Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 36(248)

Рубрика журнала: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Водолагина В.А. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОБЕЛЕНА И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО ИНТЕРЬЕРА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 36(248). URL: https://sibac.info/journal/student/248/305607 (дата обращения: 18.09.2024).

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОБЕЛЕНА И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО ИНТЕРЬЕРА

Водолагина Виктория Александровна

студент, Институт архитектуры и строительства, Волгоградский государственный технический университет,

РФ, г. Волгоград

Шкотова Ольга Владимировна

научный руководитель,

старший преподаватель, доц. кафедры «Дизайн и монументально-декоративное искусство», Институт архитектуры и строительства, Волгоградский государственный технический университет,

РФ, г. Волгоград

АННОТАЦИЯ

В статье изложены основные этапы формирования ковроткачества, а также принципы, позволяющие объединить станковое, декоративное и монументальное искусства в одном произведении. История развития и современная интерпретация гобеленов.

 

Ключевые слова: искусство, ковроткачество, шпалера, гобелен, интерьер, декоративное искусство, дизайн интерьера.

 

Востребованность темы исследования обусловлена недостаточным изучением гобелена как важного элемента формирования предметно-пространственной среды современного интерьера, что несёт за собой необходимость анализа возможных перспектив развития этого вида искусства. Осмысление произведений недавнего прошлого может способствовать поиску новых идей, направленных на развитие искусства художественного ткачества. Возрастающий прикладной интерес к искусству гобелена, потребность в произведениях высокого художественного уровня в связи с необходимостью оформления современных интерьеров - все это придает особую значимость исследуемой теме.

Гобелен (фр. gobelin), или шпалера является одним из видов декоративно-прикладного искусства, это настенный односторонний безворсовый ковёр с изображением сюжета или орнаментальной композиции, выполненный вручную перекрёстным плетением нитей. Искусство изготовления гобелена имеет многовековую историю и является одним из наиболее древних в декоре интерьера. Нет точной даты и места, где была создана первая шпалера, но сам принцип ткачества был известен еще в Древнем Египте. В египетском музее Каира хранится льняная пелена, вытканная разноцветными узорами с изображением лотосов и скарабеев, найденная в гробнице Тутмоса IV и датируемая 1400 годом до н. э.

Родиной шпалерного искусства считается Франция, где уже в XI—XIII веках ткали из цветной шерсти (в XV веку к ней добавился шёлк) настенные ковры, предназначавшиеся для утепления и украшения покоев королевских и феодальных замков. В сфере готического французского искусства она, наравне с витражом, заменяла настенную живопись, плохо выдерживавшую условия влажного и холодного климата. С тех пор шпалера стала неотъемлемой частью французской художественной культуры, национальным видом декоративной «живописи».

 

Рисунок 1. «Анжерский апокалипсис» — серия шпалер, представляющих сцены Откровения Иоанна Богослова, автор Николя Батай. г. Анже, Франция 1379 г.

 

Самые древние из дошедших до нас шпалер — это монументальная серия «Анжерский Апокалипсис» (Рис. 1), заказанная в 1379 году герцогом Анжуйским парижскому ткачу Никола Батайю. Столетие спустя во Франции стали ткать гобелены, называемые «мильфлерами» (от франц. mille fleurs — тысяча цветов), которые очень скоро вошли в моду. Они представляли собой композиции из цветов и ягод на индиго-зеленом или красном фоне, поверх которого изображались аллегорические, библейские сюжеты или сцены из сельской жизни.

С конца XIV века шпалерное ткачество и текстильный дизайн стали одними из наиболее развитых отраслей европейского художественного ремесла и превратились в неотъемлемую частью декора интерьеров. Повышение спроса привело к созданию крупных мануфактур, а отдельные мастерские стали выполнять индивидуальные, эксклюзивные заказы. Над изготовлением шпалер вместе с художниками работали картоньеры. Картоньер, глядя на эскиз, рисовал и раскрашивал картон клеевыми красками на бумаге или масляными на холсте в натуральную величину будущего изделия. Ткачи работали по картону-образцу, воплощая в материале замысел художника. Большие по размеру шпалеры выполнялись целыми бригадами рабочих, где каждый мастер в совершенстве владел определенными операциями, что привело к появлению узких специализаций.

Гобелен выполнялся по традиционной композиции. Основной сюжет располагался в центре, по краям — широкая кайма, составленная из декоративных элементов: цветочные букеты, гирлянды, вазы, медальоны. Основным темами являлись библейские мотивы, исторические события, жанровые сцены, пейзажи, натюрморты, античная мифология, архитектурные зарисовки, геральдика.

К концу XV века появились шпалеры, целиком посвященные пейзажу, получившие название «вердюра» от французского «verdure», в переводе «зелень, растительность».

В XVI веке французская шпалера уступила первенство южно-нидерландской. Тканные ковры той эпохи часто называли «аррасами» — по названию города Аррас, где процветало производство ярких шпалер с использованием золотых и серебряных нитей. Но уже в середине XVII века Франция вернула себе первенство — здесь возникли крупнейшие в Европе мануфактуры тканых ковров. Особенно прославилась мануфактура, которая была создана в Париже на месте мастерской красильщиков шерсти братьев Гобелен.

В XVII веке в шпалерах картинное поле приобретает пространственность: преобладают живописные виды, насыщенные объемно-цветовой гаммой. Орнаментальные элементы теряют былое равноправие, оттесняясь к краям шпалеры и превращаясь в багет для картины.

Со временем совершенствовалась технология производства, менялась художественная концепция, обогащался цветовой спектр. Расширялось функциональное применение гобеленов.

Трудным для шпалеры был XIX век, ознаменовавшийся общим упадком всех монументально-декоративных искусств. Однако это направление не изчезло. На излете Золотого века мастера Аристид Майоль и Морис Денни оживили ковроткачество, а новое поколение мастеров начала ХХ столетия сохранило и приумножило традицию.

К 1940-м годам французские художники осуществили новый виток развития старинного ремесла. И действительно, именно современное искусство с его лаконичностью, условностью, символикой оказалось созвучно средневековому. Гладкие, бетонные и холодные стены перекликаются со стенами каменных замков. Современная архитектура потребовала и нового убранства. Текстиль смог оживить сдержанную, рациональную среду, которой человек сам себя окружил. Тяжелая, но мягкая ткань, «зернистость» фактуры, игра света на неровностях материи хорошо сочетаются с монотонными цветовыми участками стен.

Основоположником и реформатором в этой области является Жан Люрса. Воспользовавшись новыми возможностями технического прогресса, он изменил подход к технологиям производства. Люрса также отказался от пышной каймы гобелена, а обрамлением ковра стал служить сам дизайн интерьера, что, в свою очередь, дало толчок для развития последнего. Однако равномерный узор, использование аллегории и символов остались традиционными для французской шпалеры XIV—XVI веков. Композиция создаётся по законам монументального искусства, а не живописного. Главным заслугой Жана Люрса является не только возрождение, но и усовершенствование традиционного ковроткачества.

Из предмета роскоши замков и дворцов гобелен превратился в прикладное искусство широкого потребления. Так, в средние века, шпалеры как разновидность изобразительного искусства украшали соборы и служили для народа иллюстрациями из Библии. В XX веке общественные помещения, муниципалитеты, мэрии, торговые дома украшались шпалерами историко-познавательного характера.

Становлению советского декоративно-прикладного искусства в 1960-е гг. во многом способствовало строительство новых городов, общественных зданий, дворцов культуры. Важной движущей силой являлся и правительственный указ, согласно которому 2% средств, выделяемых на строительство зданий, полагались их художественному оформлению. Таким образом, декоративно-прикладное искусство стало использоваться в качестве художественного акцента современного интерьера. При ЛВХПУ имени В.И. Мухиной еще в конце 1940-х гг. были созданы Научно-исследовательские экспериментальные мастерские (НИЭМ), на базе которых росло и развивалось ленинградское художественное ткачество. Гобелен занял одну из ведущих позиций в создании художественного образа общественного интерьера.

На современном этапе гобелен интерпретирует новое понимание пластики ручного ткачества. Сегодня в изготовлении шпалеры художники отказались от красок, в пользу использования чистых ярких цветов уже окрашенной шерсти. Кроме этого, в гобелене возможно использование самых разнообразных текстильных и природных материалов. Это могут быть трикотаж, тесьма, пакля, шнуры, металлические нити, кожа, дерево и т. п.

По принципу композиционной взаимосвязи шпалеры и предметно-пространственной среды интерьера выделяются два вида гобелена: гобелен, изготовленный под конкретный дизайн проект, и гобелен как выставочный экспонат. В настоящее время большинство гобеленов проектируется с учетом требований конкретного интерьера. Часто произведение создается в сотрудничестве с архитекторами. Создание же выставочного экспоната становится главной независимой задачей, а связь с архитектурой, являющейся одним из критериев ценности гобелена, оказывается потерянной. С другой стороны, при таком виде творчества для художника существует большая свобода для выражения своих идей, замыслов, что приводит к наиболее интересным решениям.

В современном мире у человека есть потребность окружить себя рукотворными вещами. Они могут служить знаковой, культовой величиной, которая психологически воспринимается человеком как стабилизирующий фактор в быстро изменяющемся мире. В искусстве гобелена происходят перемены, это живой, развивающийся вид. Несмотря на длинную историю, он имеет большие перспективы развития и синтеза различных видов искусства.

 

Список литературы:

  1. Коваль Р. Вселенная Ж. Люрса // Декоративное искусство СССР. — 1983.
  2. Воронов Н. Интерьер и декоративное искусство.
  3. Савицкая В.И. Гобелен в системе пластических искусств XX века —1988.
  4. Бирюкова Н. Французские шпалеры конца XV—XX века в собрании Эрмитажа — 1974.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.