Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 36(248)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Михайлюкова Н.Н. РЕЛИГИОЗНЫЕ ИДЕИ СЛАВЯНОФИЛЬСТВА: ОТ А.ХОМЯКОВА ДО В. СОЛОВЬЕВА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 36(248). URL: https://sibac.info/journal/student/248/305512 (дата обращения: 30.05.2024).

РЕЛИГИОЗНЫЕ ИДЕИ СЛАВЯНОФИЛЬСТВА: ОТ А.ХОМЯКОВА ДО В. СОЛОВЬЕВА

Михайлюкова Наталья Николаевна

магистрант, кафедра истории и археологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого,

РФ, г. Тула

RELIGIOUS IDEAS OF SLAVOPHILISM: FROM A. KHOMYAKOV TO V. SOLOVYOV

 

Natalia Mikhayliukova

Master's Student, Department of History and Archeology, Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy,

Russia, Tula

 

АННОТАЦИЯ

Статья раскрывает основания религиозной составляющей славянофильской идеологии, раскрывает влияние славянофилов на российские общественные движения второй половины XIX в. В статье подчеркивается, что столкновение религиозных и натуралистических воззрений роковым образом сказались на дальнейших судьбах славянофильства, привели к его разложению на различные идейные течения и религиозные умонастроения.

Актуальность и новизна статьи определяется теоретической постановкой проблемы влияния раннего славянофильства с его уникальным церковным и культурным опытом на дальнейшее развитие общественной мысли в России.

ABSTRACT

The article reveals the foundations of the religious component of the Slavophile ideology, reveals the influence of the Slavophiles on the Russian social movements of the second half of the XIX century. The article emphasizes that the clash of religious and naturalistic views fatally affected the further destinies of Slavophilism, led to its decomposition into various ideological currents and religious attitudes.

The relevance and novelty of the article is determined by the theoretical formulation of the problem of the influence of early Slavophilism with its unique ecclesiastical and cultural experience on the further development of public thought in Russia.

 

Ключевые слова: славянофильство, А.С. Хомяков, В. Соловьев, культурный опыт, религиозный опыт, либерализм, консерватизм, религиозный мессианизм, русская национальная идея.

Keywords: slavophilism, A.S. Khomyakov, V. Solovyov, cultural experience, religious experience, liberalism, conservatism, religious messianism, Russian national idea.

 

По мнению Н. Бердяева, великого российского философа, славянофильство «есть самое большое явление в истории нашего самосознания» [1, с. 18], способствующее пониманию эволюции русской религиозной идеи, соотношению в ней собственно христианских и языческих элементов. Несмотря на внешнюю стройность и органичность славянофильского учения, в нем представлены весьма разнородные и противоречивые тенденции, иногда прямо противоположными сценариями и вариантами религиозного развития России. В славянофильстве заявляют о себе путь религиозного либерализма и религиозного консерватизма, путь мистических, мессианских упований и путь позитивно натуралистических, церковно-государственных притязаний. В нем нашло свое место и русское православное христианство, и русское язычество, «христианский мессианизм и языческий национализм, теократически-анархическое отрицание всякой государственности и абсолюти­зация исторически относительных форм государственности, свобода от всяких внешних форм и рабство у сословного быта» [2, с. 25]. Эти про­тиворечия роковым образом сказались на дальнейших судьбах славянофильства, привели к его разложению на различные идейные течения и религиозные умонастроения.

Классическое славянофильство, представленное именами А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, Ю.Ф. Самарина, И.С. Аксакова, А.И. Кошелева, отличающееся приверженностью церковно-православной традиции, в 60-80 годы XIX века ок­рашивается в цвета натурализма и позитивизма. Религиозный мессианизм перерождается при этом в русскую национальную идею [3, с. 14-23].

Натуралистическое перерождение славянофильства особенно ощутимо заявляет о себе в известной работе Н.Я. Данилевского «Россия и Европа». В дальнейшем более поздние последователи славянофильской идеи ослабляют духовную связь со старыми славянофилами, а их противники принимают резко антихристианскую, почти языческую позицию, рассматривая православие как позитивно-натуралистический институт государственной власти.

Особое место в славянофильском движении занимает фигура К.Н.Леонтьева, в творчестве которого противоречия славянофильства обостряются до предела. Леонтьев в равной степени предстает и натуралистом-позитивистом и мистиком-романтиком» [1, с. 9]. Роль Леонтьева двояка, так как в натурализме Леонтьева разлагается и отмирает слабая сторона славянофильства; в мистицизме же - зарождает­ся новое, апокалиптическое и мессианское видение судеб России.

Ключевой фигурой в истории славянофильского движения по праву считается личность Достоевского. Именно с Достоевского начинается эпоха катастрофически-трагического ощущения жизни и приходит конец «бытовой религиозности», воспетой старшими славянофилами. В славянофильстве Достоевского религиозно-мистические элементы окончательно берут верх над элементами позитивно-натуралистическими.

Творческое развитие религиозной идеи славянофильства достигает своего апогея в творчестве В.С. Соловьева, являющегося славянофилом по своим истокам, получившего от славянофилов основные темы своего творчества, свое религиозное направление и веру в призвание России. Именно Соловьев развивает славянофильское сознание в сторону «христианского универсализма», окончательно преодолевая языческое сознание [4, с. 15].

Оценивая эволюцию славянофильства в целом, Бердяев приходит к выводу, что славянофильство и вырождается, и творчески развивается, и что такая двойственность его судьбы связана с дифференциацией и поляризацией религиозных начал, представленных в нем. Элементы языческо-националистические, косно-бытовые, сословно-корпоративные, позитивистски-государственные вырождаются и отмирают. Но творчески развивается «правда славянофильства», т.е. элементы подлинно церковные, христианско-мистические, национально-мессианские [4, с. 18].

 

Список литературы:

  1. Бердяев Н.А. А.С.Хомяков, 2004. - 578 с.
  2. Бердяев H.A. А.С.Хомяков как философ // О русской философии, 1991. - 60 с.
  3. Гарднер К. Между Востоком и Западом. Возрождение даров русской философии // Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. А.С.Хомяков и И.В.Киреевский, 1995. -  14-23 с.
  4. Жукова Г.Г. Религиозная концепция славянофилов и современная борьба идей, 1987. - 20 с.
  5. Михайлюкова Н.Н.Экзистенциальные истоки и основания богословствования А.С.Хомякова (религиозно-философский анализ), 2004. - 150 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.