитектуре современных городов, например, дом Каса Мила (Casa Mila) заказчик Пере Мила (Pere Mila).
Ла Педрера - «каменоломня» - такое было дано название изумленными жителями Барселоны этому уникальному зданию. Его можно сравнить с крутыми стенками утеса, в которых африканские племена строят свои пещероподобные дома. Волнистый фасад, с большими порами, напоминает также извилистый пляж с мелким песком. Соты, сделанные трудолюбивыми пчелами, могли бы также послужить прообразом зданию. Даже крыша решена рядом очень интересных причудливых дымоходов. Основным материалом для фасада послужил местный известняк. В этом здании Гауди создал парадокс: искусственная форма, но в естественной природной трактовке [5]. Образ скалистой (природной) или даже руинированной (антропогенной) архитектуры получает в последние годы острое формальное выражение. В этом отношении примечательны работы группы «Сайт» (SITE - Скульптура в Окружающей среде). В ее здании торгового центра в Хьюстоне четкие линии фасадов прерываются искусно имитированными обвалами штукатурки и кирпича. С одной стороны, этот внешний эффект призван привлечь посетителей в магазин дешевых товаров, но с другой - с его помощью раскрываются специфические эстетические замыслы проектировщиков.
Вот как характеризует их один из критиков. Группа, пишет он, «ведет развернутое наступление на принятые догмы «современной архитектуры» ... касающиеся особенностей формы, ей ненавистен автоматизм мышления, она пытается нанести удар по автоматическим ожиданиям, по автоматическим представлениям о том, какой должна быть архитектура..» [3]. Проектировать в системе «современных» формообразовательных норм, одновременно разрушая их — это, конечно же, яркая манифестация рефлексивного творческого сознания, его «развернутое наступление» на самого себя.
В мировой практике подражания природе и даже введения растительности в композицию здания имеется особый дизайнерский подход: стилистическая идея «архитектурного лекаря» Фридриха Хундертвассера по созданию бионики (с включением живых растений) на сооружениях. В начале 1950-х он высказывался прошв прямых линий в архитектуре. Как отмечает Хундертвассер, архитектор вынужден согласовывать свои наработки с заказчиком (который не принимает бионических контуров), поэтому процесс созревания интересной идеи здания довольно сложен, особенно в плане каких-то экологических моментов, которые бывает трудно воплотить, как любое новшество. «Но существенный фактор, экология - это уметь чувствовать, работать творчески. Без творчества нельзя работать, особенно в экологии», - так говорит Хундертвассер. Свои надежды на гармонию между человеком и природой он взял в свою продуманную архитектуру; сначала в набросках и картинах, затем, как только стало возможно, воплотил в реальных зданиях [6].
Человеческий рационализм берет свое, и определенную нишу в архитектурном творчестве сейчас занимают безобжиговые материалы, они более «природные», то есть созданы без дополнительной химической обработки. Адобное строительство - необожженная глина со специальными добавками заменяет кирпич. Технические характеристики такого материала позволяют применять его на практике. В истории много примеров возведения адобных зданий, в том числе и на территории нашей страны. Но в строительстве современной России такая технология не развивается, а ведь это интересное направление - использование материалов и чистой пластики земли.
Пластика земли, археологические памятники как прототипы современной архитектурной формы - сильные ассоциативные темы в архитектурном формообразовании. Три примера из истории.
Холм в Силбури (Англия)
Это - экстраординарная искусственная доисторическая насыпь. Английскими археологами утверждается, что она является самой большой искусственной насыпью, и конечно самым большим неолитическим строительством этого типа в Европе. Холм по размерам соответствует малым пирамидам в Египте и выше подобных насыпей Миссисипи в Кахокии (США). Сооружение имеет высоту 39,5м. Исследования, проведенные в 1968-69 годах показывают, что холм строился в три основные стадии, хотя последние гипотезы полагают сооружение холма в более сложной последовательности. Сначала, в позднем неолите, это была маленькая насыпь из гравия и торфа (Силбури 1). Для строительства Силбури 2 потребовалось больше материала. Значительная часть насыпи состояла из дробленого мела (28 000 м3), взятого из канавы (одно из первых карьерных нарушений природного ландшафта человеком). Силбури 3 — новая канава была вырыта 7м глубиной, использовалось еще 1 га земли, и дополнительно извлечено 184 136 кубических метра мела и почвы для увеличения насыпи. Холм был построен шестью концентрическими меловыми уступами, которые позже сгладились растительностью. Древние строители имели только простые инструменты из кости и древесины, чтобы построить этот «памятник», который стоит как напоминание того, какую уйму времени и усилий требуется, чтобы построить такое сооружение (по материалам Аманды Чэдбёрн (инспектор по древним памятникам) и Дэйва Бэтчелора (старший археолог) — Центр археологии «English Heritage» — «Английского Наследия»). Холм Силбури остается одним из наиболее важных и внушительных неолитических монументов в Англии, построенных на заре цивилизации, а сейчас он является частью туристических маршрутов - предметом гордости англичан и развития коммерции. Принцип структурирования, который мы видим в Холме Силбури («спираль»), использован в качестве метода оценки пространства деградированного ландшафта В.А. Паком. В построении формы зданий этот принцип использован в исследованиях Ю. С. Лебедева как «Дом-улитка», бионическая архитектура. Главное достоинство этого метода - компактность [2].
Meca Верде - скальный дворец (Аризона, США)
Приблизительно 1400 лег назад, намного раньше любого европейского исследования Северной Америки, люди, живущие в центре североамериканского материка, выбрали Mece Верде для своего дома Более 700 лег они жили и процветали здесь, строя сложные каменные общины в защищенных нишах стен каньона. К 1000 году мастерство людей Месы Верде продвинулось от строительства из самана к квалифицированной каменной кладке. Их стены были толстыми (двухрядная кладка), которые часто возвышались на два - три этажа и выше. Помещения были соединены вместе в блоки по 50 комнат и более. Население, возможно, достигло нескольких тысяч с 1100 по 1300 годы, в так называемый «классический период». Оно было главным образом сконцентрировано в компактных деревнях. Сейчас это «многоквартирное» жилье в утесе известно во всем мире. Большинство жилых ячеек было построено в период с 1190-х до 1270-х. Строители приспосабливали свои «структуры» к любому доступному месту, не делая предварительных планов [4]. Такой археологический прототип имеет настолько большой композиционный потенциал, что необходимый анализ его структуры даёт толчок к развитию нового содержания архитектурной формы. Это свидетельствует о том, что путей достижения сложного силуэта здания может быть много.
Холмы Прекрасного вида (Пекин, Китай)
В XVI веке было осуществлено сооружение большой искусственной гряды так называемых холмов прекрасного вида, расположенных на главной композиционной оси Пекина между Барабанной башней и Пурпурным городом. «Увенчанные пятью павильонами, холмы Прекрасного вида являлись обсервационными точками, откуда открывалась вся панорама столицы. Вместе с тем, возвышаясь на 50 м над уровнем земли, они создавали высотные контрасты, столь необходимые равнинному городу. Но, помимо этого, холмы имели еще и практическое значение: сложенные из отборного каменного угля (прикрытого дерном), холмы составляли огромный запас топлива на случай продолжительной осады столицы. В результате всех этих строительных мероприятий, развивавших композиционные идеи предшествующих эпох, окончательно сформировался план, центр и силуэт Пекина» [1].
На основе таких развернутых идей преемственности необходимо выстраивать ландшафтные комплексы «память места», что бы подчеркнуть уникальность преобразуемого уголка природы.
Список литературы:
- Бунин A.B., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Т.1 // М., Стройиздат, 1979. – 495 с.
- Лебедев Ю.С. Дом-улитка и другие: Природные формы и образы в архитектуре Москвы и Подмосковья // М.: Моск. рабочий, 1983. – 157 с.
- Рябушин А.В., Шукурова А.Н Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада // М.: Стройиздат, 1986. - 272 с.
- Mesa Verde National Park. National Park Service, U.S. Department of the interiorA GPO: 1998 / Буклет национального парка «Меса Верде»
- Rainer Zerbst. ANTONI GAUDI. TASCHEN // Benedikt Taschen Verlag GmbH, Hohenzollernring 53, D-50672 Köln, 1993. - 239 р.
- Rand Harry. «HUNDERTWASSER» Benedikt Taschen Verlad GmbH, 1991. – 238 p.
- Terra 2000. 8 International Conference on the study and conservation of earthen architecture. Preprints. Torquay. Devon. UK, May 2000 / University of Plymouth, English Heritage, ICOMOS/ James and James (Science Publishers, LONDON) \\ Материалы 8-ой международной конференции по изучению и сохранению земельной архитектуры. Торки. Великобритания 2000. – 452 с.
Оставить комментарий