Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 37(249)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Шанхоев Б.И. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 37(249). URL: https://sibac.info/journal/student/249/305859 (дата обращения: 03.01.2025).

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Шанхоев Багаудин Ибрагимович

магистрант, юридический факультет, Ингушский государственный университет,

РФ, г. Магас

Дикажев Мухарбек Магомедгиреевич

научный руководитель,

д-р юрид. наук, проф., Ингушский государственный университет,

РФ, г. Магас

THE CONCEPT AND CONTENT OF THE PROPORTIONAL ELECTORAL SYSTEM

 

Bagaudin Shankhoev

Master's student of the Faculty of Law, Ingush State University,

Russia, Magas

Mukharbek Dikazhev

scientific supervisor, Doctor of Law. Doctor of Sciences, Professor, Ingush State University,

Russia, Magas

 

АННОТАЦИЯ

 Автор статьи сделал подробный анализ применяемой при выборах пропорциональной избирательной системы, рассмотрел различные подходы ученых-конституционалистов к понятию и содержанию пропорциональной избирательной системы.

ABSTRACT

The author of the article made a detailed analysis of the proportional electoral system used in elections, considered various approaches of constitutional scholars to the concept and content of the proportional electoral system.

 

Ключевые слова: народное представительство; представительные органы; пропорциональная система выборов; мажоритарная избирательная система; партийные списки; избирательный порог.

Keywords: people's representation; representative bodies; proportional electoral system; majority electoral system; party lists; electoral threshold.

 

Анализ изученных научных и исторических источников позволил увидеть, как в дореволюционный период ученые-правоведы писали, что исторически действовали две независимые формы народного представительства, предопределявшие содержание и смысл избирательного права. Так, В.М. Гессен выделял представительство значимых организованных социальных групп: сословных, территориальных, классовых и представительство индивидов – массовой совокупности людей, отнесенным по всем избирательным округам. При этом первую форму ученый назвал представительством групповым, представительством важных интересов, а вторую назвал индивидуальным, народным представительством [5, с. 12].

Следует иметь в виду, что сама система представительства социальных групп в человеческой истории функционировала в ситуации законодательно разделения людей на категории, как сословия и касты. В этот исторический период переход из одной категории в иную порой был невозможен, либо усложнен.

Позитивное отношение ученого В.М. Гессена к парадигме представительства по жизненным интересам, подтверждает факт, что он называет её идеей реального представительства.

Другой сторонник представительства по интересам уже XIX века, бельгийский правовед А. Прэнс, писал, что «правильно понятый общественный интерес (интерес, свойственный группе людей, живущих одной жизнью, имеющих одни занятия, одну цель, одни стремления, одни потребности) предпишет избирателю, за кого подать голос» [12, с. 133].

Тем не менее, в нынешнее время о системе представительства по социальным группам как таковой не реально говорить, однако идея представительства жизненных интересов превратилась в теорию о представительстве политическими партиями жизненных интересов конкретных социальных групп людей.

Известный правовед и историк Н.М. Коркунов утверждал, что «при мажоритарной системе возникает опасность подчинения большинства меньшинству» [10, с. 61].

Следует иметь в виду, что нынешние отечественные исследователи выделяют избирательную систему в узком и широком смысле.

Так ученый Б.А. Страшун видит избирательную систему в широком смысле как систему общественных отношений, связанных с выборами органов государственной и муниципальной власти. Таковыми ученый считают отношения по определению избирателей и кандидатов в представительные органы, сопутствующая выборам структура в виде избирательных единиц, избирательных органов и иных, а также отношения на всех стадиях избирательного процесса. Избирательную систему в узком понимании считает способ определить, который из кандидатов выбран на должность в качестве законного депутата [13, с. 42].

Группа правоведов A.B. Иванченко, A.B. Кынев, А.Е. Любарев считают, что «под избирательной системой в узком смысле следует понимать совокупность правовых норм, определяющих, каким образом итоги голосования избирателей трансформируются в результаты выборов» [8, с. 18].

Академик С.А. Авакьян определяет избирательную систему как «реально существующий порядок подготовки и проведения выборов депутатов и выборных должностных лиц государственной власти и местного самоуправления» [3, с. 31].

Судья Конституционного Суда Российской Федерации в отставке М.В. Баглай утверждал, что «понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования» [4, с. 52].

И, наконец, историк-правовед Е.И. Колюшин увидел, что «в советском избирательном праве под избирательной системой понималась совокупность общественных отношений, возникающих в ходе выборов» [8, с. 22].

Как видно из авторитетных мнений, выше названных ученых, избирательная система сравнивалась ими с выборами.

Поэтому сформировавшееся в настоящее время избирательное право вобрало в себя содержание дефиниции избирательной системы в более узком и широком смысле. Наряду с этим, суть искомой системы в способах и методах подсчета голосов избирателей, то есть о завершающей стадии самих выборов в представительные органы публичной власти.

Таким образом, в качестве вывода мы резюмируем, под избирательной системой подразумевается совокупность конституционно-правовых норм, закрепляющих, итоги голосования избирателей и тем самым определяют способ подсчета результатов прошедших выборов. Поэтому пропорциональная избирательная система понимается как вид российской избирательной системы, воспринимаемой в узком смысле.

Согласно авторитетному мнению ученого A.A. Мишина «главное отличие пропорциональных избирательных систем от мажоритарных состоит в том, что они строятся не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Применение пропорциональных систем позволит добиться относительного соответствия между количеством голосов и количеством мандатов. Пропорциональная система, если она не искажена различного рода дополнениями и поправками, дает относительно верное отражение в представительном органе действительного соотношения политических сил» [11, с. 30].

Правовед О.М. Доронина в этой связи утверждает, что «теория пропорционального представительства заключается в том, что на выборах избиратели голосуют за партии или избирательные блоки, которые борются за определенное количество мест в каком-либо представительном органе, и после подведения итогов выборов получают места пропорционально количеству набранных голосов» [7, с. 17].

Рассмотрена в научном плане только пропорциональная избирательная система, когда все депутаты избираются по пропорциональной избирательной системе, а также смешанная избирательная система. Смешанной системой принято называть такую модель, когда для выборов органа власти использованы две избирательные системы одновременно, то есть часть депутатов избираются по мажоритарной, а другая часть по пропорциональной системе.

Методика распределения   мандатов между партиями и внутри самих партийных списков, может явится как критерий классификации пропорциональных избирательных систем.

Отдельным пропорциональным системам устанавливается избирательный порог или, так называемый заградительный барьер. В этом случае партии, не набравшие необходимого числа голосов, не допускаются к распределению мандатов.  Определяется данный порог в процентном соотношении к числу всех поданных голосов во время голосования.

Бесспорно, проводимые выборы будут признаваться демократичными, когда процедура их проведения и методика подсчета и распределения полученных голосов между самими кандидатами соотносятся с действующими демократическим принципам.  Они определены в нормах международного права. Поэтому принято их называть международными избирательными стандартами.

В науке принято международные избирательные стандарты определять, как принципы международного права, в части избирательных прав граждан, организаций, а также при проведении выборов. К ним относятся международные стандарты в сфере пропорциональных избирательных систем.

Обозначенные принципы имеются в международных актах различного уровня. Так для нашей страны таких уровней три:

-  международные акты, принятые в рамках ООН;

- акты Совета Европы и ОБСЕ;

- акты Содружества Независимых Государств.

Наряду с такой классификации в зависимости от уровня акта, в котором они имеются, международные стандарты в области пропорциональных избирательных систем, принято называть универсальными или региональными [6, с. 51].

Так, универсальные международные стандарты, зачастую содержатся в общих актах, в части прав человека, а региональные могут содержаться в специальных документах, например, в Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств 2002 года [2].

Обратим внимание на существовании двух основных видов пропорциональной избирательной системы, каковыми являются закрытые партийные списки и открытые партийные списки.

Так, а случае выбора закрытого партийного списка голосующий выбирает только конкретную политическую партию, но не конкретного человека. Тогда политическая партия заимеет столько мест, сколько   подано голосам. При этом, полученные при голосовании мандаты распределяются согласно партийного списка и включенным в него членам соответствующей партии, с учетом их последовательности в списке. Когда утвержденный партийный список структурно поделен на центральную часть и региональные группы, в первую очередь проходят кандидаты из центрального состава, а кандидаты из региональных частей заимеют мандаты пропорционально голосам избирателей, поданным за избирательный список в выбранном регионе.

В случае открытого партийного списка, то есть когда избиратель голосует не только за конкретную политическую партию, но и за индивидуально члена партии из утвержденного заранее списка. Здесь в зависимости от выбранного метода каждый избиратель вправе проголосовать за конкретного члена политической партии, за нескольких кандидатов, можно указать порядок предпочтения кандидатов в партийном списке.

Мажоритарная избирательная система - это система выборов, при которой избранными считаются депутаты, набравшие большинство голосов избирателей в соответствующем избирательном округе. При этом действуют два вида мажоритарной системы -  абсолютного и относительного большинства. В случае выборов по системе абсолютного большинства выбранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов, то есть 50 процентов 1 голос. Когда никто из кандидатов не получил абсолютного большинства назначается второй тур, для двух кандидатов, получивших большинство голосов во время первого тура. Тогда, получивший большинство голосов во втором туре считается выигравшим.

В случае выборов по мажоритарной системе относительного большинства участнику для получения мандата следует набрать больше голосов среди кандидатов, но не требуется обязательно больше половины.

Применяется смешанная система, такая система основана на сочетании двух избирательных систем - пропорциональной и мажоритарной.

При этом часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, а другая часть в соответствии с принципами пропорциональной системы. При выборах в Государственную Думу начиная с 2014 года в нашей стране применяется смешанная избирательная система, то есть 225 депутатов выбираются по мажоритарной системе относительного большинства, а остальные 225 депутатов избираются по пропорциональной избирательной системе [1].

Пропорциональная система обеспечивает наибольшую репрезентативность формируемых представительных органов местного самоуправления, отражение в них законных интересов населения соответствующих муниципальных образований. Одновременно она предполагает голосование по партийным спискам, что, безусловно, неприемлемо в условиях отсутствия развитой партийных организаций. Однако следует знать о характере сложившейся демократии в стране, когда на деле менее демократичные процедуры могут быть эффективными для качества демократии.

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 14 марта 2020 г.)// Рос. газета. 25 марта 2020 г.
  2. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г. // Собрание законодательства РФ. 2005.  № 48.  Ст. 4971.
  3. Авакьян С.А. Конституционное право России. В 2-х т. М., 2014.
  4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. / М. В. Баглай. – 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2017.
  5. В.М. Гессен. Основы конституционного права (изд. 2-е). Петроград, издание юридического книжного склада «Право», 1918.
  6. Дзидзоев Р.М., Ковтун О.А., Терещенко Н.Д. Конституционное право России. Краснодар, 2015.
  7. Доронина О.М. Местное самоуправление в системе обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2011. № 1.
  8. Иванченко A.B., Кынев A.B., Любарев А.Е. Пропорциональная избирательная система в России: история, современное состояние, перспективы. Независимый ин-т выборов М: Аспект Пресс, 2005.
  9. Колюшин Е.И. Избирательное право России: Курс лекций. – М.: РГУП, 2019.
  10. Коркунов Н.М. Пропорциональные выборы. СПб., 1896.
  11. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов (17-е издание, исправленное и дополненное). - М.: Статут, 2013.
  12. Прэнс А. Организация свободы и общественный долг. М., 1916.
  13. Страшун Б.А. Народное представительство и вопрос о некоторых его перспективах. // Журнал о выборах. Специальный выпуск. 2006.

Оставить комментарий